Конспект урока русского языка во 2 классе
Тема: « Имя существительное как части речи».
Цели для учителя:
способствовать ознакомлению с именем существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи;
расширение представлений у детей о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления.
Задачи:
Образовательная – учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто?, что? и слово - название предмета;
Развивающая – развивать познавательный интерес, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
Воспитательная - содействовать положительной мотивации к учебной деятельности.
Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
научатся находить имена существительные, отличать от других частей речи;
соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета;
Метапредметные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные:
развитие положительной мотивации к учебной деятельности
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях.
Тип урока: урок-открытие нового знания.
Ход урока
I. Орг. момент.
-Какое у вас настроение? -Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь день.
1. Орфографическая минутка. Работа с предложением. Запись под диктовку.
На земле лежит мягкий снег.
- Что вы записали? Докажите. Выделите орфограммы.( выделяют, подбирают проверочные слова.
- Подчеркните грамматическую основу.
2. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним тему, которую мы изучили на прошлом уроке? (тема «Части речи»)
3. Постановка темы урока.
- На предыдущем уроке мы с вами проходили тему «Части речи». Назовите, пожалуйста, какие части речи мы прошли (существительное, прилагательное и глагол)
-Как вы думаете, слова какой части речи отвечают на вопросы Кто? Что? (имя существительное). А какая часть речи определяется, как название предмета (имя существительное). Посмотрите в классе много ли предметов? Назовите их. (стол, парта, доска, окно, ручка и т.д.)
4.Объяснение нового материала. Первичное закрепление.
Догадались, какая тема нашего сегодняшнего урока? (имя существительное)
Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (на доске.)
Повторить… (что такое имя сущ-ое)
Уточнить… ( на какие вопросы отвечает и что обозначает)
Учиться… (задавать вопросы и различать существительные, объединять в группы)
- Мы поговорим более подробно о существительных. Работа с учебником. Стр. 45 читаем правило. Всё верно. Скажу вам больше слова отвечающие на вопрос что неодушевлённые. А на вопрос кто? – одушевлённые. Сейчас мы с вами устно разберём упр. № 74. На стр.44 (называют слова, один записывает в столбики под вопросами у доски). 5.Физминутка. (запись «Зверобика»)
6.Работа в паре. (карточки, приложение № 1)
- Сегодняшний урок я бы хотела начать с такого высказывания: «У следопыта глаз зоркий, ум хитрый, отличный слух, охотничий нюх».
-Кто такой следопыт? Подберите синоним к слову следопыт. (охотник, ищейка)
- В словаре Ожегова даётся вот такое определение слова: 1. Охотник, выслеживающий зверя по следам. 2.Человек, который разведывает, собирает материалы, информацию.
- Сегодня на уроке я предлагаю вам превратиться в следопытов. Какими качествами вы должны обладать на уроке?
(иметь зоркий глаз; уметь слушать и слышать; быть внимательным)
7. Работа по теме урока
Итак, поступило срочное сообщение: потерялась часть речи. Что будем делать?
(Искать)
1.- Итак, пойдём по следу. - Замените словосочетание одним словом и запишите:
Движение воздуха-….(ветер)
Сильный ветер со снегом…(метель)
Ненастье с громом и молнией….(гроза)
Прочитайте ещё раз записанные слова. Что вы можете сказать о них?
(Отвечают на вопрос что? И обозначают явления природы)
На каком предмете мы говорим об этих явлениях? («Окружающий мир»)
2. Идём дальше по следу и встречаем задачу. Давайте её решим.
-Заяц съел 3 куска торта, это на 2 меньше, чем съел медведь. Сколько кусков торта съел медведь?
О ком говорится в задаче? (о зайце и о медведе)
Подберите и назовите однокоренные слова к словам заяц и медведь
- Как одним словом назвать эти слова? (животные)
На какой вопрос отвечают эти слова? (Кто?)
3. Обобщение.
На какие вопросы отвечают группы слов, о которых мы говорили? (кто?что?)
-Какие слова отвечают на вопрос кто? (названия людей, животных)
- Какие слова отвечают на вопрос что? (явления природы)
-Как одним словом назвать эти все слова? (предметы)
Учёные условились считать, что главное значение этих слов - значение предмета.
А мы можем эти предметы увидеть, услышать, потрогать, представить?
Значит, они существуют? А значит, часть речи к которой они относятся, называется? (имя существительное)
8. Закрепление изученного. Работа в учебнике.
Упр.79 стр.47 Разноуровневые задания:
3 группа(слабые) -из 1-го предложения выписать имя существительное.
2 группа(средние) – выписать из этого предложения существительное, распределив их на 2 столбика по вопросам : кто? что?
1 группа(сильные)- составить из слов и записать предложение, подчеркнуть грамматическую основу, обозначить имя существительное.
9. Итог урока. Рефлексия
-Кем мы были в течение всего урока? (следопытами)
-На какой вопрос отвечает это слово? (кто?)
-Какой частью речи является это слово? (имя существительное)
10. Домашнее задание: стр. 45 упр. 76
11. Всем спасибо за урок! И за вашу хорошую работу, я вам вручаю отличительный значок следопыта.
Приложение № 1
Замените словосочетание одним словом:
Движение воздуха-______________________________
Сильный ветер со снегом- ____________________________
Ненастье с громом и молнией- ____________________________
Приложение № 2
Фамилия имя ____________________ | Сегодня на уроке + или - |
Я понял, что такое имя существительное | |
Я научился отличать имя существительное от других слов | |
Мне было интересно на уроке | |
Я плохо понял эту тему | |
Приложение № 3
4