СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 1 классе. Тема: Перенос слов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка, 1 класс

Тема: Перенос  слов

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 1 классе. Тема: Перенос слов.»

Реализация ФГОС на уроках русского языка в 1 классе

Учитель: Ушакова Анна Анатольевна

 

  1. Урок русского языка, 1 класс

Тема: Перенос слов

  1. Краткая аннотация.
    Тип урока: Открытие нового знания

Использование технологий: проблемно-диалогическая технология


  1. Использован УМК «Школа России», Русский язык. Горецкий В. Г., Канакина В.П. и др.Урок 12.

  1. Форма организации учебной работы: индивидуальная, парная и групповая

  2. Оборудование

  3. Описание урока

Цель:

Создать условия для формирования навыка переноса слов.

Планируемые результаты:

предметные: ученик

переносит слова с одной строки на другую по алгоритму

личностные: ученик

  • проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

  • понимает причины успеха в учебной деятельности

Универсальные учебные действия:

регулятивные ученик

  • определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные ученик

  • использует знако-символические средства при оформлении правил переноса;

  • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

  • составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные ученик

  • слушает и понимает речь других;

  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.


Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.


Этап

Ход урока

(Деятельность учителя и учащихся)

Результат

1. Организационный этап


Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Приветствие.

- Проверим готовность. По каким критериям?

(Вспоминают критерии, проверяют свою готовность.)



Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.

2.Актуализация знаний


Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» .

Работа в тетради.

  1. Чистописание.

И Ц И Щ

-Рассмотрите внимательно данные буквы. Что общего? Чем отличаются? (Прописные, элементами.)

  1. Работа с рядом слов:

( Учащиеся работают с рядом слов.)

Ира, Инна, Цветаева, Илья, Игорь, Иван, Щукины.

Прочитайте слово, в котором:

- ь – разделительный

- ь – обозначает мягкость согласного звука

- Я считаю, что все эти слова двусложные. Кто считает, что я права?

(Учащиеся делают выбор.)

- Почему ты считаешь, что я права (не права)?

(Обоснование детьми своего выбора.)

Какие знания понадобились?

Как проверить, правильно ли подсчитали слоги?

(Роль Ь, правило определения слогов.

Обозначить гласные буквы.)

Обозначим.

- Какие задания ещё можно выполнить со словами?

(Варианты детей (списать, подчеркнуть орфограммы; разделить на группы, найти лишнее слово и т.п.)


3.Выполним задание упр.1 учебника(с.45-46)

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

3. Постановка учебной задачи


Цель: Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

1.Упражнение 4в печатной тетради(с.44)

(При записи улица Будённого слово не входит в строку.)

-Слово не входит на строку.

- Что же делать?

- Что значит перенести?

(Надо слово перенести.

Часть слова оставить, а другую записать на новой строке.)


2. Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести это слово?

(Дети работают в парах и пишут на листе, как можно перенести это слово.)


- Какие у вас идеи?

(Дети предъявляют результат своего труда. Варианты переноса могут быть разные: Бу-дённого,Будённ-ого,Будё-нного…)


Фиксирую варианты переноса на доске.

- Посмотрите, сколько вариантов переноса 1 слова.

Задание было одно?

(Да.)

-Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем?

-Как вы думаете, какая тема урока?

(Как переносятся слова.

Как переносить слова; правила переноса слов.)


  1. Фиксирую тему на доске (слайд 1): Перенос слов. Правила переноса слов.

-Прочитайте внимательно тему урока. В каком числе стоит слово ПРАВИЛА?

(Во множественном.)

О чём это нам может говорить?

(Наверное, их много, несколько.)


-Действительно, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть.

-Какие задачи поставим перед собой?

(Открыть правила переноса, научиться переносить слова.)

ФИЗМИНУТКА

Фиксация во внешней речи причины затруднения.

Формулировка учебной задачи как темы урока.

4. Открытие «нового» знания


Цель: Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.















инструкция


Сейчас вы будете работать в группах. Значит, в каждой группе нам надо выбрать лидера. Какова его роль?

(Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану.)

-У каждой группы есть лист, на котором подобраны и записаны слова на определённое правило переноса.

А план работы такой.

(слайд 2)

1. Прочитать слова

2. Обратить внимание на выделенные буквы

  1. Посмотреть, где стоит знак переноса

  2. Сформулировать правило переноса слов.


целеполагание


-Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы?

