Тема урока | Обобщение знаний о глаголе |
Предмет | Русский язык, УМК «Школа 2100» |
Класс | 4 «А» |
Автор урока | Соловцова Оксана Геннадьевна, учитель начальных классов. |
Образовательное учреждение | МБОУ «Заринская СОШ им. М.А. Аверина» |
Методическая информация. |
Тип урока | Урок – обобщения |
Цель урока | Отрабатывать умения распознавать орфограммы в глаголах и других частях речи, обосновывать их написание, определять грамматические признаки глаголов; развивать речь |
Формируемые УУД | Познавательные – структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; построение логической цепи рассуждений; доказательство; Коммуникативные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Регулятивные- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; 4. Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом |
Необходимое оборудование | Компьютер, проектор; индивидуальные раздаточные карточки; |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-
Организационный момент Слайд 1 ( Обобщение изученного по теме « Глагол»).Слайд2 Слайд3 | Постановка задач урока -Послушайте стихотворение и скажите, о какой части речи мы будем сегодня говорить.
«Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что думает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит-
Все расскажет нам... (глагол)» - Чему будет посвящен сегодняшний урок? -Открыли тетради, записали число и классная работа. | |
II. Повторение изученного о глаголах по вопросам. Слайд 4 - Работа по таблице Слайд 5 | -Какие суффиксы знаете? -Назовите постоянные и непостоянные признаки. Я читаю предложение, а вы договорите: 1. НЕ с глаголами пишется…. 2. У глаголов нет…….. Изменение глаголов по числам по временам | Неопределённая форма глагола. Что делать? Что сделать? ти, ть, чь Постоянные –спряжение Непостоянные –лицо, числ, время раздельно предлогов |
III .Работа по теме урока: Лексическая и орфографическая работа. Слайд 6 2.Проверка восстановленного текста. Слайд 7 3. Оценивание работы. | – Ребята, а что произойдёт, если из нашей речи исчезнут глаголы? – Действительно, они всю работу взяли на себя. - Перед вами текст. Предлагаю побывать в весеннем лесу, насладиться его красками и звуками. Вам необходимо вставить подходящие по смыслу глаголы. Весна! Кругом_____ молодая травка.____ весёлый ручеёк. ____, а кругом всё ____. Скоро ______цветки мать – и – мачехи.___ в лесу и____ чудный аромат первоцветов. _____ вокруг них мохнатые пчёлы. Слова для справок: жужжат, зелене…т, зажелте..т, стоишь, посмотр…шь, расцвета…т, журчит, вдыха..шь. - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проведите проверку. Весна! Кругом зеленеет молодая травка. Журчит весёлый ручеёк. Посмотришь, а кругом всё расцветает. Скоро зажелтеют цветки мать – и – мачехи. Стоишь в лесу и вдыхаешь чудный аромат первоцветов. Жужжат вокруг них мохнатые пчёлы.) -На полях поставьте отметку о проделанной работе, занесите в оценочную карту. | -Речь станет непонятной. |
Ответы на вопросы. Слайд8 Слайд 9 | - А теперь закройте глаза, представьте, что вы в весеннем лесу. Слышны разные звуки. -Откройте глаза. Ответьте на вопросы. Работайте в тетради. – Назовите глаголы, обозначающие цвет. (Зеленеет, зажелтеют.) – Какие из слов передают звуки леса? (Жужжат, журчит.) – Ребята, а какой человек может увидеть красоту и услышать звуки леса? – Посмотрим, есть ли среди вас такие. – Напишите самостоятельно по 1 глаголу звучания и цвета вместе с существительными. – Укажите морфологические признаки одного глагола. (Проверка) На полях поставьте отметку о проделанной работе, занесите в оценочную карту. | |
IV.Самостоятельная работа Упражнение «График» Слайд 10 Проверка. Слайд 11 3. Оценивание. | -Нам надо определить спряжение. Для этого выполнить упражнение «График» (детям раздаются листочки с системой координат)  - Я вам предлагаю работать по вариантам. Читайте глаголы, ставьте точку на графике. 1.В. смотрит строишь едем думает красит бегаешь чертит сияет ругает зеленеет | 2.В. вертят рубишь мокнет откроет возит бреет схватит плавает делает оденут | - Соедините точки по линейке.
- Обменяйтесь листочками и проверьте графики. Если вы правильно определили спряжение, то график должен выглядеть так -На полях поставьте отметку о проделанной работе, занесите в оценочную карту.
| |
V. Физкультминутка Слайд 12 | -А теперь отдохнём. | |
VI. Работа в парах. Проблемная ситуация. Слайд 13 2.Решение проблемы. Слайд 14 Слайд 15 | -Глагол в скобке поставь в форму будущего времени, 1-го лица, ед. числа. В этом году на соревнованиях области я обязательно (победить) . . . -Некоторые глаголы в 1 лице единственном числе не могут употребляться. - Это глаголы - исключения: победить, убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть. - Как можно сказать? (одержать победу). - Придумайте предложение с этими словами. Но грамотно глаголы не только нужно употреблять, но и писать. | |
VII.Работа с текстом. -Роль глагола в предложении. Слайд 16 Слайд 17 -Закрепление знаний о глаголе. Слайд 18 | -У вас есть возможность самим придумать задание к тексту. (На экране появляется текст.) Ярко светит солнце и греет землю. На траве сияет, переливается роса. Просыпаются весёлые шмели, разноцветные бабочки. От цветов льётся душистый запах, он привлекает насекомых. Птицы, звери радуются тёплым лучам. | -Молодцы, очень интересные задания. Их мы сможем использовать на следующих уроках. А сейчас вам необходимо выбрать предложение, соответствующее схеме, и записать его. [ = — ] , [ — = ] . | |
-Как вы думаете, зачем мы выполнили это задание? - На полях поставьте отметку о проделанной работе, занесите в оценочную карту. | -Спишите, Вставьте пропущенные буквы, Над глаголами укажите лицо, число. Вырастает первая тра…ка. Появляются первые цветоч…ки. Летят с юга перелётные птицы. Мы слыш…м их радос…н…. пение. Снег та..т и больше (не) пада…т. Уход..т зимн… х…л…да. Со…нце хорошо пригрева….т землю. Зима и в…сна несколько недель спор….т друг с другом. Но вот весна поб….жда…т, гон…т зиму. -Проверка выполненного. -На какие правила встретились слова? -На полях поставьте отметку о проделанной работе, занесите в оценочную карту. | | – Можно выполнить синтаксический разбор предложений. – Я предлагаю выделить орфограммы. – Интересно, думаю, будет поработать с глаголами. – Ещё мы сможем доказать правильность постановки запятых. – Можно, например, придумать продолжение рассказа. – Это четвёртое предложение, т. к. в нем две грамматические основы: первая – “льётся запах”, вторая – “он привлекает”. Такое предложение называется сложным. -Чтобы доказать, что сказуемое чаще всего в предложении выражено глаголом. |
VIII. Рефлексия. Слайд19 Слайд 20 Слайд 21 | – Удалось ли нам обобщить знания о глаголе? – Какое задание вызвало у вас затруднение? – Над чем вам ещё необходимо поработать? – А смогли добиться хорошего результата, потому что мы вместе. А это великая сила. Ведь “С маленькой удачи начинается большой успех”. -Откройте дневники, запишите домашнее задание. С.127, упр. 312. Спасибо за внимание. | |