Регистрация Кабинет
Урок русского языка В 7 КЛАССЕ на тему «Грамматические признаки служебных частей речи и особенности их употребления» .
Дата проведения: 5 февраля 2016года
Яссиевич Любовь Александровна,
учитель русского языка и литературы
Урок открытия новых знаний.
Цель урока:
1. Формировать умение различать самостоятельные и служебные части речи, их роли в тексте;
2. Учить различать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи, находить их в тексте.
3. Употреблять их в речи.
4. Правильно квалифицировать их по функциональному значению.
Оборудование: медиапроектор, экранраспечатанные тексты для каждого учащегося
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний
Приложение №1. Слайд №1
-Что изучает раздел науки о языке – морфология?
- На какие две группы делятся все части речи? (На самостоятельные и служебные.)
- Какие служебные части речи вы знаете?
III. Сообщение целей и задач изучения темы «Служебные части речи»
Приложение №1. Слайд №2
Сегодня мы приступаем к изучению темы «Служебные части речи», для того чтобы получить полное представление о служебных частях речи, их грамматических признаках, особенностях употребления в речи, а также правописания.
Цель нашего первого урока: познакомиться с общими признаками служебных частей речи, их отличием от самостоятельных, научимся различать служебные части речи – предлоги, союзы и частицы – по их функциональным признакам.
IY. Объяснение нового материала
1. Сравнение признаков знаменательных и служебных частей речи
Учитель: Итак, все части речи разделяются на две большие группы: самостоятельные и служебные. По каким же признакам происходит это разделение?
Приложение №1. Слайд №3
1.1) Арина Родионовна, нянчить, Пушкин
Она, петь, ему, русские сказки.
Она, быть, верная, «подруга дней моих суровых», опальный, поэт.
2)в, и, не, на, что
с, а, к, но, по
за, у, из, о, как
Учитель: Из слов какой столбика можно составить предложения? Почему это невозможно сделать из слов второго столбика?
Слова второго столбика не могут самостоятельно употребляться в речи, так как лишены лексического значения. Можно ли к ним задать вопрос?
Эти слова относятся к служебным частям речи. Какие служебные части речи здесь представлены?
Если проанализировать с этой точки зрения слова первого столбика, то какой вывод можно сделать?
Слова первого столбика отвечают на вопросы и имеют лексическое значение. Они могут самостоятельно употребляться в речи, поэтому их и называют самостоятельными частями речи, или знаменательными .
Какими частями речи являются слова первого столбика?
Таким образом, признаки служебных частей речи, по которым мы отличаем их от самостоятельных частей речи, следующие: служебные части речи лишены лексического значения, не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопрос.
Учитель: К служебным частям речи относятся предлоги, союзы и частицы.
Обратимся к параграфу 47.
2.Прочитайте его самостоятельно, составьте кластер по теме «Служебные части речи»
Приложение №1. Слайд №4
обшие признаки: | различия: |
1.Выполняют служебные функции. | Предлоги связывают слова в словосочетании и предлохении |
2. Не имеют лексического значения | Союзы связывают однородные члены и простые предложения в сложные |
3. Не изменяются. | Частицы вносят различные оттенки значения в предложение или служат для образования формы слова |
4.Не являются членами предложения | |
Вторая часть кластера заполняется под руководством учителя по мере проведения эксперимента: работа предложениями:
1.Кошка вышла из чердачного окна на крышу.
Учитель: Наша задача научиться распознавать служебные части речи. Служебные части речи различаются своим функциональным значением.
Рассмотрим, каковы же функции служебных частей в речи.
Учитель: Для этого предлагаю провести небольшой эксперимент: мы будем убирать из предложений служебные слова и объяснять произошедшие изменения.
Что изменится в первом предложении, если из него убрать предлог ?
Нарушается связь между словами. Значит одна из функций служебных частей речи – связывать слова, в которых одно слово подчиняется по смыслу другому: чтобы проверить, зависит ли одно слово от другого, надо попробовать задать вопрос от одного слова к другому. Если вопрос задать можно, то, значит, есть подчинение одного слова другому, если вопрос задать нельзя, то слова не зависят друг от друга: «лежит (на чём?) на столе».
2.Отец и мать вернулись домой.
Во втором предложении грамматическая связь между словами не нарушается, потому что они грамматически друг с другом не связаны (нельзя поставить вопрос от одного слова к другому). Но когда мы убираем слово «и», то появляется ощущение незавершённости перечисления: «отец, мать…»
3.Отец с матерью вернулись домой, мы сели ужинать
Таким образом, служебные части речи могут устанавливать смысловые отношения между грамматически не связанными словами. То же самое впечатление незавершённости перечисления событий появляется и в предложении «Отец с матерью вернулись домой, и мы сели ужинать». Только здесь служебное слово связывает не отдельные слова, а предложения в составе сложного.
Что происходит со значением предложения при изъятии из него слова «когда»? Нарушаются смысловые отношения между частями сложного предложения.
4. Когда отец с матерью вернулись домой, мы сели ужинать.
Когда мы убираем служебное слово в пятом предложении («Я говорил это же»), пропадает усилительное значение, которое было вложено говорящим в первую фразу. Маленькое слово «же» помогает передать отношение говорящего к предмету речи, понять его чувства.
5. Я говорил это же.
Итак. Ещё одна функция служебных частей речи заключается в передаче оттенков значений слов и предложений и отношения говорящего к предмету речи.
Учитель: Какие же три функции могут выполнять служебные части речи?
1. Соединяют грамматически связанные слова в словосочетании и предложении.
2. Соединяют независимые друг от друга слова (однородные члены) и части сложного предложения.
3. Выражают различные оттенки значения в предложении или отношение говорящего к сообщаемому.
Если служебная часть речи устанавливает смысловые отношения между грамматически зависимыми словами (от одного слова к другому можно задать вопрос), то это предлог.
Если служебная часть речи устанавливает смысловые отношения между грамматически равноправными словами (нельзя задать вопрос от одного слова к другому) и частями предложения, то это союз.
Если служебная часть речи устанавливает дополнительные оттенки значений в предложении и служит для передачи отношения говорящего к сообщаемому, то это частица.
2. Упражнения на распознавание служебных частей речи
Учитель: Важно научиться различать служебные части речи: предлоги, союзы и частицы. Выполним следующее упражнение. В тексте выделены служебные части речи. Выпишите выделенные слова в три столбика: предлоги, союзы, частицы. (Текст распечатан для каждого ученика).
За клюквой
Вначале Настя срывала с плети каждую ягодку отдельно, для каждой красненькой наклонялась в земле. Но скоро из-за одной ягодки наклоняться перестала: ей больше хотелось. Она стала теперь уже догадываться, где не одну-две ягодки можно взять, а целую горсточку, и стала наклоняться только за горсточкой, всё чаще и чаще, а хочется всё больше и больше.
Бывало, раньше дома часу не проработает Настенька, чтобы не вспомнился брат, чтобы не захотелось с ним перекликнуться. А вот теперь он ушёл неизвестно куда, а она и не помнит, что ведь хлеб-то у неё, что любимый брат там где-то, в тёмном болоте, голодный идёт. Да и она о себе самой забыла и помнит только о клюкве, и ей хочется всё больше и больше.
V. Проверьте себя
Учитель: Объясним более подробно, по каким признакам вы распределяли по группам служебные части речи.
Y1.Творческая работа
Учитель: Составьте предложения на тему «Весна», используя следующие служебные части речи: в, на, но, и, даже, что, только. Укажите письменно часть речи, к которой они относятся. Если вы употребили другие служебные слова, то также определите их как часть речи.
Пример мини-сочинения
В нашу родную станицу пришла настоящая весна. На Кубани она особенная. Нет снега на улицах. Закипела зелёная листва на деревьях. Но по ночам случаются заморозки, и земля к утру твердеет. Только это ненадолго: днём солнце пригревает так, что становится даже жарко, и кажется, что уже наступило лето.
VI1. Итог урока
Рефлексия.
Учитель: Закончите предложения
“Сегодня на уроке я узнал...”
“Сегодня на уроке я научился...”
“Сегодня на уроке мне было сложно...”
“Сегодня на уроке мне было легко...”
“Сегодня на уроке мне понравилось...”
VII. Домашнее задание:п. 47,Упр. 248, составить связный рассказ по темам :
1 вариант –«Части речи»
2 вариант-«Служебные части речи»