СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "Правописание суффиксов -ек,-ик"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе»

Тема урока: «Правописание слов с суффиксами –ек-, -ик-.

Цель урока: формировать у учащихся умение писать суффиксы –ек-, -ик-.

Задачи урока:

- организовать наблюдение за написанием суффиксов _ек-, -ик-; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов -ек-, -ик-; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов –ек-, -ик-, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить детей делать выводы и обобщение при изучении новой темы.

- способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

-способствовать формированию умения работать в парах, и самостоятельно;

-воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

« Психологическая установка на работу»

Улыбнемся друг другу, дети.

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться, не мешай учиться!

-Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по стране « Морфемика».



-А как называются жители этой страны. Слайд 2.

- А что такое морфема?

-Какие морфемы вы знаете?

-А сейчас откройте тетради и запишите дату.

2.Минутка чистописания. Слайд 3.

У. Посмотрите внимательно на слайд. Что мы здесь видим? Не кот, а котище, не слон, а слонище, не дом, а домище. Как так получилось?

- При помощи чего образовались новые слова? ( суффикс- ищ-)

-На что он указывает? ( на то, что предмет очень большой)

-Пропишите эти слова в тетради, обратите внимание на соединения.

3.Повторение пройденного материала о суффиксах.

У.- А сейчас вы должны вспомнить, что вам известно о суффиксах.

Найдите верное утверждение.

Прием « Найди верное утверждение». Слайд 4-9.

( просматривают слайды и находят верное утверждение)

1.Суффикс- это маленькое слово. Суффикс- это часть слова.

2.Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении.

3.Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня.

4.Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет значение.

5.Суффиксы – евн-, -евич-, - овн-, -ович-, -ич-, -ичн- образуют отчества.

Суффиксы –евн-, -евич-, -овн-, -ович-, -ич-, -ичн- образуют фамилии.

6.Суффикс –енок- пишется после твердых согласных и [ч].

Суффикс – енок- пишется после мягких согласных, кроме [ч].

У. – О какой части слова мы будем говорить сегодня? ( о суффиксе) Слайд 10.

4.Работа над новым материалом.

А)Работа с текстом ( индивидуальная и групповая) Слайд 11.

У.- Перед каждым из вас лежит текст, проработайте его, отметьте информацию знаками, а результат обсудите с соседом по парте.

После индивидуального разбора текста идет обсуждение с соседом по парте, где ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

( детям раздаются карточки с текстами) Карточка № 1.

  1. Суффикс- это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.

  2. Чтобы выделить в слове суффикс нужно:

-Выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова.

- Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать однокоренные слова.

- выделить в слове суффикс.

3.Суффиксы –ушк-, -юшк-, -ышк- имеют уменьшительно- ласкательное значение.

4.После мягких согласных, кроме [ч], пишется суффикс –енок- : тигренок, теленок.

5.После твердых согласных и [ч] пишется суффикс – онок-: волчонок, мышонок.

6. Есть два похожих суффикса: -ик- и –ек-: домик, молоточек. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, но пишутся по – разному.

У.- Что вам показалось уже знакомым? В чем сомневаетесь? Что узнали нового? Какие вопросы у вас возникли при чтении текста?

( идет обсуждение)

Б) Решение проблемного вопроса.

У. – Давайте с вами заглянем в сказку Л. Гераскиной « В стране невыученных уроков».

(просмотр отрывка из сказки « В стране невыученных уроков») Слайд 12-13.

У. – Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?

У.- Определите тему нашего урока.

У.- Да, мы будем учиться писать слова с суффиксами – ек-, - ик-, познакомимся с правилом написания этих суффиксов.

У. – Как же мы можем узнать о правописании этих суффиксов? Слайд 14.

Д. – Можно прочитать правило в учебнике, а можно вывести его самим.

У. – Какой путь выберем мы?

Д. – Вывести самим. Это интересно. Правило лучше запоминается.

Групповая работа.

У. – Попробуйте выяснить, как определить когда пишется суффикс –ик-, -ек-

( Группы созданы по уровням. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы )

Карточка №2.

1 уровень.

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик-, а когда суффикс –ек-.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка



Карточка № 3.

2 уровень.

Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс – ик-, а когда –ек-.

Билетик ( нет) кармашка

Садик ( нет) пенечка

Кармашек ( нет) садика

Пенечек ( нет)билетика



Карточка № 4.

2 уровень.

Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс – ик-, а когда –ек-

Замочек ( нет) листика

Листик ( нет) замочка

Арбузик ( нет) дубочка

Дубочек ( нет) арбузика

Карточка № 5.

3 уровень.

Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, или много. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик-, а когда суффикс –ек-.

Ключик-

Кораблик-

Замочек-

Сыночек-

Дети делают вывод.

У. Давайте посмотрим, как эту проблему решил Витя Перестукин. Слайд 15.

У. – Как проверить верность наших выводов и высказываний Вити?

Д.- Надо прочитать правило в учебнике и сравнить с нашими выводами.

( чтение правила на с. 80 )

Физминутка.

У.- Если я назову слова с суффиксом – ик- приседают мальчики, с суффиксом –ек- приседают девочки.

( Песик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, цветочек, дождик)

Составление алгоритма.

У.- Давайте попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно написать эти суффиксы.

( дети предлагают свои варианты)

У.- Сравните свои алгоритмы с алгоритмом на слайде. Слайд 16.

- Что заметили?

Зарядка для глаз. Слайд 17.

У.- Так какие шаги мы должны сделать с вами, чтобы узнать написание слов с суффиксами –ек-, -ик-? Слайд 18.

У.- А теперь применим наши знания на практике.

Закрепление материала.

А) Дифференцированная работа. Слайд 19.

Задание для слабых учеников:

У.- Мы должны с вами правильно расположить слова в вагончиках и доказать верность наших высказываний.

Задание для сильных учеников: упр. 179, с.80

Проверка.

Б) Редактирование слов. Слайд 20.

У. – Ваша задача- найти ошибки в словах, исправить их и доказать правильность своего ответа, записать правильно в тетрадь.

( кармашик, слоник, хвостик, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик )

У. – Какие выводы можно сделать?

У.- Вы были очень внимательны при выполнении этого задания, нашли все допущенные ошибки и умело доказали свою точку зрения.

У. – А теперь еще раз покажите всем, как вы усвоили новую тему. Слайд 21.

( дети выходят к доске и вставляют суффиксы в слова)

Итог урока.

- Какую проблему мы ставили сегодня перед собой?

-Решили мы эту проблему? Сделайте вывод.

Домашнее задание : упр. 180, правило. Слайд 22.