СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Глагол как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Глагол как часть речи"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ольговская средняя общеобразовательная школа»

Кореневского района Курской области











Открытый урок русского языка в 4 классе


«Глагол как часть речи»








Подготовила и провела учитель первой квалификационной категории МКОУ «Ольговская средняя общеобразовательная школа» Коренева Т.М.






Февраль 2024г.



Цель: формирование знания учащихся о глаголе как части речи

Задачи:

  • Повторить и усовершенствовать знания о существенных признаках глагола.

  • Развивать навыки выделения глагола как части речи, точного употребления глаголов в речи.

  • Воспитывать умение определять лексическое значение глаголов, их роль в речи. Развивать интерес к русскому языку, умение работать самостоятельно, формировать развитие орфографической зоркости

Ожидаемые результаты:

Формирование УУД.

Познавательные: учащиеся научатся сравнивать глаголы, использовать разные способы решения орфографических задач в зависимости от места орфограммы в слове, применять правила правописания окончаний глаголов;

Коммуникативные: умение составлять план действия, использовать речь для регулирования своей деятельности, формулировать собственное мнение, осуществлять контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Регулятивные: развивать учебно-организационные умения и навыки (организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль на самоанализ учебной деятельности) формировать умение слушать и слышать своих сверстников и учителя.

Личностные: формировать интерес к предмету через использование различных форм обучения и создания ситуации успеха.  

Тип урока. Урок обобщения и систематизации предметных знаний.

Технологии: здоровьесберегающие, приемы технологии критического мышления, игровые приемы.

Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, сигнальные карточки, мультимидийный пректор, компьютер.

Ход урока

  1. Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

-Дети, вам тепло? (Да!)

В нашем классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уже закончился урок? (Нет!)

Только начался урок? (Да!)

А хотите вы учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!

Рада вас приветствовать на уроке русского языка!

- Я  желаю, чтобы вам сегодня  сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!

Прежде чем начать урок создадим себе хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки: давайте улыбнёмся друг другу.

  1. Актуализация знаний

Запишите число, классная работа.

Минутка чистописания

З з зи зо за зе зу зима, зимний, зимовать

- Являются ли эти слова однокоренными?

- Какое из них является проверочным для всех остальных?

-Разберите зимний по составу.

Какая это часть речи.

Назовите признаки прилагательного.

Для того чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами лексическую разминку, применив пройденную тему «Имя прилагательное». К данным словам подобрать антонимы в столбик. Слайд

Веселый –   грустный                 

Грубый   -   ласковый                   

Неряшливый   - аккуратный          

 Холодный -  горячий

 Небольшой       - огромный             

Трудолюбивый – ленивый

Прочитайте сверху – вниз первые буквы второго столбика, какое слово у нас получилось?- глагол

Так о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке?


Тема нашего урока « Глагол как часть речи». Слайд


Давайте поиграем. Если я называю глагол – хлопок, если другая часть речи –тишина.

- Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал,

носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг,

флажокдружок.



Что же такое глагол?

Перед вами кластер «глагол». На доске

- Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое.

(Кластер-это пучок, созвездие, гроздья)



-Кластер будет сопровождать вас в течение всей темы.

  1. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

А) Кто знает, от какого слова образовалось слово глагол?

  Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить – говорить».

 Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь вообще».

  Раньше говорили: глаголать (говорить),

Словом глаго́ль  назвалась и буква Г в славянской и русской азбуке. Глаголица – одна из первых славянских азбук.


Ученик у доски

Посмотрите, можно ли угадать все действия, которые выполняет мальчик?


 хлопает

топает

поднимает руку

кивает головой

задумался

злится

Значит, глаголы обозначают не только действие предмета, но и что? (его состояние.)

Карточка в кластер (Что обозначает )


Слайд (Загадка)


Прочитайте слова. Назовите, в каких словах все согласные звонкие.


Белая, всё, укрыла, поле, скатерть.

Составим загадку. Отгадайте.(снег)

Выполним синтаксический разбор предложения (1 ученик у доски)

На какие вопросы могут отвечать глаголы? А в неопределённой форме?

Карточка в кластер (ВОПРОСЫ)

Работа с учебником

Ребята, проверим свои мысли в учебнике на странице 79

Вопросы:

-. Что из прочитанного, уже знаете, а что для вас  новое? Что вы еще не знаете?

- Каким членом предложения является глагол в предложении?

В предложении глагол обычно является сказуемым.


Карточка в кластер (РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ)



Слайд

В) Продолжаем исследовать   глагол: упражнение «корректор»  

Прочитайте предложения. О чем они? Можно эти предложения назвать текстом?


Работа в парах. (На парте лежит листок с текстом.)


__________________________________________

В небе ярко _____________ звезды.   Снег  ____________ холодным светом. С веток деревьев _________ легкие снежинки. Вокруг ___________ мертвая тишина.  И только где-то _____________ пение скрипучего дерева.


Горят, переливается, слетают, стоит, звучало



(В небе ярко горят звезды.   Снег  переливается холодным светом. С веток деревьев слетают легкие снежинки. Вокруг стоит мертвая тишина.  И только где-то звучало пение скрипучего дерева.)



- Полностью ли понятен смысл текста?

- Вы согласитесь, что в тексте нет действий, он неживой?

«Оживите картину, добавив в каждое предложение действие из слов для выбора

-Как изменился  текст?  Почему неподвижная картина  ожила и даже как бы зазвучала?   

-  С помощью какой части речи это произошло?

Какое название можно дать тексту?


- Какова тема текста? (Зимняя ночь), Основная мысль? (Загадочная красота зимней ночи)


Слайд


- Когда происходит действие?(в настоящем времени)

- А теперь сделаем так, чтобы действие уже совершилось.


Слайд


- Что ещё мы повторили о глаголе? Как изменяются глаголы по временам?

Карточка в кластер (время)


  1. Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, потянитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Работа по второму тексту

- Все ли глаголы обозначают действие одного предмета? Приведите примеры из текста. Значит, глаголы изменяются по числам

Карточка в кластер (ЧИСЛО)


Можно ли у глаголов определить род? В каком тексте? ( во втором)(только глаголы в прошедшем времени в ед.ч изменяются по родам)Дети определяют род во втором тексте с помощью сигнальных карточек

Проверим свои знания по учебнику

 Чтение «Узелки на память с.80

Карточка в кластер (род)


Вторичное закрепление

Индивидуальная работа на листочках.

1. Продолжите фразу: 

Глагол-это часть речи, которая обозначает:

а) действие, состояние

б)признак  действия

в)предмет

2.  Глаголы отвечают на вопрос:

 а) кто? что?

б) что делать? что сделать?

в) какой? как какие?

3. Глаголы обозначают:

а)  предмет

б) признак предмета

в) действие или состояние предмета

4. Каким членом предложения является глагол в предложении?

а) подлежащим

б) определением

в) сказуемым

Обратите внимание, в нашем кластере остались ещё свободные места.

В нашем кластере остались неиспользованные карточки. Возникло желание узнать о глаголе больше?

Кластер будет сопровождать вас в течение всей темы.

  1. Домашнее задание:

Слайд

написать  мини- сочинение  «Глагол – важная часть речи»

или упр. 131

6. Итог ( Рефлексия)

- Какие знания подтвердили?

-О чём задумались?


Слайд

Итак, наш урок подошёл к завершению. Выскажите своё мнение об уроке.


  1. На уроке я работал

активно/пассивно

*


  1. Своей работой на уроке я

доволен/не доволен

*


  1. Урок для меня показался

коротким/длинным

*


  1. За урок я

устал/не устал

*


  1. Моё настроение стало

лучше/хуже

*


  1. Материал урока был

понятен/не понятен


полезен/бесполезен


интересен/скучен

*


  1. Домашнее задание мне кажется

лёгким/трудным


интересным/ неинтересным

7.Оценивание


  1. Урок окончен, спасибо за работу Слайд















__________________________________________

В небе ярко _____________ звезды.   Снег  ________________ холодным светом. С веток деревьев _____________ легкие снежинки. Вокруг _____________ мертвая тишина.  И только где-то _____________ пение скрипучего дерева.


Горят, переливается, слетают, стоит, звучало


__________________________________________

В небе ярко _____________ звезды.   Снег  ________________ холодным светом. С веток деревьев _____________ легкие снежинки. Вокруг _____________ мертвая тишина.  И только где-то _____________ пение скрипучего дерева.


Горят, переливается, слетают, стоит, звучало


__________________________________________

В небе ярко _____________ звезды.   Снег  ________________ холодным светом. С веток деревьев _____________ легкие снежинки. Вокруг _____________ мертвая тишина.  И только где-то _____________ пение скрипучего дерева.


Горят, переливается, слетают, стоит, звучало


__________________________________________

В небе ярко _____________ звезды.   Снег  ________________ холодным светом. С веток деревьев _____________ легкие снежинки. Вокруг _____________ мертвая тишина.  И только где-то _____________ пение скрипучего дерева.


Горят, переливается, слетают, стоит, звучало



Индивидуальная работа.

Тест

1. Продолжите фразу: 

Глагол-это часть речи, которая обозначает:

а) действие, состояние

б)признак  действия

в)предмет

2.  Глаголы отвечают на вопрос:

 а) кто? что?

б) что делать? что сделать?

в) какой? как какие?

3. Глаголы изменяются по родам:

а)  в настоящем времени

б) в будущем времени

в) в прошедшем времени

4. Каким членом предложения является глагол в предложении?

а) подлежащим

б) определением

в) сказуемым


Индивидуальная работа.

Тест

1. Продолжите фразу: 

Глагол-это часть речи, которая обозначает:

а) действие, состояние

б)признак  действия

в)предмет

2.  Глаголы отвечают на вопрос:

 а) кто? что?

б) что делать? что сделать?

в) какой? как какие?

3. Глаголы изменяются по родам:

а)  в настоящем времени

б) в будущем времени

в) в прошедшем времени

4. Каким членом предложения является глагол в предложении?

а) подлежащим

б) определением

в) сказуемым


Индивидуальная работа.

Тест

1. Продолжите фразу: 

Глагол-это часть речи, которая обозначает:

а) действие, состояние

б)признак  действия

в)предмет

2.  Глаголы отвечают на вопрос:

 а) кто? что?

б) что делать? что сделать?

в) какой? как какие?

3. Глаголы изменяются по родам:

а)  в настоящем времени

б) в будущем времени

в) в прошедшем времени

4. Каким членом предложения является глагол в предложении?

а) подлежащим

б) определением

в) сказуемым


Индивидуальная работа.

Тест

1. Продолжите фразу: 

Глагол-это часть речи, которая обозначает:

а) действие, состояние

б)признак  действия

в)предмет

2.  Глаголы отвечают на вопрос:

 а) кто? что?

б) что делать? что сделать?

в) какой? как какие?

3. Глаголы изменяются по родам:

а)  в настоящем времени

б) в будущем времени

в) в прошедшем времени

4. Каким членом предложения является глагол в предложении?

а) подлежащим

б) определением

в) сказуемым