Технологическая карта урока по русскому языку
«Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного».
Учитель: Смирнова Татьяна Николаевна
Класс: 4 «В» Домодедовская СОШ №1
Тип урока: урок построения системы знаний
Цели
Образовательная: закреплять знания о типах склонения имен существительных, составить
алгоритм определения склонения имени существительного; уметь понимать учебную задачу через выполнение самостоятельных задач.
Развивающая: обучение анализу, сравнению, умению доказывать и опровергать; развитие качества личности (активность, коммуникабельность) и навыки культуры труда (организация, планирование), формирование навыков самоконтроля и самооценки деятельности.
Воспитательная: привитие интереса к предмету, желание трудиться, чувство гордости за выполненную работу.
Задачи : создать условия для наблюдения, сравнения и обобщений нового знания; познакомить с новыми правилами и вывести алгоритм их применения; упражнять в применении новых правил; закреплять знания о склонении существительных; содействовать развитию наблюдательности, внимания, привития интереса к предмету.
Предметные результаты обучения: уметь определять склонения имен существительных.
Универсальные учебные действия
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстникам; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности; построение логической цепи рассуждений, доказательств.
Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке.
Оборудование: учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 4 класс, тетради, маршрутные карты урока, цветные карандаши, карточки со словами, карточки с заданиями для самостоятельной работы, таблица на доске, ноутбуки, интерактивная доска, мячики для тенниса
Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге
Формы работы: общеклассная дискуссия, индивидуальная работа , групповая работа, самостоятельная работа
Приемы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися ( побуждение, обращение, похвала)
Технологии: игровые технологии, технология деятельностного подхода.
М.П.С.: литературное чтение, информатика, физическая культура, связь с жизнью.
Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Мотивация | Создание ситуации успеха | Ребята, у нас урок русского языка. Как у вас настроение? Запишем: «число», «классная работа». У вас на партах лежат маршрутные карты. В которых вы будете оценивать свою работу на каждом этапе уроке. | Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу, записывают в тетрадях: «число», «классная работа». | Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Личностные: положительное отношение к процессу познания. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать |
2.Актуализация | Мотивация | Словарный диктант. Начнем наш урок со словарного диктанта. Внимательно смотрите на доску. Записывайте словарное слово и выделяйте в нем орфограммы
Оцените свою работу в этом задание | Записывают словарные слова данные на интерактивной доске, подчеркивают орфограммы
Закрашивают круги цветными карандашами, оценивая свою работу | Познавательные: постановка и решение проблемы. Коммуникативные: умение ясно, четко излагать свое мнение, обосновывать свой ответ |
3. Постановка учебной задачи и исследование | Создание проблемной ситуации Обобщение знаний об имени существительном
| - К какой части речи относятся записанные словарные слова? Давайте вспомним что такое имя существительное? Как изменяются имена существительные? Что еще можно определить у имени существительного? Как называется изменение существительных по падежам? Какое типы склонения вы знаете? Какие имена существительные относятся к первому склонению? Какие имена существительные относятся ко второму склонению?
| Ученики обобщают слова в одну группу «Имена существительные» Повторяют известные правила, вспоминают что имена существительные имеют категорию рода. Изменяются по числам и падежам, имеют категорию рода
Ученики повторяют и на доску вывешивают таблички: 1 скл. ж.р.м.р.-а.-я 2 скл. Ср.р. м.р.- 3 скл. ж.р. - ,с ь на конце | Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже знают и того, что еще не известно. Познавательные: постановка и решение проблемы. Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
4. Решение проблемы. | Самостоятельное определение склонения Создание алгоритма действий | У вас на столе лежат карточки со словами, ваша задача определить склонение имени существительного и поместить его в нужную колонку И так: как же определить склонение имен существительных - Что же нужно сделать в первую очередь? На доске: 1. н.ф. - Затем?
2. род, окончание И последнее?
3. склонение | Дети определяют склонение и прикрепляют слова на доску - поставить имя существительное в начальную форму Делают вывод: алгоритм действий составлен верно. | Регулятивные: определяют план действий,формулируют алгоритм выполнения задания. Познавательные: выбирают необходимую информацию составляют алгоритм действий; делают вывод. Коммуникативные: создают ситуацию для обсуждения; учатся слушать вопросы и задавать их. |
5. Физминутка | 1 минута | Голову мы заставили работать. А теперь давайте разомнем наши мышцы | Ученики под музыку выполняют упражнения вслед за учителем | Личностные: - снятие утомляемости - поддержание эмоционального настроя. |
6. Применение нового знания и первичное закрепление. | Применение алгоритма в практическойдеятельности | Учебник У. 177
| В тетради выполняют упражнение с комментированием
| Регулятивные: предполагают результат своих действий; употребляют способы взаимопроверки; Познавательные: учатся называть существенные признаки условий и выбора действий; учатся анализировать Личностные: выражать положительное отношение к процессупознания, проявлять внимание, желание узнать больше; Коммуникативные: создавать ситуацию для обсуждения; учатся работать в группе, учатся выражать свои мысли. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
| Применениенового способа действий, рефлексия достижения цели | Сейчас мы будем работать на ноутбуках, вы будете самостоятельно определять склонение имен существительных Не забудьте оценить на карте, как вы справились с заданием
| Дети выполняют задание на ноутбуках, проверяют себя Самопроверка, самооценка | Регулятивные: Умение действовать по плану, умение контролировать процесс и результат самопроверка. Познавательные: выделение необходимой информа-ции; умение анализи-, ровать умение действовать по наработанному алго-ритму Личностные: готовность к сотруд-ничеству, оценивание усваиваемого материала; Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками, умение выражать свои мысли. |
8. Гимнастика для глаз
9. Рефлексия | 1 минута
Применение нового знания, умение осмысливать свои достижения. | Кто закончил задание, выполните пожалуйста гимнастику для глаз
-Давайте посмотрим на наши маршрутные карты, какие задания оказались для вас интересными и легкими? -Над какими пришлось подумать. Потрудиться?
У кого все зеленые круги на карточке, поставьте себе оценку «5», у кого 1 или 2 синих круга, а остальные зеленые поставьте оценку «4» У кого все синие круги поставьте «3» Если у вас есть на карте красный цвет, давайте подумаем, что это значит? Правильно. Ребята. Это сигнал тревоги, это значит, что нужно еще потренироваться.
Спасибо за урок. Вы можете отдохнуть. | Дети выполняют гимнастику по схеме на доске
Определять склонение имен существительных по алгоритму.
|
Регулятивные: осуществляют итоговый контроль; находят рациональный способ проверки. Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие с учителем - проявление активности в деятельности |