РУС. ЯЗЫК Урок № 7 Дата_____________
Тема. Главные и второстепенные члены предложения
Цели: развивать умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены; учить устанавливать связь слов в предложении, распространять нераспространённое предложение второстепенными членами.
Планируемые результаты.
Предметные:обучающиеся научатся различать и находить главные члены предложения – подлежащее и сказуемое; основу и второстепенные члены предложения; дополнять основу второстепенными членами предложения;
метапредметные (УУД):
личностные:
формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;
познавательные:
пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной форме; находить ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; сравнивать, делать выводы;
регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в свои действия;
коммуникативные:
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Прочитайте предложения, которые вы составили.
Какие знаки вы поставили в конце предложений?
Актуализация знаний
Индивидуальная работа.
Дополните предложения второстепенными членами. Спишите. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Задайте вопросы ко всем словам.
1. Вырос город. 2. Девочка шьёт. 3. Осина дрожит. 4. Поспели ягоды. 5. Жужжат пчёлы. 6. Бегут ручьи. 7. Звенит звонок.
Слова для справок: новый; платье для куклы; тонкая, на ветру; в лесу, земляники; на лугу, трудолюбивые; прозрачные; последний.
Орфографическая минутка
(Запись под диктовку.)
Вершина, снег, деревья, бежать, работа, птичка, холод, широкий, дуб, волчата, наряд, роща.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, называют орфограммы и проверочные слова.)
Самоопределение к деятельности
Птицы улетели. Перелётные птицы улетели в тёплые края.
Чем они похожи? Чем отличаются? (В обоих предложениях главные члены птицы улетели. Но первое предложение состоит только из главных членов, а во втором предложении есть и другие члены предложения.)
Сформулируйте тему урока.
Работа по теме урока
Беседа о членах предложения
День угасал. Короткий осенний день угасал.
Лебеди опустились. Лебеди опустились на берег реки для отдыха.
Ковёр шуршал. Пёстрый ковёр листьев шуршал под ногами.
- Что общего в предложениях каждой пары? Чем они отличаются? (Подлежащие и сказуемые в этих предложениях одинаковые. Но предложения слева состоят только из подлежащего и сказуемого, а в предложениях справа есть слова, которые поясняют подлежащее и сказуемое.)
- Какие предложения вам больше понравились? Почему?
Назовите главные члены в первой паре предложений. (День угасал.)
Какой член предложения поясняют слова короткий, осенний? (Подлежащее.)
Поставьте от существительного вопрос к словам короткий, осенний. (День (какой?) короткий осенний.)
Короткий и осенний — это второстепенные члены предложения.
Назовите главные члены во второй паре предложений. (Лебеди опустились.)
Найдите во втором предложении второстепенные члены. (На берег реки, для отдыха.)
Какой член предложения поясняют слова на берег и для отдыха? (Сказуемое.)
Поставьте от сказуемого вопрос к словам на берег и для отдыха.(Опустились (куда?) на берег, опустились (для чего?) для отдыха.)
А какой член предложения поясняет слово реки? (Второстепенный член предложения.)
Поставьте вопрос к этому слову. (На берег (чего?) реки.)
Второстепенные члены предложения могут пояснять не только главные члены предложения, но и второстепенные.
(Аналогичная работа проводится по третьей паре предложений.)
Работа по учебнику
Упр. 37(с. 26).
Прочитайте. Разделите текст на предложения.
Сколько предложений в этом тексте? (Пять.)
Докажите. Назовите главные члены этих предложений.
Спишите текст, разделив на предложения.
Какие знаки вы поставили в конце предложений?
Упр. 38 (с. 26).
Рассмотрите таблицу на с. 27.
На какие две большие группы делятся все члены предложения? (Главные и второстепенные.)
Что обозначает подлежащее?
На какие вопросы отвечает подлежащее?
Что обозначает сказуемое?
На какие вопросы отвечает сказуемое?
Почему подлежащее и сказуемое называются главными членами предложения? (Без них не было бы предложения, было бы не понятно, о чём идёт речь. )
Какую роль выполняют второстепенные члены предложения? (Поясняют подлежащее и сказуемое.)
На какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения?
Физкультминутка
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 39 (с. 27).
Прочитайте предложения. Сравните их.
Выполните письменные задания к упражнению.
Прочитайте распространённое предложение.
Назовите второстепенный член предложения, поясняющий подлежащее. (Быстрокрылые.)
Поставьте к нему вопрос. (Ласточки (какие?) быстрокрылые.)
Назовите второстепенные члены предложения, поясняющие сказуемое. {Давно, на юг.)
Поставьте к ним вопросы. (Улетели (когда?) давно, улетели (куда?) на юг.)
Как называются предложения, которые состоят только из главных членов? (Нераспространённые.)
Как называются предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов? (Распространённые.)
Упр. 40 (с. 28).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
Прочитайте предложения. Это текст? Докажите. (Все предложения объединены общей темой.)
Назовите тему текста. (Осень.)
Прочитайте предложение, которым вы дополнили текст.
Назовите главные и второстепенные члены во втором предложении.
Рефлексия
Гремят... молодые.
Вот... брызнул,
... летит.
Повисли... дождевые
И ... нити золотит.
Ф. Тютчев
Какой член пропущен в этих предложениях? (Подлежащее.)
Что нам неизвестно, когда пропущено подлежащее? (О ком или о чём говорится в предложении.)
Прочитайте следующую запись.
С горы ... поток проворный,
В лесу ... птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Всё... весело громам.
Ф. Тютчев
Какой член пропущен в этих предложениях? (Сказуемое.)
Что неизвестно, когда пропущено сказуемое? (Что говорится о подлежащем.)
Какие бывают члены предложения?
Какие члены предложения называются главными?
Какую роль выполняют в предложении второстепенные члены?
Как найти в предложении его главные и второстепенные члены?
Чем отличаются распространённые предложения от нераспространённых?
Приведите примеры распространённых предложений.
Приведите примеры нераспространённых предложений.
Оцените свою работу на уроке.
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Упр. 41 (с. 28).