Урок русского языка в 3 классе
Дата: 13.04.2020
Раздел: Части речи
№ урока в календарно-тематическом планировании: 111
Тема урока: Общее значение прилагательных
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цели:
- Актуализировать знание об имени прилагательном, его роли в тексте.
-Актуализировать умение определять имя прилагательное в тексте.
- Научить:
- писать прилагательные по группам, соответственно значению;
- писать прилагательные-антонимы, прилагательные-синонимы;
- писать текст, дополняя его прилагательными, используя слова для выбора;
- писать текст, вставляя пропущенные орфограммы;
- выполнять самопроверку и взаимооценку учебного задания;
- использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога.
Задачи:
- формировать умения определять имена прилагательные и отличать от других частей речи;
-развивать умения распределять имена прилагательные в группы по значению;
-учиться разбирать по составу имена прилагательные.
Планируемые результаты;
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
- определять связь имени прилагательного с именем существительным;
- рассказывать об имени прилагательном;
- определять прилагательное в тексте и выделять графически;
- Писать:
- прилагательные в соответствующую группу по значению;
- прилагательные-антонимы, прилагательные-синонимы;
- текст, дополняя его прилагательными, используя слова для выбора;
- текст, вставляя пропущенные орфограммы.
Обучающийся получит возможность научиться:
-объяснять роль имён прилагательных в речи;
-использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.
Личностные результаты:
Обучающийся научится:
-понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
-соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
-развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
-конструктивно разрешать проблемные ситуации;
-оценивать свои успехи в освоении языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
-эффективно общаться с окружающим миром
-сформировать и использовать свои коммуникативные способности;
-осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами;
-стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
-ориентироваться в пространстве учебника;
-понимать цели и задачи учебной деятельности;
-находить ответы на проблемные вопросы;
-пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»);
-самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
-пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);
-развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;
-развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.
Обучающийся получит возможность научиться:
-делать самостоятельные выводы;
-находить выход из проблемных ситуаций;
-определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;
-выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;
Ресурсы: карточки, интерактивная доска.
Формы работы на уроке: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная
Учитель: Мыльникова И.А.
ХОД УРОКА
Дидактическая структура урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент Время:1мин Мотивационно-ориентировочный этап | Подготовка учащихся к работе на уроке | Приветствие учащихся. Настрой на урок. Давайте повернёмся друг к другу, посмотрим в глазки соседу и улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт всем радость общения друг с другом. | Приветствие. Включение в ритм урока. | Личностные УУД: Умение настроиться на работу. |
Практический этап Время 5-7мин | Проверить усвоение пройденного материала | Актуализация и мотивация. Откроем тетради, запишем дату и классная работа. Оставьте одну строчку для записи темы. Её мы сформулируем позже. Перед вами листы самооценки. Запишите фамилию. После каждого задания вы будете себя оценивать. Красный - допустил много ошибок, не понял; жёлтый- допустил 3-4 ошибки, не всё понял, зелёный- не допустил ошибок, всё понял. Словарная работа. Запись под диктовку. (1 чел у доски) Автобус, адрес, аккуратный, аллея, антенна, аппетит, аптека, ботинки. - Какое слово лишнее? (аккуратный) -Почему? (все остальные существительные) -Что вы знаете об имени существительном? -Оцените свою работу. | Обобщают свои знания об имени существительном Пишем в тетради Ответы учащихся Самооценка | КоммуникативныеУУД : Умение комментировать свои действия. |
