СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Местоимение как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителям начальной школы провести урок русского языка по теме "Местоимение"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Местоимение как часть речи"»

Тема: Местоимение как часть речи.

Тип урока - изучение нового материала.


Цель урока:
Познакомиться с новой частью речи – местоимением, с функцией местоимений в речи – заменять другие слова в предложении и тексте; формировать умение грамотно использовать местоимения в речи.


Планируемые результаты:

Учащиеся научатся наблюдать и анализировать языковые явления; использовать специальную терминологию при определении частей речи;

осознавать местоимение как часть речи;

употреблять местоимение вместо существительных;

контролировать и оценивать свою работу.
































Ход урока

  1. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности

- Сейчас урок русского языка, наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.

- Вы любите преодолевать трудности?

- Послушайте притчу:

Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь новое знание, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»

- В чем сила этих слов? Что это значит?

- Сегодня мы будем учиться новому, опираясь на старые знания.

  1. Актуализация знаний

-Давайте вспомним какие части речи вы уже знаете. Я вам буду загадывать загадки, а вы говорите, о какой части речи идет в них речь.

Давно живу я в мире этом,

Даю название предметам.

(имя существительное)

- Дайте определение имени существительного.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

(имя прилагательное)

- Дайте определение имени прилагательного.

Что без меня предметы?

Лишь названья

А я приду-

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет

(глагол)

- Дайте определение глагола.

- Выберите имена существительные:

(школа, я, учитель, мы, пенал, ты, коллектив, вы, картина, он, портфель, тетрадь, она, оно, правило, карандаш, они, ученик)

-

- Какие слова у вас остались?

- Запишите их в тетради в строчку.( Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ)

- Может быть, кто-то знает, как называются эти слова?

-Готовы ли вы изучать новые части речи?

- Послушайте сказку:

Сказка «Злая колдунья».

В далекие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. Они хорошо трудились и поэтому жили в богатстве и достатке.

А неподалеку от этого царства жила злая колдунья Незимида, которая ужасно завидовала этим веселым людям. Она целый день только и мечтала о том, чтобы их рассорить. И вот что она придумала. Незимида схватила свой посох, трижды ударила им о землю и прокричала:

- Пусть эти счастливчики забудут свои имена: пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут, как называется то, что их окружает!

Заклятье злой колдуньи сбылось!

Люди в этом царстве-государстве перестали понимать друг друга. Они стали грустными и очень несчастными. А злая колдунья Незимида была довольна и счастлива.

Но вот однажды в это царство пришел добрый мудрец Грамотей. Люди, измученные бедой, бросились ему навстречу и рассказали о том, что с ними сделала злая колдунья.

- Хорошо, я помогу вернуть вам имена, но это будет не сразу, - пообещал мудрец. Сначала я дам вам слова вместо имен и названий, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут указывать на лица или предметы. Используя их, вы сможете разговаривать и понимать друг друга.

- Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много – мы. Обращаясь к кому- либо, говорите ты, а к нескольким людям – вы. Рассказывая о ком-то или о чем-то, говорите он, она, оно, а если их много – они.

- А пока прощайте! Я пойду к злой колдунье за вашими именами.

Мудрец Грамотей долго искал пещеру лютой ведьмы и наконец добрался до её жилища. Злая колдунья испугалась, что у нее отберут красивое (как она считала) имя Незимида и поэтому согласилась вернуть людям имена.

Так как все эти слова были даны вместо имен и названий предметов, то их так и назвали: «вместоимениями», т.е. «вместо имени», но затем буква в затерялась, и слова стали называться местоимениями.

  1. Формулирование темы урока

- Кто сформулирует тему нашего сегодняшнего урока.

(На доске появляется карточка со словом «Местоимение»).

- Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке?

(Познакомиться с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи)

  1. Открытие нового знания

- Местоимений в русском языке немного, около 60, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему - это действительно загадка.

Думаю что, исследовав данную тему, мы узнаем ответ.

- Предлагаю сегодня на уроке русского языка нам стать исследователями.

- А кто такие исследователи, чем они занимаются?

- Результаты будем записывать в исследовательскую карточку. Итак, начнем наше исследование.




Исследовательская карточка

1.Местоимение – это

2.Употребляется вместо

3.Указывают на ..

4. Местоимения нужны …


- Чтобы заполнить 1 пункт нашей карточки, откроем учебники на странице 47.

