СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка. 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. 3 класс»

РУС. ЯЗЫК Урок № 7 Дата_____________

Тема. Главные и второстепенные члены предложения

Цели: развивать умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены; учить устанавливать связь слов в пред­ложении, распространять нераспространённое предложение вто­ростепенными членами.

Планируемые результаты.

Предметные:обучающиеся научатся различать и находить  главные члены предложения – подлежащее и сказуемое;  основу и второстепенные члены предложения;  дополнять основу второстепенными членами предложения;

 метапредметные  (УУД):

личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;

познавательные: 

пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной форме; находить  ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;  анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

аргументированно отвечать, доказывать свое мнение;  сравнивать, делать выводы;

регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в свои действия;

коммуникативные:

выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению


Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  • Прочитайте предложения, которые вы составили.

  • Какие знаки вы поставили в конце предложений?

  1. Актуализация знаний

  1. Индивидуальная работа.

Дополните предложения второстепенными членами. Спишите.  Подчеркните подлежащее и сказуемое. Задайте вопросы ко всем словам.

1. Вырос город. 2. Девочка шьёт. 3. Осина дрожит. 4. Поспели ягоды. 5. Жужжат пчёлы. 6. Бегут ручьи. 7. Звенит звонок.

Слова для справок: новый; платье для куклы; тонкая, на ветру; в лесу, земляники; на лугу, трудолюбивые; прозрачные; последний.


  1. Орфографическая минутка

(Запись под диктовку.)

Вершина, снег, деревья, бежать, работа, птичка, холод, широкий, дуб, волчата, наряд, роща.

  • Обозначьте орфограммы в словах.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, называют ор­фограммы и проверочные слова.)

  1. Самоопределение к деятельности

  • Прочитайте предложения.

Птицы улетели. Перелётные птицы улетели в тёплые края.

  • Чем они похожи? Чем отличаются? (В обоих предложениях главные члены птицы улетели. Но первое предложение состо­ит только из главных членов, а во втором предложении есть и другие члены предложения.)

  • Сформулируйте тему урока.

  1. Работа по теме урока

  1. Беседа о членах предложения

  • Прочитайте предложения.

День угасал. Короткий осенний день угасал.

Лебеди опустились. Лебеди опустились на берег реки для отдыха.

Ковёр шуршал. Пёстрый ковёр листьев шуршал под ногами.

- Что общего в предложениях каждой пары? Чем они отлича­ются? (Подлежащие и сказуемые в этих предложениях одина­ковые. Но предложения слева состоят только из подлежащего и сказуемого, а в предложениях справа есть слова, которые поясняют подлежащее и сказуемое.)

- Какие предложения вам больше понравились? Почему?

  • Назовите главные члены в первой паре предложений. (День угасал.)

  • Какой член предложения поясняют слова короткий, осен­ний? (Подлежащее.)

  • Поставьте от существительного вопрос к словам короткий, осенний. (День (какой?) короткий осенний.)

Короткий и осенний — это второстепенные члены предложения.

  • Назовите главные члены во второй паре предложений. (Ле­беди опустились.)

  • Найдите во втором предложении второстепенные члены. (На берег реки, для отдыха.)

  • Какой член предложения поясняют слова на берег и для от­дыха? (Сказуемое.)

  • Поставьте от сказуемого вопрос к словам на берег и для от­дыха.(Опустились (куда?) на берег, опустились (для чего?) для отдыха.)

  • А какой член предложения поясняет слово реки? (Второ­степенный член предложения.)

  • Поставьте вопрос к этому слову. (На берег (чего?) реки.)

Второстепенные члены предложения могут пояснять не толь­ко главные члены предложения, но и второстепенные.

(Аналогичная работа проводится по третьей паре предло­жений.)

  1. Работа по учебнику

Упр. 37(с. 26).

  • Прочитайте. Разделите текст на предложения.

  • Сколько предложений в этом тексте? (Пять.)

  • Докажите. Назовите главные члены этих предложений.

  • Спишите текст, разделив на предложения.

  • Какие знаки вы поставили в конце предложений?

Упр. 38 (с. 26).

  • Рассмотрите таблицу на с. 27.

  • На какие две большие группы делятся все члены предложе­ния? (Главные и второстепенные.)

  • Что обозначает подлежащее?

  • На какие вопросы отвечает подлежащее?

  • Что обозначает сказуемое?

  • На какие вопросы отвечает сказуемое?

  • Почему подлежащее и сказуемое называются главными чле­нами предложения? (Без них не было бы предложения, было бы не понятно, о чём идёт речь. )

  • Какую роль выполняют второстепенные члены предложе­ния? (Поясняют подлежащее и сказуемое.)

  • На какие вопросы отвечают второстепенные члены пред­ложения?

  1. Физкультминутка

  2. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 39 (с. 27).

  • Прочитайте предложения. Сравните их.

  • Выполните письменные задания к упражнению.

  • Прочитайте распространённое предложение.

  • Назовите второстепенный член предложения, поясняющий подлежащее. (Быстрокрылые.)

  • Поставьте к нему вопрос. (Ласточки (какие?) быстрокрылые.)

  • Назовите второстепенные члены предложения, поясняю­щие сказуемое. {Давно, на юг.)

  • Поставьте к ним вопросы. (Улетели (когда?) давно, улетели (куда?) на юг.)

  • Как называются предложения, которые состоят только из главных членов? (Нераспространённые.)

  • Как называются предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов? (Распространённые.)

Упр. 40 (с. 28).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

  • Прочитайте предложения. Это текст? Докажите. (Все пред­ложения объединены общей темой.)

  • Назовите тему текста. (Осень.)

  • Прочитайте предложение, которым вы дополнили текст.

  • Назовите главные и второстепенные члены во втором пред­ложении.

  1. Рефлексия

  • Прочитайте.

Гремят... молодые.

Вот... брызнул,

... летит.

Повисли... дождевые

И ... нити золотит.

Ф. Тютчев

  • Какой член пропущен в этих предложениях? (Подлежащее.)

  • Что нам неизвестно, когда пропущено подлежащее? (О ком или о чём говорится в предложении.)

  • Прочитайте следующую запись.

С горы ... поток проворный,

В лесу ... птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный —

Всё... весело громам.

Ф. Тютчев

  • Какой член пропущен в этих предложениях? (Сказуемое.)

  • Что неизвестно, когда пропущено сказуемое? (Что гово­рится о подлежащем.)

  • Какие бывают члены предложения?

  • Какие члены предложения называются главными?

  • Какую роль выполняют в предложении второстепенные члены?

  • Как найти в предложении его главные и второстепенные члены?

  • Чем отличаются распространённые предложения от нерас­пространённых?

  • Приведите примеры распространённых предложений.

  • Приведите примеры нераспространённых предложений.

  • Оцените свою работу на уроке.

  1. Подведение итогов урока

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Упр. 41 (с. 28).