Учитель: Чурсина Г.Е. УМК «Перспектива» 3 класс (ФГОС)
Тема урока, место в общей теме | Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи». |
Цели урока | Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний и способов деятельности. |
Новые понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока | Имя прилагательное, часть речи, постоянные признаки, непостоянные признаки имени прилагательного антонимы, синонимы |
Предметные знания и умения, которыми овладеют учащиеся в результате проведения урока | Составлять словосочетания сущ.+прил. Понимать, образовывать и употреблять в речи образные имена прилагательные. |
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока | Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу по русскому языку; определять и высказывать под руководством педагога общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); развитие навыков сотрудничества; Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность; учиться работать по предложенному плану, в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным, извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему, пользоваться словарями, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, задавать вопросы. |
Планируемый результат | Учащиеся научатся осознавать имя прилагательное как часть речи; находить и распознавать в окружающем мире имена прилагательные; использовать специальную терминологию при определении части речи; классифицировать имена прилагательные; работать, в паре. |
Применение оборудования и инструментария: (ТСО, ИКТ, таблицы, карточки и т.д.). | Русский язык. Учебник для 3 класса 2 часть. Учебник “Русский язык”, 3 класс, 2 часть, Рабочая тетрадь “Русский язык”, 3 класс, 2 часть, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, листы успеха. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | - Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: “Доброе утро!”. Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера. - Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Ребята, у вас у каждого будет свой «Лист успеха», выполняя каждое задание, оценивайте свой успех при помощи цвета: зеленый -справились без ошибок, оранжевый - с незначительными ошибками, красный - есть ошибки (3-4). | Организуют рабочее место, проверяют готовность к уроку. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Держатся за ручки, закрывают глаза и мысленно желают друг другу хорошего настроения и доброго дня. Тихонечко садятся на свои места. | Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД) Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
II. Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднений в деятельности. | Ребята, отгадайте мою загадку: (слайд 1) Конь …, хвост … – Почему вы её не поняли? Помогли вам имена существительные догадаться, о чём идёт речь? Послушайте ещё раз: Конь стальной, хвост льняной. Что это? – Какие слова помогли отгадать загадку? – Что они обозначают? – О каких словах пойдёт речь на уроке? – Как бы вы сформулировали тему урока? | Исправляют, доказывают. Обсуждают способы решения задания. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД) Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД). |
III. Выявление места и причины затруднения | – Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке: что будем делать сначала, что потом, чем закончим урок? - На какие вопросы необходимо ответить, чтобы рассказать об имени прилагательном? – Давайте составим план урока. Учитель вместе с детьми составляет план урока. Что обозначают имена прилагательные? На какие вопросы отвечают? Какие грамматические признаки имеют: род, число…? Почему так называются? | Формулируют тему урока и моделируют цели урока, сравнивают свою тему урока с эталоном. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД) |
IV. Построение проекта выхода из затруднения Цель: разрешение проблемной ситуации. | Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи. Игра «Узнай». Серый, хищный, жадный… Рыжая, хищная, ловкая… Высокий, красивый, каменный… Круглый, разноцветный… - Отметьте на «Листе успеха» как вы справились с данным заданием (цветовой кружок) - А теперь вы сами попробуйте описать некоторые предметы: 1 ряд - улица, 2 ряд - озеро, 3 ряд – мальчик. - Отметьте результат своей работы. - Открываем учебники на стр.97 и прочитаем правило. | Наблюдают, отгадывают. Затем отмечают результаты своей работы. | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) |
V.Физминутка | | | |
VI. Первичное закрепление во внешней речи. | - Немножко поработаем на интерактивной доске. (приложение к учебнику на электронном носителе). Посмотрите на задание и прочитайте. - Для этого вам надо подобрать к существительным имена прилагательные, используя слова для выбора. - Молодцы! Вы хорошо справились и помогли медведю добраться до берлоги. | 1 ученик читает задание: “Помоги медведю добраться до своей берлоги”. По очереди выходят к доске: *дом (большой…); *день (тёплый…); *яблоко (зелёное…); *лимон (кислый…); *ручка (красная…); *вода (холодная…). | Учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - Поработаем по карточкам. Выбери верное утверждение. - Поменяйтесь листочками и сверяйте ваши ответы с ответами, которые даны на доске. Отметьте результат своей работы. | Самостоятельное выполнение детьми. Взаимопроверка. Дети отмечают («Лист успеха») | Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности. Цель: проведение самооценки учащимися своей деятельности. | Ребята, теперь подведем итоги по вашим «Листам успеха» Каких цветовых кружков у вас больше? - Давайте отметим ваш успех. Изображено дерево, на нем будут расти яблочки. Яблочко – это ваш успех (цветовой кружок, которого больше) Зеленое яблочко - отлично поработал, оранжевое - хорошо, красное - буду стараться) | Дети дают самооценку своей учебной деятельности, подсчитывают. | |
IX.Домашнее задание | 1.Составить 4-5 предложений на тему «Весна». 2. Творческое задание: сочинение четверостишия о весне с использованием имен прилагательных | | |