№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1 | Организационный | Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Запишите в тетради число, классная работа. | Организуют рабочее место, настраиваются на работу на уроке. Оформляют запись числа в тетрадях. | |
2 | Актуализация знаний | Послушайте, какая интересная история произошла однажды с буквами. В Азбуке было много жителей-букв, но один из них не умел говорить, молчал и никто с ним не хотел дружить. Жилось ему плохо, одиноко. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. А одно слово им даже загадку про себя загадало: Спит или купается, Всё не раздевается: День и ночь на ножках Красные сапожки. (Гусь) Слайд 1 Стали буквы составлять слово. Встали на нужные места и вышло слово ГУС. Решили помочь гласные. Пришла И, получилось слово ГУСИ. Пришла Я, получилось слово ГУСЯ. Решили буквы позвать мягкий знак Ь, получилось слово ГУСЬ. Развеселились буквы и стали с ним дружить. Вот он, оказывается, какой незаменимый. Обрадовался мягкий знак, что стал важным и нужным другим буквам. | Отгадывают загадку (Гусь) Уч-ся встают с карточками, составляя слова: ГУС, ГУСИ, ГУСЯ, ГУСЬ. | Приложение 1 |
3 | Целеполагание | Кто догадался, какая тема урока? Тема урока: Правописание слов с мягким знаком на конце и середине слова. (Слайд 2) Давайте повторим, что знаете о правописании мягкого знака в словах. (Учитель фиксирует на доске ответы учащихся) -Чему будете учиться на уроке? | - Правописание мягкого знака в словах. ЗНАЮ: 1. «ь» не обозначает звука в словах [-] 2. «ь» стоит на конце и в середине слова. 3. «ь» показывает, что согласный звук перед ним читается мягко [ ‘] 4. «ь» не может стоять в начале слова, не имеет заглавной буквы. УМЕЮ: 1. Читать слова с «ь». 2. Записывать слова с «ь». - Не пропускать в словах «ь». - Грамотно писать слова и предложения. - Делать звукобуквенный анализ слов с «ь». | Презентация Приложение 2 Карточки ЗНАЮ, УМЕЮ. |
4 | Работа по новой теме. | Я читаю начало, а вы закончите предложение. - Белый камушек растаял, на доске следы оставил (мел); Слайд 3 - Лодка села на … (мель) Слайд 3 - Чем различаются слова в написании? - Изменилось лексическое значение слов с появлением мягкого знака? - В ней находится вкусное варенье …(банка) Слайд 4 - Место для купания и мытья … (банька) Слайд 4 - Девочка начертила … (угол) Слайд 5 - Это топливо, им топят печи…(уголь) Слайд 5 Вывод: диск ЭОР | Записывают слова в тетради: Мел – мель, банка-банька, угол-уголь. - Мягким знаком. Мел - осадочная горная порода белого цвета, мягкая и рассыпчатая. Мель - мелкое место на дне водоема. Банка - стеклотара для жидкости. Банька - место для купания и мытья. Угол - геометрическая фигура, образованная двумя лучами (сторонами угла), выходящими из одной точки. Уголь- вид ископаемого топлива. | Презентация |
5 | Физминутка | Ёжик серенький бежит. Видит палочка лежит. Ёж нагнулся, палку взял Да и дальше побежал. Вот болото, а по ней Ёжик с палочкой своей. Прыг – скок, прыг – скок Перебрался на песок. Дальше ёжик наш бежит. Птенчик жалобно пищит. Ёжик птенчика берёт И в гнездо его кладёт. Лапкой птичкам помахал И домою побежал. | Выполняют упражнения | |
6 | Звукобуквенный анализ слов. | Выполним звукобуквенный анализ слов: угол, уголь. - Сравните звуковые схемы. В чем различие? - Почему в слове уголь букв больше? Выполните задание по карточкам в парах. Укажите количество букв и звуков в словах, приведите свой пример. Проверка: http://interneturok.ru - Назовите свой пример. | Коллективная работа: выполняет анализ слов 1 учащийся у доски, остальные в тетрадях у гол [у г а л] 2сл, 4б, 4 зв. у голь [у г а л’] 2сл, 5б, 4 зв. - В схеме слова угол звук [л] твердый, в схеме слова уголь [л’] мягкий. - Мягкий знак звука не обозначает, а делает согласный мягким. Выполнение задания по карточкам. Слово | Буквы | Звуки | Коньки | 6 | 5 | Тень | 4 | 3 | Олень | 5 | 4 | Гусь | 4 | 3 | Портфель | 8 | 7 | | | | | Приложение 3 |
7 | Работа по учебнику | - На стр. 126 № 206. Прочитайте задание. Что будете подбирать к словам? - Что должно быть обязательным в однокоренных словах? -Какую роль выполняет мягкий знак в середине слова? | Записывают в тетрадях номер упражнения, читают задание. - К словам будем подбирать однокоренные слова. - Мягкий знак в середине слова. - Указывает на мягкость предшествующего согласного звука. | |
8 | Итог урока | - Вспомните цель, которую ставили в начале урока. - Чему учились? | - Правильно писать слова с мягким знаком на конце и середине слова. | |
9 | Рефлексия | У каждого на столах лежит лист «Оцени свою работу», заполните его. | Заполняют, читают вслух. Я работал на уроке… (активно, работал не всегда, молчал) На все вопросы я… (смог ответить верно, иногда ошибался, было трудно) На уроке было… (интересно, скучно) В целом я работал...(отлично, хорошо, плохо) | Приложение 4 |
10 | Домашнее задание | - Стр. 125 знать правило, № 205. | Записывают задание в дневники. | |