- Прочитаем узелок на память. Давайте сформулируем, что же такое местоимение.

- Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет или лицо, не называя его.

- Запишите это в исследовательской карточке.

- А сейчас мы поработаем в парах.

- У вас на партах лежат карточки №1.

Прочитай предложения. Какие местоимения вы поставите вместо точек?

  1. … люблю русскую берёзу.

  2. Недавно … были в берёзовом лесу.

  3. Какой Ваня молодец! Столько … подберёзовиков нашёл!

  4. А … , ребята сколько нашли?

  5. Вот выглянуло солнце из-за тучи. … осветило землю.

  6. Вот на ветку дерева села ворона. …. Громко закаркала.

  7. На другой ветке сидел воробей. …. Чистил свои пёрышки.

  8. Мы любим наблюдать за птицами, … помогают нам узнавать новое.

- Давайте прочитаем, какие предложения у вас получились.

- Проведите исследования и выясните:

-Вместо какой части речи мы употребили местоимения. (Эти слова заняли место имени существительного. ЗАПИШЕМ (2 строка) употребляются вместо имени существительного)

- Продолжим наще исследование. Какое интересное это местоимение! Может заменять существительное, как запасной игрок... А как вы думаете, можно ли все существительные в тексте заменить местоиме­нием?

- Послушайте стихотворение, может, оно поможет вам ответить на поставленный вопрос:

Сказали мне, что с нею вы

При них на берегу его ловили.

Но, увы, я плавать не могу.

Мы вам ее, она нам их,
Вы им, обратно нам.

Он с нею к нам опять,
А мы с ним - к ней от вас.

И мне известно, что оно

Любить и вас и нас должно.

- Вы поняли, о чем это стихотворение?

(Нет, не поняли.)

- Может быть, вы назовете предмет, о котором идет речь, или главную мысль стихотворения?

(Мы не можем определить предмет или назвать главную мысль.)

- Почему?

(Предмет не назван.)

- Но ведь в стихотворении было много местоимений. Какова была их роль?

(Они заменили имена существительные, но не назвали их.)

- Местоимение только указывает на предмет, но не называет его.

- Давайте заполним 3 строку в нашей карточке.

- Продолжаем наше исследование.

- Работа по учебнику. Стр.48 упр. 84

- Какой недостаток вы в нём заметили?

- Как можно исправить этот недостаток?

Прочитайте текст, заменив в предложениях слово, собака местоимениями.

- Спишите текст в исправленном виде, подчеркните местоимения.

- Для чего нужны местоимения? (Они помогают избежать повторов в тексте)

– Предлагаю обобщить наше исследование.

– Что узнали о местоимении?

  1. Первичное закрепление

- У вас на столах лежат карточки №2.

1). Отметьте значком (+) слова, которые указывают на предметы, но не называют их.


1

Малина


2

Я


3

Светлый


4

Мороз


5

Они


6

Мы


7

Покупать


8

Вы


9

Она




2). Замените подчеркнутые имена существительные местоимениями.

Лиса.

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

- Назовите слова, которые вы выбрали.

- Прочитайте текст, который у вас получился.

  1. Включение нового знания в систему знаний.

- Откройте свои учебники на стр.47 упр.83

- Игра «Подумай и отгадай»

1) Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах?

(я-мы)

2) Сколько личных местоимений в слове семья?

3) Первый слог-личное местоимение, второй слог-детская болезнь. Вместе- предмет, который удерживает судно на плаву. (я-корь)

4) Первый слог-местоимение, второй слог-звук, который издает лягушка. Вместе овощ. (ты-ква)

5) Первый слог-местоимение. Второй слог ты найдешь в словах сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначает вместилище для чего-нибудь. (я-щик)

.

  1. Итог урока. Рефлексия.

- С какой частью речи познакомились?

– Почему эта часть речи получила такое название?

– Что нового для себя узнали?

- Достигли мы цели, которую ставили перед собой в начале урока?

- Давайте оценим вашу работу на уроке. Продолжите предложения:

Я научился…

Было интересно…

Больше всего мне понравилось…

Я понял что…

- Заканчивая урок, хочу прочитать вам стихотворение:

Местоимение - поэт!

Оно не назовет предмет

Лишь на него укажет,

Но лишнего не скажет

- Д/з Тетрадь стр.57 упр.87. И по желанию попробуйте сочинить сказку о местоимении.

– Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне, были настоящими исследователями.

Самое главное вы работали дружно. Мне бы хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ.