Тема: «Интонация. Знаки препинания в конце предложения.»
Тип урока: Решение (частной) учебной задачи (УЗ). (Прошлый урок – постановка УЗ).
Педагогическая цель: Создать условия для систематизации знаний о грамматических признаках предложения, формирования умения правильно ставить знаки препинания в конце предложения, формирования умения читать предложения с разной интонацией.
Планируемые предметные результаты: умеют выделять предложение среди других групп слов; умеют правильно оформлять предложение на письме; умеют правильно ставить знаки препинания в конце предложения, в зависимости от интонации;
Формируемые (метапредметные) УУД:
Регулятивные: ставят учебную задачу урока под руководством, осуществляют её решение совместно с учителем в процессе выполнения УД (учебных действий); планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной УЗ;
Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения УЗ, выдвигают критерии совместно с учителем; ценят красоту зимней природы; логические – осуществляют оценивание по заданным критериям;
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, вступают в речевое общение.
Ход урока:
- Организационный момент. (Организация начала урока).
- Постановка УЗ (Прогнозирование содержания урока):
Стр. 16. Колокольчик нам показывает, что начинается новый урок. Учитель предлагает составить план урока. Какие задания предстоит выполнить, за чем наблюдать?
- Пиши правильно (Каллиграфическая минутка); Оранжевая плашка: понаблюдаем и сделаем вывод, с какой интонацией могут произноситься и произносятся предложения, будем записывать предложения, ставить знаки препинания;
Какие знания и умения нам пригодятся?
- Вспомнить, что такое предложение, интонация, знаки препинания (знания);
- Отличать предложения от набора слов, умение оформлять предложения в устной и письменной речи.
- Каллиграфическая минутка (чистописание):
Упр.21. Пиши красиво. Обсуждение критериев оценки до преступления к работе: высота букв, наклон, расстояние между буквами, соединение. Самооценка с помощью символов, на полях тетради по заданным критериям. (Учитель ставит при проверке свой знак). Можно организовать взаимооценку в парах.
- Актуализация опорных знаний. Составление «карты знаний».
Выполнение заданий в форме теста с выбором ответа и кратким ответом. В процессе выполнения работы учитель корректирует действия учеников и поясняет, какое количество баллов можно набрать за каждое задание. (В дальнейшем, когда дети обучены более самостоятельно вырабатывать критерии, можно совместно обсуждать кол-во баллов и т.д.) Это формирующее оценивание.
Прочти группы слов. Выбери и обозначь среди них предложение.
1. Зимой снег
2. Ребята в снежки поиграть
3. Зимой ребята играют в снежки.
|
Умею находить среди групп слов предложение.
1 балл
|
Прочти предложения. Выбери и обозначь среди них предложение, в котором нет ошибок.
- Ребята на санках катаются с горки
- наступили зимние морозы.
- Ребята сделали кормушки для птиц.
|
Знаю правила оформления предложений на письме.
1 балл
|
В устной речи предложения отделяются друг от друга ______________________________________.
В письменной речи предложения отделяются друг от друга знаками препинания :_________________.
|
Знаю, как в устной и письменной речи одно предложение отделяется от другого.
2 балла
|
- Закрепление знаний и способов действий. Работа в группах. Составление предложений их набора слов. Защита составленных предложений одним учеником у доски и запись с комментированием. Подчёркивание заглавных букв и знаков препинания.
- Что содержит данное предложение? (сообщение, вопрос, приказ, совет)
1-я группа: Зимой лес покрылся снегом.
2-я группа: Как красив лес зимой!
3-я группа: Что дети делают зимой?
Взаимооценка работы групп по заданным критериям (на доске начерчена шкала для обозначения уровня - высокий, низкий, средний):
- Правильно составлено предложение.
- Правильно оформлено на письме (заглавная буква, знак препинания).
- Дан ответ на вопрос: Что содержит предложение?
Самостоятельная работа по учебнику (с выбором задания): упр. 22, 23,25 (или по вариантам).
Фронтальная проверка, переходящая в следующий этап.
- Рефлексивно-оценочный этап.
- Сравнение выводов у доски после работы в группах и выводов учебника.
- Диктант знаков. Учитель читает предложения, дети ставят только знаки препинания. Самопроверка с доски. Оценка с помощью шкалы или других символов. Оценка работы в тетради (аккуратность, каллиграфия), если позволяет время.
· Выдался тёплый зимний день.
Ребята пошли на экскурсию в лес.
Как хорошо в лесу зимой!
А вам нравится зимний лес?
. . ! ? Критерии: 4 предложения, 4 верных знака.
- Что помогло справиться с заданиями на уроке? (Знания, умения, полученные на предыдущих уроках
Какой совет вы бы дали учащимся школы, чтобы они хорошо работали на уроках? Устная работа с пословицей. Творческое домашнее задание : найти пословицы и поговорки, в которых даётся совет учащимся.