Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Орг. момент | 1. Готовность к уроку. 2. Актуализация знаний. (Звучит грамзапись о спорте). – Урок начнем с отгадывания загадок. 1) Загадка эта нелегка Пишут всегда через два «К». И мяч, и шайбу клюшкой бей, А называюсь я … хоккей. 2) Многим нам она знакома В ней купаться можно дома, Что же это за предмет? Догадались или нет? 3) Простудился я вчера, Голова болит с утра, Я закашлился, охрип, У меня, наверно, … грипп. 4) Где доска и парта есть, Чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, Это наш просторный … класс.(Слайд 1-2) | Учащиеся называют слова: 1) Хоккей 2) Ванна 3) Грипп 4) Класс |
II. Выявление проблемы урока. | – Произнесите слова. Что вы заметили? – Какой вывод сделаем? Вывод: две буквы за руки взялись, и в долгий звук они слились. (Слайд 3) – Значит, какие буквы поставили в словах? – Запишите слова в тетрадь. | – Звук произносится более долго. – Долгие согласные звуки обозначаются двумя буквами. |
III. Целеполагание. | – О чем будем говорить на уроке? – Наш урок звучит так: «Звук один, а буквы две» (Слайд 4) | – Об удвоенных согласных в корне слова. |
IV. Ознакомление с новыми умениями. | 1. Определим, в какой части слова находится удвоенная согласная. – Как определили? Ванна, класс, грипп, хоккей. (Слайд 5) 2. Работа с учебником. – Прочитайте самостоятельно правило, данное в учебнике на странице 76. – Что нового узнали о правописании удвоенных согласных? (Стук в дверь, входит мальчик) К нам в гости пришел Спортик. Знает он об этих буквах многое и своими знаниями он хочет поделиться с вами. | – В середине корня и в конце корня. – Подобрали однокоренные слова. Выделяют корень. Чтение правила про себя.Такие слова надо запомнить, в них непроверяемые орфограммы. |
V. | (Слайд 6-7) Физминутка. | |
VI. Упражнения на усвоение новых знаний. | Коллективная работа: назовите спортивные предметы и вид спорта. – Какой рисунок лишний, почему? (Слайд 8-9) Спортик: Ребята, постарайтесь ответить на вопросы: – А почему на месте одного звука бывают две буквы? Рассказ Спортика: упражнение 459. – А теперь я хочу узнать, как внимательно вы слушали меня? Что можете предположить о происхождении слова, если у него в корне двойные согласные? Спортик: Ребята, я принес для вас задания и думаю, что они вам понравятся. | |
VII.Самостоятельная работа. | Самостоятельная работа: записать слова с удвоенными согласными. Работа в группах: а) Творческая работа в парах: замените одним словом словосочетания. Карточка 1. Место, где продают билеты (касса). Спортивный бег (кросс). Большое желание есть (аппетит). Дорога, покрытая асфальтом (шоссе). б) Индивидуальная работа по карточкам: списать, вставить пропущенные буквы. Карточка 2. Вся гру…а заболела гри…ом. Хо…еист должен быть а…уратным. Мама накормила ребят а…етитными пирогами. Ми…ионы людей любят спортивные игры. в) Исправь ошибки. Карточка 3. Петя взял клюшку с шайбой и побежал играть в футбол. Если хочешь быть здоров, дольше спи в постели. Да здравствуют лень и беспорядок! – Спортик, ты доволен работой ребят? (Слайды 10-12) | Задания проговариваются. |
VIII. Проверка самостоятельной работы. | – Да, вы успешно справились с моими заданиями. Но я еще раз хочу убедиться, что вы запомнили слова, в которых пишется удвоенная согласная. | |
IX. | Физминутка Звучит музыка. Спортик проводит физминутку. (Слайд 13) | |
X. Упражнение на перенос в сходную ситуацию. | Спортик: Приготовьте сигнальные карточки. Суббота, работа, забота, краны – ванны, группы – крупы, болею – аллея, колос – класс. Спортик: Молодцы, ребята! Вы постарались и справились с моими заданиями. | |
XI. Рефлексия. Оценивание учащихся. | – Какое открытие сделали сегодня на уроке? – Посмотрите, с каким большим количеством слов познакомились на уроке. (Слайд 14) Оцените свою работу: Я научился ... Я узнал … Я запомнил … Я сделал открытие … (Слайд 15) | |
XII. Итог урока. Домашнее задание. | Задания по вариантам (по степени сложности): третий ряд – упражнение 463, стр. 77; первый и второй ряды – записать несколько предложений о спорте, используя слова с удвоенными согласными, по желанию написать мини-сочинение о спорте, которым занимаетесь. – Вы меня порадовали, были такими сообразительными, деловыми. Спасибо за то, что вы становитесь пытливыми и любознательными. | Записывают домашнее задание. |