I. Организационный момент(3 мин) | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку - Поприветствуем наших гостей. Итак, друзья, внимание. Прозвенел звонок, Садитесь поудобнее, Начнём наш урок. (слайд 2) Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему, и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга. Пожелайте им удачи в работе. А девизом нашего урока будут слова: Ужасно интересно все то, что неизвестно! - К чему призывает девиз? (открывать новые знания) | -Что пригодится нам для открытия новых знаний? (внимательность, активность, умение слушать) | Проверяют свои рабочие места, наличие учебных принадлежностей к уроку. | | Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
II. Актуализация опорных знаний и постановка целей и задач урока.(7 мин) | Работа в тетради. -Откройте тетради. Запишите: число, классная работа. - Мы закончили изучение темы «Хочу сказать больше». Теперь мы знаем, что речь бывает:) (слайд3)  У. Как мы используем в речи слова, предложения? Для чего создаем текст? Ответьте на эти вопросы, поработав в парах. 2.Работа в парах по карточке №1 - Как вы думаете, что важнее в речи, предложение, слово или текст? Предлагаю посмотреть инсценировку. Однажды текст, предложение и слово поспорили, кто из них главнее для человека. Текст сказал: «Конечно, я. Я больше вас. Без меня нельзя раскрыть мысль.» Предложение возразило: «Но ты состоишь из предложений – значит, я главнее». «Я не буду с вами спорить. Выяснять, кто из нас человеку нужнее, - только время тратить. Пусть школьники решат, кто из нас нужнее человеку.» У. И мы спорить не будем, тем более что есть другие вопросы, над которыми интересно поразмышлять. Давайте поразмышляем о словах. Как понимаете слово – «поразмышляем»? |
Уч-ся работают в тетради.
Дети дополняют схему на слайде. 2.Работа в парах Если в речи нужно назвать что-то, мы используем _____________. Если хотим выразить мысль, нам нужно построить _____________. Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаем _______________. Дети обсуждают варианты ответов. Мнения разделяются: одни считают, что важнее «слово», другие – «предложение», третьи – «текст». Д. Размышлять – значит думать, мыслить. | Знать признаки хорошего текста, правила произношения и написания знакомых слов. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). |
III. Усвоение новых знаний.(20 мин) | - Над чем сегодня будем размышлять? Какую цель поставим? - Предлагаю вам поиграть. А как называется игра, попробуйте прочитать.  - Я даю толкование слова, а вам надо по его значению отгадать слово и записать в тетради. Один ученик - на доске. Запишите с красной строки - Словарь: Этот овощ называют томат. (помидор) Огородное растение с продолговатым зелёным плодом. (огурец) Тёмно-голубой цветок, растущий на лугах и полях. (василёк) Взаимопроверка словарных слов. - Подчеркните соединения букв, которые получились красиво, а которые не получились, напишите с новой строки ещё раз. (минутка чистописания) - А сейчас прочитайте моё предложение с этим словом. Испугавшись грозы, василёк громко заплакал. - Что заметили? - Найдите ошибку. Почему вы считаете, что это слово написано с ошибкой? - Назовите полное имя мальчика, неполное. - Сколько значений имеет это слово? - Что нужно знать, чтобы правильно его написать? - Сравним наш вывод с выводом учебника стр.5. | Д. Понять, что в слове главное) Д. Пойми меня Д. ВЫВОД: Чтобы правильно написать слово, надо знать его значение. | Понимать, что главное в слове его значение. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
III. Практическое применение (10мин)
VI. Физминутка: | Работа с учебником. - Прочитайте задание в учебнике с.4 №275. В четверг Мряка нашла 6 пусиков. У. Поняли что–нибудь? Почему?. - А что говорит Антон? У. Прочитайте задание к упр. - Попробуем сделать это предложение понятным. - Что для этого надо сделать? - Что может обозначать слово Мряка? - Почему имя девочки? - Что она могла найти? - Какое предложение получилось? - Запишем это предложение в тетради.
У. Почему предложение стало понятным?
