Описание материала: урок русского языка в 1 классе по теме «Слова - признаками предметов, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое?» разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, образовательной программы начального общего образования МКОУ ПГО «Тимохинская НШ-ДС» и всходящих в неё программы развития универсальных учебных действий, планируемые результаты освоения основной образовательной программы, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, программы «Русский язык» 1 класс, УМК «Школа России», учебника «Русский язык» под авторством Валентины Павловны Канакиной и Всеслава Гавриловича Горецкого (Москва, издательство Просвещение, 2011г.)
Данный урок находится в системе уроков после букварного периода пятый по счету из 50.
Тип: открытие нового знания.
Оборудование: презентация, предметные картинки, рабочие листы.
Этап урока. Задача данного этапа | Формируемые умения Предметные (ПР) Метапредметные (УУД) Регулятивные (Р) Коммуникативные (К) Познавательные (П) Личностные (Л) | Раздел этапа урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Организационный (этап мотивации). Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | (УУД): Р:-осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; К:- слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | | Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Будем мы писать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики. | Подготовка учащихся к работе на уроке |
Актуализация опорных знаний и умений. Активизация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов | ПР:- знать отличительные признаки зимних месяцев; УУД: П:- выполнять анализ; обобщение; Р:-осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; К:- слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Групповая работа | - Для того чтобы начать урок, нам нужно определить его тему. В этом нам поможет кроссворд. Кроссворд Он не может зря идти. Он идет и красит белым Все, что видит на пути. (Снег) По свету рыщет, Поет да свищет. (Ветер.) С песней грустною ...(Метель.) - Сегодня на уроке мы поговорим о зимнем месяце – феврале. - Мы будем обсуждать не только изменения в природе в феврале, но и познакомимся с именами прилагательными, а так же исследуем, необходимы ли они в русском языке. | |
Постановка учебной проблемы. Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. | ПР:- отработка умения ставить вопросы к словам; - создать условия для умения различать признаки зимних месяцев УУД: П:-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Р:-высказывать свое предположение; осуществлять самоконтроль; К:-точно и полно выражать свои мысли. | Чистописание | - Какая буква есть во всех словах нашего кроссворда? - Именно буква Е станет хозяйкой чистописания. - Запишите предложение. - Те, кто закончил задание раньше, поставьте в словах ударение и определите количество слогов. - Поставьте вопросы к словам данного предложения. | №1 Ее Ее еее ев ле ел ес Февраль – зимний месяц. |
| | Игра «Собери пословицу» Работа в парах Помощь «консультантов» | - Соберите из слов пословицу. Объясните её смысл. Вьюги | да | метели | под | февраль | полетели. | Учащиеся, выполнившие задание первыми, оказывают помощь остальным. - Назовите признаки, которыми февраль отличается от остальных месяцев года. | |
Формулирование проблемы, планирование деятельности. Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. | Л:- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?) УУД Р:-определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке | Соотнесение предлагаемого варианта ответа с собственной точкой зрения. Работа в парах | Задание «Подбери» - Прочитайте текст. На дорожках лежит снег. Дует ветер. Над головой небо. Светит солнце. - Можно ли догадаться о каком времени года идёт речь? - А как именно можно этот месяц зимы описывается? - В предложениях № 2 рабочих листков подчеркните такие прилагательные, которые помогут описать февраль. Взаимопроверка. - Прочитайте рассказы своих соседей по парте. Понятно ли о каком месяце идёт речь в их рассказах? - Какой мы сделаем вывод: нужны ли нам имена прилагательные? Для чего? | №2 На дорожках лежит (пушистый, осевший, грязный, голубоватый) снег. Дует (свежий, холодный, порывистый, лёгкий) ветер. Над головой (низкое, серое, высокое, голубое) небо. Светит (яркое, жаркое, холодное, тусклое) солнце |
| | Физкультминутка для глаз | | |
Открытие нового знания Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. | ПР: - развитие умения образовывать имена прилагательные от имён существительных - сравнение имен существительных и прилагательных Л: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в группах; - оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей). УУД Р: - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; П: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - овладевать умением искать и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, объяснять выбор критерия для сравнения; К: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Дифференциация имён существительных и имён прилагательных Соотнесение прилагательных и существительных | Игра «Угадай дерево» - А изменились ли деревья с приходом зимы? - Все ли деревья сбросили на зиму листву? - Отгадайте загадки. - Образуйте прилагательные от существительных. Её всегда в лесу найдёшь - Пойдём гулять и встретим: Стоит колючая, как ёж, Зимою в платье летнем (Ель) Стоит в белой одежке, Свесив сережки (Берёза) В сенокос - горька, А в мороз - сладка. Что за ягодка? (Рябина) У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, Ветви - только на макушке (Сосна) Не загадка это даже, Сразу назовем, Если только кто-то скажет - Желуди на нем! (Дуб) - Какой вывод об именах прилагательных сделаем? (Имена прилагательные можно образовать от имён существительных) - На какие две группы можно разделить деревья? - Почему зимой деревья стоят голые? - В каком лесу зимой теплее: в еловом или в лиственном? (Еловом, т.