КГУ «Юбилейная средняя школа»
Урок на тему
«Три склонения имени существительного»
класс
Разработала и провела:
Топчая Вера Николаевна,
учитель русского языка и
литературы
Цель: Повторить основные признаки, позволяющие определять у имён существительных категорию склонения.
Задачи:
Актуализировать знания учащихся о склонении имён существительных; сформировать запрос на получение новой информации; формировать навыки работы с текстом (первичный анализ и ранжирование информации).
Развивать информационную компетентность (аспекты – извлечение вторичной информации, первичная обработка информации; уровень – I), коммуникативную компетентность (аспект – продуктивная групповая коммуникация; уровень – I).
Формировать навыки парной групповой работы; учить уважительному отношению к мнению собеседника, корректному отстаиванию своей точки зрения; формировать личную заинтересованность учащихся в получении знаний.
Цель и задачи урока реализованы средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с применением компетентностно-ориентированных заданий.
План урока.
Организационный момент.
О целях и задачах урока.
Вопрос: - Как вы думаете, ребята, о чём пойдёт речь на уроке?
Стадия вызова.
1). Индивидуальная работа.
- Вспомните и запишите в тетрадях всё, что вы знаете или предполагаете, что знаете, о склонении имён существительных.
2). Работа в парах.
- Обсудите свои записи в парах, дополните свою информацию.
3). Коллективная работа.
- Обсуждение: вся информация выносится на доску, рядом с непроверенной информацией ставится вопросительный знак.
Смысловая стадия.
- Чтение текста п.97 «Три склонения имён существительных» (учебник).
Задание: читая текст, маркируйте его в соответствии с той информацией, которую мы запрашивали и собрали.
(Условные значки: «V» - то, что уже было знакомо;
«+» - новая информация;
« - « - информация, не подтвердившаяся текстом;
«?» - там, где требуется разъяснение.)
Стадия рефлексии.
1). Задание: сверьте предположения, записанные на доске и в тетради, с тем, что представлено в тексте. Уберите (стираем) ложные предположения.
2). Компетентностно-ориентированное задание.
а) Компетенция – информационная
Аспекты - извлечение вторичной информации, первичная обработка
информации
Уровень - I
б) Компетенция – коммуникативная
Аспект - продуктивная групповая коммуникация
Уровень - I
Задание: Используя предложенные источники (текст «Три склонения имён существительных» и таблицу), работая в группах, составьте алгоритм действий на тему «Как определить склонение имени существительного».
«Три склонения имён существительных»
Большинство существительных изменяются по падежам, то есть склоняются.
Отдельные группы существительных склоняются в единственном числе одинаково, то есть имеют одинаковые окончания. По этому признаку в русском языке различаются три основных типа склонения.
Склонение существительного определяется по именительному падежу единственного числа.
Это начальная форма имени существительного.
Таблица
Склонение | Род | В им. п. ед. ч. оканчивается |
1 - е | женский мужской | на -а, -я |
2 - е | мужской средний | на согласный на -о, -е |
3 - е | женский | на согласный с ь на конце |
Модельный ответ:
1 вариант
«Как определить склонение имени существительного»
1)Ставим существительное в именительный падеж единст.число
2)Определяем род имени существительного
Женский Мужской Средний
нулевое окончание – а, - я нулевое окончание – о, - е
III скл. I скл. II скл.
2 вариант
Имя существительное в именительном падеже единственном числе | женский род | окончания - а, - я | 1 склонение |
мужской род |
женский род | нулевое окончание | 3 склонение |
мужской род | 2 склонение |
средний род | - о, - е |
Оценочная шкала
Все категории (род сущ., окончание) учтены, логически выстроены | + 1 балл (за каждый шаг) |
Допущены неточности (не указаны род или окончание) | - 1 балл |
Внесена лишняя информация | - 1 балл |
Эстетичность оформления | + 1 балл |
Максимальное количество баллов | 7 баллов |
3). Защита работ.
4). Задание: применяя данный алгоритм, выполните упр.518 (распределите слова в три колонки – по склонениям).
Оценка деятельности учащихся. Итоги.
Домашнее задание: запомнить алгоритм, выписать по 5 – 7 слов каждого склонения из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».