СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе "Обобщение знаний о глаголе" .

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель этого урока: Отрабатывать умения распознавать орфограммы в глаголах и других частях речи, обосновывать их написание, определять грамматические признаки глаголов; развивать речь, уметь распознавать в письменной речи глаголы.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе "Обобщение знаний о глаголе" .»



Тема урока

Обобщение знаний о глаголе

Предмет

Русский язык, УМК «Школа 2100»

Класс

4 «А»

Автор урока

Соловцова Оксана Геннадьевна, учитель начальных классов.

Образовательное учреждение

МБОУ «Заринская СОШ им. М.А. Аверина»

Методическая информация.

Тип урока

Урок – обобщения

Цель урока

Отрабатывать умения распознавать орфограммы в глаголах и других частях речи, обосновывать их написание, определять грамматические признаки глаголов; развивать речь

Формируемые УУД

  1. Познавательные – структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

  2. Коммуникативные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  3. Регулятивные- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

4. Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор; индивидуальные раздаточные карточки;


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Организационный момент

Слайд 1



















( Обобщение изученного по теме « Глагол»).Слайд2


Слайд3




Постановка задач урока

-Послушайте стихотворение и скажите, о какой части речи мы будем сегодня говорить. 

«Интересная часть речи 

В русском языке живет. 

Кто что думает расскажет: 

Чертит, пишет иль поет, 

Вышивает или пашет, 

Или забивает гол, 

Варит, жарит, моет, чистит- 

Все расскажет нам... (глагол)»

- Чему будет посвящен сегодняшний урок?


-Открыли тетради, записали число и классная работа.

























II. Повторение изученного о глаголах по вопросам.


Слайд 4













- Работа по таблице

Слайд 5


  • Назовите начальную форму глагола.

  • На какие вопросы отвечают ?

-Какие суффиксы знаете?

-Назовите постоянные и непостоянные признаки.

Я читаю предложение, а вы договорите:

1. НЕ с глаголами пишется….

2. У глаголов нет……..


Изменение глаголов

по числам по временам




Неопределённая форма глагола.


Что делать? Что сделать?


ти, ть, чь


Постоянные –спряжение

Непостоянные –лицо, числ, время



раздельно


предлогов


III .Работа по теме урока:

  1. Лексическая и орфографическая работа.

Слайд 6















2.Проверка восстановленного текста.


Слайд 7





3. Оценивание работы.




– Ребята, а что произойдёт, если из нашей речи исчезнут глаголы?
– Действительно, они всю работу взяли на себя.

- Перед вами текст. Предлагаю побывать в весеннем лесу, насладиться его красками и звуками. Вам необходимо вставить подходящие по смыслу глаголы.

Весна! Кругом_____ молодая травка.____ весёлый ручеёк. ____, а кругом всё ____. Скоро ______цветки мать – и – мачехи.___ в лесу и____ чудный аромат первоцветов. _____ вокруг них мохнатые пчёлы.

Слова для справок: жужжат, зелене…т, зажелте..т, стоишь, посмотр…шь, расцвета…т, журчит, вдыха..шь.


- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проведите проверку.

Весна! Кругом зеленеет молодая травка. Журчит весёлый ручеёк. Посмотришь, а кругом всё расцветает. Скоро зажелтеют цветки мать – и – мачехи. Стоишь в лесу и вдыхаешь чудный аромат первоцветов. Жужжат вокруг них мохнатые пчёлы.)


-На полях поставьте отметку о проделанной работе, занесите в оценочную карту.



-Речь станет непонятной.





























  1. Ответы на вопросы.





Слайд8









Слайд 9

- А теперь закройте глаза, представьте, что вы в весеннем лесу. Слышны разные звуки.

-Откройте глаза. Ответьте на вопросы. Работайте в тетради.

– Назовите глаголы, обозначающие цвет. (Зеленеет, зажелтеют.)
– Какие из слов передают звуки леса? (Жужжат, журчит.)
– Ребята, а какой человек может увидеть красоту и услышать звуки леса?
– Посмотрим, есть ли среди вас такие.
– Напишите самостоятельно по 1 глаголу звучания и цвета вместе с существительными.
– Укажите морфологические признаки одного глагола. (Проверка)

На полях поставьте отметку о проделанной работе, занесите в оценочную карту.
