к. пушистые ветви лучше сохраняют тепло) - Зима – суровое время года. А кто же испытывает на себе зимние трудности? Игра «Найди по признаку» - Все ли птицы могут пережить нашу зиму? - На какие группы можно разделить птиц? - Что страшнее для птиц холод или голод? - Соедини название птицы и её признак. - Какой сделаем вывод о прилагательных? (Имена прилагательные по смыслу связаны с именами существительными) - Как мы можем помочь птицам? | №3 После отгадки учащиеся, находят на рисунке часть данного дерева и образовывают прилагательное по образцу: Липа – липовый цвет №4 Учащиеся соединяют слова, объясняют свой выбор и проверяют с помощью презентации. белобокая | | синица | зеленокрылая | снегирь | красногрудый | дятел | чернокрылая | сорока | длинноклювый | ворона | |
Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. | ПР: - способствовать развитию умения находить слова по заданному описанию; УУД Р: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; К: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Подбор слов по заданному описанию Восстановление деформированного текста | Выполнение упражнения № 5 - Определите по признакам, о каком животном идёт речь. - Как же живётся животным зимой?. - Какие животные не видят красоты зимы? Почему? (Впадают в спячку медведь, ёж) - Зачем заяц путает следы? Как вы считаете, он трусливый или осторожный? Игра «Вставь признак» Дан текст, в котором нет прилагательных. Учащиеся текста не видят. Дети называют любые прилагательные, учитель вставляет по порядку и зачитывает получившийся текст. На дворе … зима. В лесу тишина. Только на ветвях белка грызёт … шишки. Да от холода воет … волк. - Какой сделаем вывод об употреблении имён прилагательных? (Нужно употреблять признаки, подходящие по смыслу) - Давайте исправим наши ошибки и вставим подходящие по смыслу имена прилагательные. | №5 Учащиеся вписывают название животного серый, злой, голодный________ рыжая, хитрая, ловкая_______ №6 Дифференцированные задания Учащиеся с высоким уровнем развития - Вписать признаки, изменив по смыслу. На дворе _________ зима. В лесу тишина. Только на ветвях белка грызёт _________ шишки. Да от холода воет __________ волк. Слова – помощники: вкусный, холодный, голодный | Учащиеся со средним уровнем развития - Вписать признаки. На дворе _________ зима. В лесу тишина. Только на ветвях белка грызёт _________ шишки. Да от холода воет __________ волк. Слова – помощники: холодная, вкусные, голодный | Учащиеся с низким уровнем развития - Подчеркнуть признаки На дворе холодная зима. В лесу тишина. Только на ветвях белка грызёт вкусные шишки. Да от холода воет голодный волк. | |
| | Физкультминутка | Мы растём, растём, растём Всё о мире узнаём! Не обидим мы букашки, Гнёзд не разорим у пташки, Муравейник сохраним, Ручейка не замутим. Мы деревья сохранили, Значит, жизнь себе продлили. | |
Применение новых знаний Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | ПР: - наблюдать за словами, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие? УУД Р: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; П: - осуществлять анализ учебного материала; К: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Описание предметов с помощью прилагательных Контроль и самопроверка | Игра «Оденься на прогулку» На экране даны разные предметы одежды. - Про февраль в народе говорят: «Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый» - Посмотрите, все ли предметы одежды подойдут для прогулки в феврале? Выберите те предметы одежды, которые Вы бы одели на февральскую прогулку, опишите этот предмет, используя только прилагательные, а остальные ученики – отгадают, какой предмет вы имеете в виду. - Какой вывод можно сделать? (Прилагательные обозначают различные признаки предметов (качество, цвет, вкус, запах) - Как нужно одеваться зимой Контрольная карточка Учитель читает предложения. Если учащиеся согласны с высказыванием, они обводят номер вопроса; если предложение неверное – зачеркивают номер вопроса. Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какие? какое? (+) Имена прилагательные нельзя образовать от предмета (-) Имена прилагательные связаны с предметом (+) Имена прилагательные обозначают только цвет предмета (-) Использование имён прилагательных в русском языке не обязательно (-) | |
Рефлексия учебной деятельности Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. | Л:- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. УУД: Р:- осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; К:- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | | Заполни лесенку успеха? - Составим сиквейн на тему «Урок» Урок Интересный, необычный Обучает, воспитывает, развивает На уроке мы узнаём новое. Класс! | Красный – всё отлично Желтый – можно и лучше Зеленый – тоска зеленая |