- Отдохнём. Встаньте, поиграем. Я буду называть слово, если оно имеет значение, вы приседаете, если смысла нет, стоите на месте. Коф, рот, доска, мялка, махать, чёрный, болка, плим, рисунок, внимательные. - Молодцы. Умеете отличать слова. - А как вы их узнавали? | Д. Непонятные слова. Д. заменить слова. Запись с объяснением «опасных мест», один ученик у доски. «В четверг Вера нашла шесть грибов». Д. Слова понятны, ясно, что они обозначают. | Уметь правильно писать изученные словарные слова. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). |
VII. Закрепление изученного | - А сейчас я предлагаю ещё раз вернуться к правилу, с. 5. - Прочитайте последнее предложение. - Хочу обратить ваше внимание на слово «часто». - Как вы думаете, почему именно это слово использовали авторы? (Не всегда). - Да, бывают исключения из правил. Понаблюдаем за словами. У. Самостоятельно прочитайте про себя стихотворение А. Кушнира про иностранца Билла, который только начал изучать русский язык. Мы на Неве любовались моржами, Как они плавали, стиснуты льдами. А иностранец по имени Билл Был с нами рядом и всех удивил: Вы говорите, что это моржиха, Что же она в шапочке, словно пловчиха? У. Один ученик читает вслух, остальные следят. У. Почему слова Билла всех удивили? Что он не понял? (На доске и в тетрадях появляется запись слова «моржи» с указанием «опасных мест») У. В русском языке есть слова, у которых много значений. Их называют многозначные слова или ОМОНИМЫ. Приведите примеры таких слов.
У. Запишите слово. Подчеркните орфограммы.
У. Что нужно для того, чтобы правильно определить значение многозначного слова?
У. Да, понять значение слов – омонимов можно только в сочетании с другими словами.
У. Самостоятельно составьте два предложения со словом завод, чтобы оно обозначало разные предметы.
У. Почему разные предложения?
- Что узнали об этих словах? (звучат и пишутся одинаково, а имеют разные значения) - Послушайте отрывок из стихотворения Я. Козловского «Вы откуда, молодцы?» День вступил в свои права, постучали в дверь слова. Я открыл им. Что за чудо? Предо мною близнецы. Я спросил их: вы откуда появились, молодцы? Отвечали мне слова: заверяем, голова, что и раньше с нами встречи ты имел наверняка. Мы слова из русской речи, из родного языка. Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат. Но важна не только внешность, потому не торопись: не всегда нужна поспешность, ты до смысла доберись. Наподобие начинки смысл спрятан в серединке. Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки. - Посмотрите в учебнике задание №276. - О каких словах говорится? - Что надо о них помнить? - Почему надо внимательно относиться к значению слова?
Работа со словарём. - Где можно узнать точное значение слова? - Словарей толковых много. Есть большие (С. Ожегова), маленькие (у нас в учебнике). У. Прочитайте слова. Подумайте, можете ли вы доказать, что в парах записаны разные слова? Догадайтесь каким условным значком это доказать. (ударением) //На экране столбики слов: ирис, атлас, полы, пироги, мука. ТПО с.3, упр.277 - первый столбик. Дети работают в парах. – Значения, каких слов не понятны? (Работа с толковым словарем учебника, с толковым словарем В.И. Даля) У. От чего зависит их значение? Д. От места ударения в слове. У. Вам понятно значение всех слов? У. Мы с вами еще раз убедились в том, что главное в слове – это его значение. Иногда от значения зависит произношение слова. - Подведём итог. Работа самостоятельно по карточке №2 - Возьмите карточку «Узелки на память» - Дополните её недостающими словами. 1. Многозначные слова одинаково пишутся и произносятся, но имеют разный_________ 2. Важно знать точное ________ слов, чтобы грамотно говорить и писать. - Прочитайте, какие предложения у вас получились. На экране: тайна нашего языка… | Д. Ручка – часть тела и ручка - школьная принадлежность. Ручка может быть у двери. Д. Нужны слова – помощники. //Дети называют многозначные слова, объясняют их значения, записывают, подчеркивая изученные и пропуская неизученные орфограммы. Например: ручка, коса, ключ, лук, лопатка, дворники, , язык, завод Д. У часов кончился завод. Завод выпускает машины. Д. Предложения разные, потому что слова имеют разное значение. Д. ВЫВОД: Для грамотного человека важно знать точное значение слова, чтобы правильно употреблять его в речи. | | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). |
IX. Домашнее задание. 2 мин. | - На следующем уроке мы продолжим работу над словом и узнаем, что ещё может зависеть от значения слова. Домашнее задание одно - устное: вам надо рассказать родителям, что в слове главное и что интересного узнали на уроке. А другое – на слайде. Учебник с.6, упр.280. | Комментирование Д/З: - с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок, - решить орфографические задачи, - подчеркнуть орфограммы. упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь словарём. Составить предложение с одним из слов | | |