Целеполагание Определение темы, постановка задач урока Время 5-7мин | | Постановка проблемного вопроса: Положите перед собой на парте карточку розового цвета. Прочитайте задание. Этот зверёк живёт в лесу. У него ушки, лапки, шубка, хвост. - Как вы думаете, о каком животном идёт речь в этих предложениях? (Это сделать трудно.) - Посмотрите, ребята мнения наши разошлись. - А как вы думаете почему? (Нет признаков, которые уточнили бы) - Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о белочке? о зайчике? о лисе? - Как вы думаете, какое задание будем выполнять? - Вам нужно записать текст о любом зверьке. Помогут вам слова, записанные на карточке, ниже текста. Работать будете в парах. На одном листочке. Запишите свои имена. И приступайте к работе. Прочитайте, что же у вас получилось? - А теперь понятно, о ком же идёт речь в этом тексте? - Какие слова помогли нам разобраться в проблеме? На какие вопросы они отвечают? (Постановка вопросов от имён существительных. От какого слова будем задавать вопрос?) - Что обозначают слова, которые помогли описать животное? (Признак предмета) - Какой частью речи они являются? (Имена прилагательные) - Для чего мы вспоминали о существительном? (Прилагательное прилагается к существительному) - Какое, по-вашему, значение имеет имя прилагательное? -Оцените свою работу. - Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? ( Значение имён прилагательных) -Какие задачи будем решать на уроке? Задачи: - находить имена прилагательные в речи; -распределять имена прилагательные в группы по значению; - разбирать по составу имена прилагательные -Запишите тему. Общее значение имён прилагательных. | Решают проблемный вопрос Предположения учащихся Ответы учащихся Работа в парах. Чтение текстов. Ставят вопросы к словам Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока, называют задачи и цель урока. | Познавательные УУД Раскрывать значение понятия «имя прилагательное как часть речи» и использовать его в активном словаре Предметные УУД Показать роль имен прилагательных в речи. Регулятивные УУД выполнять самопроверку и взаимооценку учебного задания. Ориентироваться в разных способах выполнения задания. Коммуникативные УУД- использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога. Обогащать лексический запас учащихся прилагательными разных семантических групп. |
Изучение нового материала Время 10мин Физкультминутка 2 -3 мин | Обеспече-ние мотивации и принятия учащимися задачи урока и учебно-познавательной деятельно-сти | - Молодцы! Вы правильно определили тему урока. -Что теперь вы можете сказать об имени прилагательном. Сформулируем правило. Проверим по учебнику ( с. 97) Физминутка Называю имя существительное - хлопаете, называю глагол - приседаете, называю имя прилагательное - прыгаете (малина, смотрит, красивый, большой, дерево, книга, бежать) - Вернёмся к нашим задачам. Но нам ещё сегодня предстоит учиться распределять имена прилагательные в группы по значению. Какие предположения о группах имён прилагательных вы можете высказать? (размер, форма, цвет, материал…) Работа по учебнику -Давайте выполним упражнение 174, стр.98. Какое задание будем выполнять? По составу разбираем по вариантам: 1в.- прохладный, деревянный; 2в.- пригородный, сельский. (2 чел. у доски) Оцените свою работу на листе самооценки. | Мотивация и принятие учебной задачи Ответы учащихся Будем распределять имена прилагательные по группам. Разбирать по составу имена прилагательные Выполнение задания в тетради | Личностные УУД Оценивать результат собственной деятельности Коммуникативные УУД- использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога. Обогащать лексический запас учащихся прилагательными разных семантических групп. Предметные УУД Показать роль имен прилагательных в речи. Писать прилагательные в соответствующую группу по значению и разбирать по составу. |
Закрепление учебного материала 7-9 мин | Обеспечение усвоения новых знаний, проверка понимания; Формиро-вать навыки использования изучен-ного мате-риала | Работа с интерактивной доской. Помочь Бутявке найти имена прилагательные. Самостоятельная работа. Выпишите из текста на карточке №2 (голубого цвета) имена прилагательные с именами существительными, задавая вопрос от имени существительного к имени прилагательному. - Какую задачу будем решать? - Какими знаниями будете пользоваться? На карточке голубого цвета: Прекрасное утро! Утренняя роса блестит на траве. Лёгкий ветерок шумит над деревьями. Певчие птицы нарушают тишину утра. Скоро взойдёт яркое солнышко. Оцените свою работу. А я оценю каждого. Подведите итоговую оценку за урок на листе самооценки. | Выполнение задания (работа устно) Находить имена прилагательные Ответы учащихся Самостоятельная работа самооценка | Предметные УУД Уметь находить в тексте прилагательные. Показать роль имен прилагательных в речи. Регулятивные УУД выполнять самопроверку и взаимооценку учебного задания. Ориентироваться в разных способах выполнения задания. |
Рефлексивно-оценочный этап 3-5мин | Формировать личную ответствен-ность за результаты своего труда. | - Над какой темой сегодня работали? - Что узнали? - Выполнены ли задачи урока? - Какое задание было трудным? - Что узнали об имени прилагательном? - Поднимите руку, у кого итоговая оценка красный кружок, у кого - жёлтый, у кого - зелёный. Проверить качество ваших знаний поможет домашнее задание. | Подводят итоги работы на уроке, отвечают на вопросы, делают вывод о достижении задач. | |
Домашнее задание Время 1 мин | Проверить прочность усвоения знаний | Д/з на ваш выбор упр. 175 или 176 на стр.98 | Записывают домашнее задание. | |
Спасибо за урок!