СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка. Части речи. Закрепление.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка. Части речи. Закрепление.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. Части речи. Закрепление.»

Урок русского языка

4 класс

Тема: «Закрепление. Части речи».

  • Цели: закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи; составлять план и последовательность действий;

  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать
    собеседника; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма.



Ход урока

I. Орг. момент.

- Ребята, наш урок я хочу начать со следующих строк.

Народ – властитель тайны слова.

И всех сокровищ языка,

Им выткана его основа

Для поколений на века.

Он создал чудо тени, света,

И звука взлёт, и слова лад,

Им жизнь поэзии согрета,

В нём звёзды вечности горят.

- Это слова о тайнах русского языка.

Именно с этих строк хотелось бы погрузиться в тайны нашего урока.

- Какие секреты будут раскрыты на уроке?

- Несмотря на холодную погоду за окном, я желаю вам плодотворной работы и теплой дружеской атмосферы в классе.

- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

- На полях поставьте отметку, которую вы бы хотели заработать сегодня на уроке.

У вас на партах лежат листы оценивания.

II. Орфографическая минутка.

- Игра «Фотоаппарат».

- Нужно записать слова по памяти.

ВСТРЕЧНЫЙ, НОЧНОЙ, СПЕШИТ, ЖИВЁТ, ЩУКА, ЧАШКА.

- На какую орфограмму слова мы записали? (определяют).

- Оцените себя + или -. (на полях). Поставьте в таблицу в столбик чистописание + или -.

- Давайте разделим эти слова на группы.

- Оцените себя + или -. (на полях). Поставьте в таблицу в столбик чистописание + или -.

- По какому признаку? А еще как можно? Задайте вопрос? (Части речи)

- Какая тема урока? (части речи)

- Какую цель будем решать? (повторять, вспоминать).

- Правильно! А еще и узнавать новое!

V. Постановка темы и целей.

-Все слова в русском языке являются какой-либо частью речи. Как определить к какой части речи они относятся?

- Запишите предложение.

Три дня назад моя мама приготовила вкусный пирог.

- Грамматический разбор.

- Оцените себя + или -.

- Давайте вспомним, на какие две большие группы можно разделить слова русского языка, то есть части речи? (самостоятельные и служебные). По ходу ответов появляется схема на слайде.

- Перечислите самостоятельные части речи. Приведите примеры.

- Назовите грамматические признаки каждой группы.

- Перечислите служебные части речи. Приведите примеры.

- Почему эти части речи называются служебными?

VI. Закрепление.

- Ребята, обратите внимание, у вас на партах лежат пронумерованные карточки. Возьмите карточку под номером 1.

Работа по рядам на карточках.

1 ряд подчёркивает имена существительные, 2 ряд – имена прилагательные, 3 ряд – имена числительные, 4 ряд – глаголы, 5 ряд – местоимения, 6 ряд – наречия.

Лесник, пришел, захрустел, впереди, прелестный, аппетит, он, одиннадцать, медленно, тарелка, сверкать, молчит, моя, двенадцать, гигантский, дремал, сторож, твой, второй, грустный, приближался, берёзка, шестьдесят, завтра, налево, справа, ему, пассажирский, железный, его.


Коллективная проверка.

- Оцените себя + или -.

2.

- Возьмите карточку под номером 2.


Работаем в парах.

- прочитайте задание.

Заполните таблицу.

Предлоги, частицы, союзы относятся к какой группе (служебные части речи)

Для чего нужны предлоги? (связывают слова в предложении)

Для чего нужны союзы (связывают однородные члены предложения, части сложного предложения).

Для чего нужны частицы? (вносят в предложения различные оттенки).



Предлоги

Частицы

Союзы








- Оцените себя + или -.

3. Работа в ноутб.

Дополнительно,

- Возьмите карточку под номером 3. (с.78 упр.5)

- Прочитайте задание.

- Работаем самостоятельно.

- Поменяйтесь тетрадями.

(после выполнения вызываю одного ученика к доске, где он зачитывает свой ответ, остальные проверяют).

- Оцените своего соседа по парте + или -.

Однажды жители этих частей заспорили, кто из них нужнее и важнее. Первым вступило в спор имя существительное.

И стали спорить, кто важней, а, значит, кто из них нужней.

- Я слово удивительное, - сказало Существительное.

- Обозначаю я предмет, ведь солнце, воздух и вода,

Земля, леса и города, заводы, люди и планеты –

Все это разные предметы.

Значит, я всех важней, значит, я всех нужней.

- Ну, нет! Я всех нужнее и, значит, всех важнее.

Я слово замечательное, - сказало Прилагательное, -

Я равного себе не знаю: я признаки обозначаю.

Без признаков предметов нет – об этом знает целый свет.

- Ну, что там Прилагательное! Ну, что там Существительное!

Послушайте внимательно, - вмешалось в спор Числительное.

- Порядок и количество! Всегда, везде, во всем;

Без номера не встретите на улице вы дом.

Понятно всем, что без меня никто б не мог считать,

И пальму первенства, друзья, вы мне должны отдать.

- Молчите! – ударив ладонью о стол,

Спорить со всеми вдруг начал Глагол. –

Разве не знаете, глупые вы, то, что без действий все вещи мертвы?

Ну, так признайте же силу мою.

Всем вам я радость движенья даю.

Значит, я всех нужней. Значит, я всех важней.

С усмешкой поднялся со стула Глагол,

Окинул всех взглядом и важно ушел.

- Ох, расхвалился ты что-то, сосед, -

Глаголу Наречие крикнуло вслед, -

Ну, чем ты кичишься? Каждый ведь знает:

Без признаков действий совсем не бывает.

Запомни, приятель, совсем не бывает!

А их-то наречие обозначает.

- О нас вы забыли? – послышались вдруг

Голоса двух молчавших все время подруг –

И тут Местоимение вскричало:

- Меня бы вы послушали сначала!

Ведь многих из вас смогу заменить,

Мне суждено, поэтому, важнее всех вас быть.

- Чтоб заменить нас всех, - слова вскричали дружно,-

Каждой частью речи в языке быть нужно!



VII. Итог. 

- Какую цель вы сегодня поставили?

- У кого возникли трудности?

- Оцените свою работу.

















Карточка № 1

Лесник, пришел, захрустел, впереди, прелестный, аппетит, он, одиннадцать, медленно, тарелка, сверкать, молчит, моя, двенадцать, гигантский, дремал, сторож, твой, второй, грустный, приближался, берёзка, шестьдесят, завтра, налево, справа, ему, пассажирский, железный, его.



Карточка № 1

Лесник, пришел, захрустел, впереди, прелестный, аппетит, он, одиннадцать, медленно, тарелка, сверкать, молчит, моя, двенадцать, гигантский, дремал, сторож, твой, второй, грустный, приближался, берёзка, шестьдесят, завтра, налево, справа, ему, пассажирский, железный, его.




Карточка № 1

Лесник, пришел, захрустел, впереди, прелестный, аппетит, он, одиннадцать, медленно, тарелка, сверкать, молчит, моя, двенадцать, гигантский, дремал, сторож, твой, второй, грустный, приближался, берёзка, шестьдесят, завтра, налево, справа, ему, пассажирский, железный, его.




Карточка № 1

Лесник, пришел, захрустел, впереди, прелестный, аппетит, он, одиннадцать, медленно, тарелка, сверкать, молчит, моя, двенадцать, гигантский, дремал, сторож, твой, второй, грустный, приближался, берёзка, шестьдесят, завтра, налево, справа, ему, пассажирский, железный, его.






Карточка № 2

Прочитайте пословицы.

Заполните таблицу.


В глаза не хвали, а за глаза не кори.

Откладывай безделье, но не откладывай дело.

Как ни хитри, а правды не перехитришь.


Предлоги

Частицы

Союзы

















Карточка № 2

Прочитайте пословицы.

Заполните таблицу.


В глаза не хвали, а за глаза не кори.

Откладывай безделье, но не откладывай дело.

Как ни хитри, а правды не перехитришь.


Предлоги

Частицы

Союзы























Карточка № 3

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.

Ноч...ю приш...л первый зам...розок. Он надышал хол...дом на стёкла в доме, и они з...потели. П...сыпал з...рнистым инеем крыши, з...хрустел под н...гами.



Карточка № 3

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.

Ноч...ю приш...л первый зам...розок. Он надышал хол...дом на стёкла в доме, и они з...потели. П...сыпал з...рнистым инеем крыши, з...хрустел под н...гами.



Карточка № 3

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.

Ноч...ю приш...л первый зам...розок. Он надышал хол...дом на стёкла в доме, и они з...потели. П...сыпал з...рнистым инеем крыши, з...хрустел под н...гами.



Карточка № 3

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.

Ноч...ю приш...л первый зам...розок. Он надышал хол...дом на стёкла в доме, и они з...потели. П...сыпал з...рнистым инеем крыши, з...хрустел под н...гами.





ФИ___________________________________________ Дата___________________


+ (плюс)

- (минус)

Интересно























ФИ___________________________________________ Дата___________________


+ (плюс)

- (минус)

Интересно






















ФИ___________________________________________ Дата___________________


+ (плюс)

- (минус)

Интересно





















ФИ___________________________________________ Дата___________________


+ (плюс)

- (минус)

Интересно






















ФИ___________________________________________ Дата___________________


+ (плюс)

- (минус)

Интересно






















ФИ___________________________________________ Дата___________________


+ (плюс)

- (минус)

Интересно