(Правило переноса слов.)

-Сколько правил у нас получится?

(Сколько групп, столько и правил.)

Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе.

(Дети работают в группах и формулируют правило.)


предъявление результата

-Слушаем результаты работы групп.

-Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

(слайд 3)

(Представитель от 1 группы показывает задание.

Все читают слова: слоо,строа,глаа.)

-На что вы обратили внимание? А какой сделали вывод?

(Выделены гласные буквы, а знак переноса стоит между слогами. Значит, слово переносится по слогам.)

-Вы согласны с выводом группы?

Фиксирую на доске модель:

О чём говорит эта схема?

-Слушаем вторую группу. (слайд 4)

(Показ задания.)


-Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

(Все читают хором слова: кас-са, рус-ский, Рос-сия.)


-На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

(Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Значит, если две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними.)



-Вы согласны с выводом группы?

Фиксирую на доске модель:

...С — С...

-Слушаем третью группу. (слайд 5)

-Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

(Показ задания.

Все читают хором слова: конь-ки, зай-ка, подъ-езд.)


-На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

(Выделены Ъ,Ь,Й. Знак переноса стоит после них, значит их нельзя отрывать от предыдущего слога.)


-Вы согласны с выводом этой группы?

Фиксирую на доске:

..Ъ-.., …Ь-.., …Й-….


-Слушаем четвёртую группу.( слайд 6)

-Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

(Показ задания.

Все читают хором слова: очень,Ока,яма,ещё.)


-На что вы обратили внимание и какой сделали вывод .

(Выделены слоги О -,Я-, Е-. Знак переноса не стоит, значит одну букву переносить нельзя.)



-Вы согласны с выводом группы?

Фиксирую модель:

-Что случилось, почему буква плачет?

(Не хочет стоять одна!)

Почему же изменилось настроение?

(Слово тоже протянуло ей руку, теперь она не одна.)

И последнее правило: 1 слог – не переносим.

лайд 7)

(Читают слова: мОй,тАк,лЕс.)

Выделен гласный звук, в слове 1 слог, переноса нет.)

-А почему нельзя переносить?

(Слова переносятся только по слогам!)

Сформулированное правило, представленное в громкоречевой форме и графической .

5.Реализация построенного проекта:Структурирование полученных знаний

Цель: Построение нового способа действия.







-Сколько правил мы открыли?

-Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами-моделями.

(Проговаривают правила.)


-Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно?

(Сравнивают с учебником с.46-47, делают вывод: мы открыли больше правил.)


-Составьте алгоритм: как будете действовать, если надо перенести слово.

(Высказывают свои варианты, обсуждают, выбирают более удачный.)

Фиксирую(учитель) на доске:

1.Читаем слово.

2.Делим на слоги.

3.Вспоминаем, какое правило подходит.

4.Записываем.

(слайд 8)

-Почему выделены слова «вспоминаем правило»?

(Можем перенести неправильно.)


ФИЗМИНУТКА

Составленный алгоритм переноса слов.

6.Первичное закрепление нового способа действия


Цель: Зафиксировать во внешней речи новое учебное действий.

-Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока.

- Какое было затруднение?

(Не могли перенести слово Будённого.)


-Как же мы перенесём слово Будённого, которое не вошло в строку?

(Применяют алгоритм и объясняют перенос.)

(Бу-дён-но-го)(Записывают верно.)

(слайд 9)

Из предложенных слов

Осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён.

Выписать:

Мальчикам – слова, которые можно перенести, разделить их для переноса.

(Осень, кас-са, доль-ка, юла, пень, ве-тер, лай-ка, сорт, яго-да, клён.)

Девочкам – слова, которые нельзя переносить.

(Осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён.)

Выяснение понимания задания

Будут ли у вас одинаковые слова?

(нет)


Взаимопроверка.

-Есть ли у вас совпадения?

Проверить вслух.

(Обосновывают свой выбор, опираясь на правила и алгоритм.

Применяют правила, объясняют перенос.)

Самопроверка.

(слайд 10)

Выполненное задание.

7.Рефлексия


Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности.

-Какое открытие мы сегодня сделали?

(Правила переноса слов.)

-Для чего нам понадобились эти правила?( Не смогли перенести слово.)


-Как нам удалось открыть правила.( Мы работали в группах, выполняли задание.)


-Что понравилось на уроке?

-Оцените себя с помощью теста.

(слайд 11)



Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности.