СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка во 2 классе "Что в слове главное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

По типу – это урок усвоения новых знаний. Этапы урока не превышают границ отведенного времени.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе "Что в слове главное"»

Этапы урока

Содержание заданий (для обучающихся)


Виды деятельности обучающихся, формы организации работы

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

I. Организационный момент(3 мин)


Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

- Поприветствуем наших гостей.

Итак, друзья, внимание.
Прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,
Начнём наш урок.

(слайд 2)

Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему, и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга. Пожелайте им удачи в работе.

А девизом нашего урока будут слова:

Ужасно интересно все то, что неизвестно!

- К чему призывает девиз? (открывать новые знания)

-Что пригодится нам для открытия новых знаний? (внимательность, активность, умение слушать)

Проверяют свои рабочие места, наличие учебных принадлежностей к уроку.


Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

II. Актуализация опорных знаний и постановка целей и задач урока.(7 мин)

Работа в тетради.

-Откройте тетради. Запишите: число, классная работа.

- Мы закончили изучение темы «Хочу сказать больше».
Теперь мы знаем, что речь бывает:)

(слайд3)


У. Как мы используем в речи слова, предложения? Для чего создаем текст?
Ответьте на эти вопросы, поработав в парах.

2.Работа в парах по карточке №1

- Как вы думаете, что важнее в речи, предложение, слово или текст?

Предлагаю посмотреть инсценировку.

Однажды текст, предложение и слово поспорили, кто из них главнее для человека.
Текст сказал: «Конечно, я. Я больше вас. Без меня нельзя раскрыть мысль.»
Предложение возразило: «Но ты состоишь из предложений – значит, я главнее».
«Я не буду с вами спорить. Выяснять, кто из нас человеку нужнее, - только время тратить. Пусть школьники решат, кто из нас нужнее человеку.»
У. И мы спорить не будем, тем более что есть другие вопросы, над которыми интересно поразмышлять. Давайте поразмышляем о словах. Как понимаете слово – «поразмышляем»?



Уч-ся работают в тетради.







Дети дополняют схему на слайде.






2.Работа в парах

Если в речи нужно назвать что-то, мы используем _____________.
 Если хотим выразить мысль, нам нужно построить _____________.
 Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаем _______________.

Дети обсуждают варианты ответов. Мнения разделяются: одни считают, что важнее «слово», другие – «предложение», третьи – «текст».














Д. Размышлять – значит думать, мыслить.


Знать признаки хорошего текста, правила произношения и написания знакомых слов.




Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

III. Усвоение новых знаний.(20 мин)


- Над чем сегодня будем размышлять? Какую цель поставим?

- Предлагаю вам поиграть. А как называется игра, попробуйте прочитать.

- Я даю толкование слова, а вам надо по его значению отгадать слово и записать в тетради. Один ученик - на доске.

Запишите с красной строки - Словарь:

  1. Этот овощ называют томат. (помидор)

  2. Огородное растение с продолговатым зелёным плодом. (огурец)

  3. Тёмно-голубой цветок, растущий на лугах и полях. (василёк)

Взаимопроверка словарных слов.

- Подчеркните соединения букв, которые получились красиво, а которые не получились, напишите с новой строки ещё раз. (минутка чистописания)

- А сейчас прочитайте моё предложение с этим словом.

Испугавшись грозы, василёк громко заплакал.

- Что заметили?
- Найдите ошибку. Почему вы считаете, что это слово написано с ошибкой?
- Назовите полное имя мальчика, неполное.
- Сколько значений имеет это слово?
- Что нужно знать, чтобы правильно его написать?

- Сравним наш вывод с выводом учебника стр.5.

Д. Понять, что в слове главное)




Д. Пойми меня




















Д.

ВЫВОД: Чтобы правильно написать слово, надо знать его значение.

Понимать, что главное в слове его значение.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).


Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

III. Практическое применение

(10мин)












VI. Физминутка:




Работа с учебником.

- Прочитайте задание в учебнике с.4 №275.

В четверг Мряка нашла 6 пусиков.

У. Поняли что–нибудь? Почему?.

- А что говорит Антон?
У. Прочитайте задание к упр.

- Попробуем сделать это предложение понятным.

- Что для этого надо сделать?

- Что может обозначать слово Мряка?

- Почему имя девочки?

- Что она могла найти?

- Какое предложение получилось?

- Запишем это предложение в тетради.




У. Почему предложение стало понятным?


- Отдохнём. Встаньте, поиграем.
Я буду называть слово, если оно имеет значение, вы приседаете, если смысла нет, стоите на месте.

Коф, рот, доска, мялка, махать, чёрный, болка, плим, рисунок, внимательные.

- Молодцы. Умеете отличать слова.
- А как вы их узнавали?



Д. Непонятные слова.




Д. заменить слова.



Запись с объяснением «опасных мест», один ученик у доски. «В четверг Вера нашла шесть грибов».

Д. Слова понятны, ясно, что они обозначают.


Уметь правильно писать изученные словарные слова.


Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

VII. Закрепление изученного

- А сейчас я предлагаю ещё раз вернуться к правилу, с. 5.
- Прочитайте последнее предложение.
- Хочу обратить ваше внимание на слово «часто».
- Как вы думаете, почему именно это слово использовали авторы? (Не всегда).
- Да, бывают исключения из правил. Понаблюдаем за словами.

У. Самостоятельно прочитайте про себя стихотворение А. Кушнира про иностранца Билла, который только начал изучать русский язык.

Мы на Неве любовались моржами,
Как они плавали, стиснуты льдами.
А иностранец по имени Билл
Был с нами рядом и всех удивил:
Вы говорите, что это моржиха,
Что же она в шапочке, словно пловчиха?

У. Один ученик читает вслух, остальные следят.
У. Почему слова Билла всех удивили? Что он не понял?
(На доске и в тетрадях появляется запись слова «моржи» с указанием «опасных мест»)

У. В русском языке есть слова, у которых много значений. Их называют многозначные слова или ОМОНИМЫ. Приведите примеры таких слов.

У. Запишите слово. Подчеркните орфограммы.

У. Что нужно для того, чтобы правильно определить значение многозначного слова?

У. Да, понять значение слов – омонимов можно только в сочетании с другими словами.




У. Самостоятельно составьте два предложения со словом завод, чтобы оно обозначало разные предметы.

У. Почему разные предложения?

- Что узнали об этих словах? (звучат и пишутся одинаково, а имеют разные значения)

- Послушайте отрывок из стихотворения Я. Козловского «Вы откуда, молодцы?»

День вступил в свои права, постучали в дверь слова. Я открыл им. Что за чудо? Предо мною близнецы. Я спросил их: вы откуда появились, молодцы? Отвечали мне слова: заверяем, голова, что и раньше с нами встречи ты имел наверняка. Мы слова из русской речи, из родного языка. Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат. Но важна не только внешность, потому не торопись: не всегда нужна поспешность, ты до смысла доберись. Наподобие начинки смысл спрятан в серединке. Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.

- Посмотрите в учебнике задание №276.

- О каких словах говорится?
- Что надо о них помнить?

- Почему надо внимательно относиться к значению слова?



Работа со словарём.

- Где можно узнать точное значение слова?
- Словарей толковых много. Есть большие (С. Ожегова), маленькие (у нас в учебнике).

У. Прочитайте слова. Подумайте, можете ли вы доказать, что в парах записаны разные слова? Догадайтесь каким условным значком это доказать. (ударением)

//На экране столбики слов: ирис, атлас, полы, пироги, мука.

ТПО с.3, упр.277 - первый столбик. Дети работают в парах.
– Значения, каких слов не понятны? (Работа с толковым словарем учебника, с толковым словарем В.И. Даля)

У. От чего зависит их значение?
Д. От места ударения в слове.
У. Вам понятно значение всех слов?

У. Мы с вами еще раз убедились в том, что главное в слове – это его значение. Иногда от значения зависит произношение слова.

- Подведём итог.

Работа самостоятельно по карточке №2

- Возьмите карточку «Узелки на память»
- Дополните её недостающими словами.

1. Многозначные слова одинаково пишутся и произносятся, но имеют разный_________
2. Важно знать точное ________ слов, чтобы грамотно говорить и писать.

- Прочитайте, какие предложения у вас получились.

На экране: тайна нашего языка…














Д. Ручка – часть тела и ручка - школьная принадлежность. Ручка может быть у двери.






Д. Нужны слова – помощники.



//Дети называют многозначные слова, объясняют их значения, записывают, подчеркивая изученные и пропуская неизученные орфограммы. Например: ручка, коса, ключ, лук, лопатка, дворники, , язык, завод

Д. У часов кончился завод. Завод выпускает машины.

Д. Предложения разные, потому что слова имеют разное значение.











Д. ВЫВОД: Для грамотного человека важно знать точное значение слова, чтобы правильно употреблять его в речи.


Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

VIII. Итог урока

(3 мин)


Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку своей деятельности.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Слайд 10,11

Закончите следующие предложения:

Я понял …

Я узнал …

Мне было интересно…

Мне было трудно …

Организует самооценку учебной деятельности.

- Какую задачу ставили?

- Как справились?

Выставление отметок за работу на уроке.


Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

IX. Домашнее задание. 2 мин.

- На следующем уроке мы продолжим работу над словом и узнаем, что
ещё может зависеть от значения слова.

Домашнее задание одно - устное: вам надо рассказать родителям, что в слове главное и что интересного узнали на уроке. А другое – на слайде.

Учебник с.6, упр.280.

Комментирование Д/З:

- с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок,

- решить орфографические задачи,

- подчеркнуть орфограммы.

упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь словарём.

Составить предложение с одним из слов





МОУООШ №11

село Александровское


Конспект урока по русскому языку

по учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка» 2 класс

(УМК «Гармония).




Тема урока: "Разговор о значении слова".



Подготовила учитель начальных классов

Худякова Наталия Дмитриевна







2016-2017 уч.год


Самоанализ урока русского языка по теме: «Разговор о значении слова», проведенного во 2 «А» классе Худяковой Н.Д.

На мой взгляд, урок прошел в хорошем рабочем темпе. Выполнены все этапы урока. Структура урока не нарушена. Каждый этап хода урока не превышал границ отведенного времени. Учащиеся проявили интерес и активность к изучению материала урока. Появление героев и их сообщения не препятствовали изучению материала, а стимулировали активность учащихся на уроке (тянули руки, стремились отвечать, выполнять задания).

Урок проходил живо и насыщенно в связи с тем, что учащимся был знаком (изучен на предыдущих уроках частично) материал.


По типу – это урок усвоения новых знаний, в основе структура:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)


Вид урока – решение проблемной ситуации. Это способствовало формированию умения самостоятельно решать ситуации, умения находить нужную информацию, размышлять

Мною были поставлены цели: 1) формирование умений и навыков правописания слов с одинаковым написанием, но различным значением;

2) совершенствование орфографической зоркости, устной и письменной речи, мыслительных операций, внимания;

3) формирование умения работать в паре, сотрудничества, сопереживания, взаимопомощи.

В целом, методическая структура урока соответствовала его целям и условиям обучения: акцент был сделан на достижение основной цели урока – формирование умений и навыков правописания слов с одинаковым написанием, но различным значением;

Но через содержание урока, формы (работа в парах, индивидуальная работа), методы УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ (СЛОВЕСНЫЕ – БЕСЕДА – ДИАЛОГ, НАГЛЯДНЫЕ – ДЕМОНСТРАЦИЯ, РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ, ПРАКТИЧЕСКИЕ – ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ); ПОИСКОВО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА (ЧЕРЕЗ ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ПОИСКОВОГО ПЛАНА, ПРИЁМ ПРОВОКАЦИИ – ПИСЬМО) способствовала формированию следующих результатов:

Предметные: умение писать, находить, слышать в тексте слова с изученными буквосочетаниями.

Личностные:

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми (РАБОТА В ПАРАХ)

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения (ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПОСТАВЛЕННОЙ В НАЧАЛЕ УРОКА; ВЫПОЛНЯЯ УПРАЖНЕНИЯ, ДОКАЗЫВАЛИ СВОИ ЗНАНИЯ)

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и в информационной деятельности (ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО, САМОПРОВЕРКА, ВЗАИМОПРОВЕРКА).

Метапредметные:

Регулятивные:

- уметь определять и формулировать цель с помощью учителя;

- оценивать правильность выполнения действия (САМОПРОВЕРКА, ВЗАИМОПРОВЕРКА);

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ОСОБЕННО В ТРУДНОМ ЗАДАНИИ);

- вносить коррективы в действие после завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (ПРИ ВЗАИМОПРОВЕРКЕ, САМОПРОВЕРКЕ).

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме ( доказывали свое решение на протяжении всего урока);

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- добывать новые знания;

- находить ответы на вопросы.

Личностные:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

На протяжении всего урока – отработка навыков орфографической зоркости (игра «Пойми меня», стихотворение об иностранце Билле, работа со словарем).

Благодаря подбору упражнений и сочетанию различных видов и форм деятельности поставленная цель была достигнута на уроке.

Урок носил характер доброжелательного сотрудничества как между учителем и учениками, так и среди учащихся.







Тема

" Разговор о значении слова."

Цели


Образовательные: на основе наблюдений подвести учащихся к выводу, что главное в слове - это его значение; формирование умения определять изученные орфограммы; закрепление знаний правописания изученных словарных слов.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной и групповой работе.

Формировать УУД:

- Личностные: ориентация на содержательные моменты школьной действительности; зарождение сознательного отношения к письму, стремления к его правильности, уважения к себе как носителю русского языка; осознание социальных, личностных мотивов изучения русского языка.

- Регулятивные УУД: ставить и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме, осуществлять самоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместном решении задач, распределять роли, дополнять и контролировать друг друга; делиться своими «открытиями» дома, рассказывать о своих достижениях.

- Познавательные УУД: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключение, моделировать выводы, подводить факты языка под понятие, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Планируемый результат

Предметные . Сформировать представление о важности значения слова, продолжить освоение понятия “непроверяемая орфограмма”, умение пользоваться орфографическим словарем для решения задач письма; использовать изученные орфографические правила при письме.

Метапредметные

Проверять себя и оценивать собственные достижения.

Личностные

Участвовать в построении обобщений.

Основные понятия

Речь устная и письменная; текс, предложения, слово; знаки препинания; буквы безударных и ударных гласных, значение слов, буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков, "орфограмма".

Межпредметные связи

Русский язык.

Ресурсы:- основные

- дополнительные

-Соловейчик М.С.,Кузьменко Н.С. Русский язык, 2 класс, 2часть, с.4 - 5.

- задания для работы в парах;

- презентация "Что это?" (загадки о словах - омографах);

- музыкальные физминутки ;

- презентация "Алгоритм самооценки".

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная, групповая.

Технические средства обучения

Компьютер, интерактивная доска, ЦОР.

Интернет ресурсы









МОУООШ №11

село Александровское



внеклассноне мероприятие


ко дню матери


«Моя мама лучше всех»



Подготовила учитель начальных классов

Дубовицкая Анна Александровна





2016-2017 уч.год