IV.Самостоятельная работа

  1. Упражнение «График»



Слайд 10
























  1. Проверка.



Слайд 11










3. Оценивание.

-Нам надо определить спряжение. Для этого выполнить упражнение «График» (детям раздаются листочки с системой координат)

- Я вам предлагаю работать по вариантам. Читайте глаголы, ставьте точку на графике.

1.В.
смотрит
строишь
едем
думает
красит
бегаешь
чертит
сияет
ругает
зеленеет

2.В.
вертят
рубишь
мокнет
откроет
возит
бреет
схватит
плавает
делает
оденут

- Соедините точки по линейке.



- Обменяйтесь листочками и проверьте графики. Если вы правильно определили спряжение, то график должен выглядеть так

-На полях поставьте отметку о проделанной работе, занесите в оценочную карту.
































V. Физкультминутка

Слайд 12

-А теперь отдохнём.


VI. Работа в парах.

  1. Проблемная ситуация.


Слайд 13



2.Решение проблемы.

Слайд 14





Слайд 15

-Глагол в скобке поставь в форму будущего времени, 1-го лица, ед. числа.

В этом году на соревнованиях области я обязательно (победить) . . .

-Некоторые глаголы в 1 лице единственном числе не могут употребляться.

- Это глаголы - исключения: победить, убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть.

- Как можно сказать? (одержать победу).

- Придумайте предложение с этими словами.

Но грамотно глаголы не только нужно употреблять, но и писать.











VII.Работа с текстом.

-Роль глагола в предложении.

Слайд 16



















Слайд 17









-Закрепление знаний о глаголе.

Слайд 18








-У вас есть возможность самим придумать задание к тексту. (На экране появляется текст.)

Ярко светит солнце и греет землю. На траве сияет, переливается роса. Просыпаются весёлые шмели, разноцветные бабочки. От цветов льётся душистый запах, он привлекает насекомых. Птицы, звери радуются тёплым лучам.





-Молодцы, очень интересные задания. Их мы сможем использовать на следующих уроках. А сейчас вам необходимо выбрать предложение, соответствующее схеме, и записать его.

[ = — ] , [ — = ] .




-Как вы думаете, зачем мы выполнили это задание?

- На полях поставьте отметку о проделанной работе, занесите в оценочную карту.


-Спишите, Вставьте пропущенные буквы, Над глаголами укажите лицо, число.

Вырастает первая тра…ка. Появляются первые цветоч…ки. Летят с юга перелётные птицы. Мы слыш…м их радос…н…. пение.

Снег та..т и больше (не) пада…т. Уход..т зимн… х…л…да. Со…нце хорошо пригрева….т землю.

Зима и в…сна несколько недель спор….т друг с другом. Но вот весна поб….жда…т, гон…т зиму.


-Проверка выполненного.

-На какие правила встретились слова?


-На полях поставьте отметку о проделанной работе, занесите в оценочную карту.



Можно выполнить синтаксический разбор предложений.
– Я предлагаю выделить орфограммы.
– Интересно, думаю, будет поработать с глаголами.
– Ещё мы сможем доказать правильность постановки запятых.
– Можно, например, придумать продолжение рассказа.


Это четвёртое предложение, т. к. в нем две грамматические основы:
первая – “льётся запах”, вторая – “он привлекает”. Такое предложение называется сложным.


-Чтобы доказать, что сказуемое чаще всего в предложении выражено глаголом.




















VIII. Рефлексия.

Слайд19






Слайд 20


Слайд 21

– Удалось ли нам обобщить знания о глаголе?
– Какое задание вызвало у вас затруднение?
– Над чем вам ещё необходимо поработать?
– А смогли добиться хорошего результата, потому что мы вместе. А это великая сила. Ведь “С маленькой удачи начинается большой успех”.

-Откройте дневники, запишите домашнее задание.

С.127, упр. 312.

Спасибо за внимание.