Правописание разделительного
ЬиЪ знаков.
Урок русского языка во 2 А классе
Учебник Н.В.Нечаева, С.Г.Яковлева «Русский язык»
Система развивающего обучения Л.В.Занкова
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
гимназии №25
г. Нижнекамска РТ
Негодина Татьяна Федоровна
ТЕМА: Правописание разделительного ЬиЪ знака.
ЦЕЛЬ: а) закрепить навыки правописания разделительного ЬиЪ знака;
б)формировать навыки грамотного письма;
в) развивать у детей слуховую зоркость, слуховое
внимание, а затем зрительную зоркость — зри-
тельное внимание;
г) создавать положительную мотивацию учения
и благоприятную эмоциональную среду.
ОБОРУДОВАНИЕ: схемы опоры; рисунки островов; загадки;
листок с текстом; листочки с заданиями; учебник; этимологический словарь.
Ход урока
1) Актуализация знаний
У:- Среди слов многообразных,
Что горят, искрят и жгут,
Золотых, стальных, алмазных
Нет прекрасней слова «труд»
- 45 минут мы будем смотреть и слушать, наблюдать и исследовать,
сравнивать и доказывать, отгадывать и загадывать, будем
трудиться. А еще мы сегодня посетим океан слов, где есть два
острова. На каждом острове для нас приготовили задания.
2) Наблюдение над словами с разделительным Ь знаком.
- Отправляемся на первый остров и сразу задание
а) пальто
семья
коньки
- Что объединяет эти слова?
( Предметы, неодушевленные, 2 слога, ударение падает на второй слог, есть мягкий знак.)
- Найдите лишнее слово. (Семья.)
- Какую роль в слове выполняет мягкий знак? (Разделяет согласный
звук с гласным.)
б)- Сейчас я вам загадаю загадки, а вы напишете отгадки. Работаем в парах. Первые две отгадки записывает 1 вариант, второй наблюдает, помогает, две других отгадки записывает 2 вариант, 1 помогает.
1. Растут - зеленеют
Упадут - пожелтеют
Полежат - почернеют (листья)
2. Он серенький на вид, но пеньем знаменит, (соловьи)
З.В шубе летом, а зимой раздеты, (лиственные деревья)
4.Кручу, верчу, знать никого не хочу, (вьюга)
3) Наблюдение над словами с разделительным твердым знаком.
- А сейчас мы отправимся на другой остров. На нем живет большая и
дружная семья родственных слов. Прочитайте внимательно эти
слова. Ребята вы ничего не хотите мне сказать? Вы не заметили, у
нас случайно здесь нет чужаков?
съел поел объел заел разъел доел объегорил
А как вы понимаете смысл этого слова? Объясните. Послушайте
стихотворение и поймете, кто был прав.
А теперь назовем слова — синонимы. Работа со словарем.
Задание: Поделите эти слова на две группы.
Физ. минутка.
Формирование навыков грамотного письма.
а )- Сегодня по случаю приезда гостей на островах праздник. Многие слова объединились в предложения. Но, посмотрите, что натворили разделительный Ь и Ъ знаки, они выпрыгнули из слов! И что получилось? (На доске плакат.)
Сел кашу. Веду семку.
Пю воду. Забил коля.
Работа у доски. (Дети маркером исправляют у доски ошибки с доказательством.)
б) Игра «Будь внимательнее!» Учитель называет слова. Ученики на слух определяют написание Ъ и Ь знаков. Если слышат Ь знак, то поднимают руки и потягиваются, если Ъ знак - хлопают в ладоши.
Счастье, съезд, объявление, льется, обезьянка, шью, пью, съела, подъем, ненастье, объезд, крылья.
в) Работу по учебнику. Упражнение 102.
Работа по вариантам. Взаимопроверка. - Какая орфограмма у всех исправленных слов 1 варианта?
2 варианта?
г) Самостоятельная работа. - А теперь я проверю, как вы хорошо усвоили это правило и умеете
применять его на практике. У вас на столах листочки с заданиями. В
них я вам закодировала числа по вариантам. Чтобы их отгадать, вы
должны прочитать слова и определить, какой знак нужно вставить в
словах. А в тетрадях пишите только ЬиЪ знаки.
1 вариант
дерев.я руч. и в.юга брат.я с.езд объявление бел.е варен, е друзья под.езд с.ехал лист.я крыл.я вороб.и жил.е
Проверка на доске: ь ь ь
ь ъ ъ
ь ь ь
ъ ъ ь
ь ь ь
2 вариант
об.ем мурав.и раз.езд от. езд л ист.я в. езд под.ем об.яснил об.явление обез.яна ул. и семка сем.я бел.е сел
ъ ь ъ
ъ ь ъ
ъ ъ ъ
ь ь ъ
б) Итог урока: что общего в правилах правописания разделительных Ь и Ъ знаков, и что их различает?