Тема: Местоимение как часть речи.
Тип урока - изучение нового материала.
Цель урока:
Познакомиться с новой частью речи – местоимением, с функцией местоимений в речи – заменять другие слова в предложении и тексте; формировать умение грамотно использовать местоимения в речи.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся наблюдать и анализировать языковые явления; использовать специальную терминологию при определении частей речи;
осознавать местоимение как часть речи;
употреблять местоимение вместо существительных;
контролировать и оценивать свою работу.
Ход урока
Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности
- Сейчас урок русского языка, наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.
- Вы любите преодолевать трудности?
- Послушайте притчу:
Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь новое знание, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»
- В чем сила этих слов? Что это значит?
- Сегодня мы будем учиться новому, опираясь на старые знания.
Актуализация знаний
-Давайте вспомним какие части речи вы уже знаете. Я вам буду загадывать загадки, а вы говорите, о какой части речи идет в них речь.
Давно живу я в мире этом,
Даю название предметам.
(имя существительное)
- Дайте определение имени существительного.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
(имя прилагательное)
- Дайте определение имени прилагательного.
Что без меня предметы?
Лишь названья
А я приду-
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет
(глагол)
- Дайте определение глагола.
- Выберите имена существительные:
(школа, я, учитель, мы, пенал, ты, коллектив, вы, картина, он, портфель, тетрадь, она, оно, правило, карандаш, они, ученик)
-
- Какие слова у вас остались?
- Запишите их в тетради в строчку.( Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ)
- Может быть, кто-то знает, как называются эти слова?
-Готовы ли вы изучать новые части речи?
- Послушайте сказку:
Сказка «Злая колдунья».
В далекие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. Они хорошо трудились и поэтому жили в богатстве и достатке.
А неподалеку от этого царства жила злая колдунья Незимида, которая ужасно завидовала этим веселым людям. Она целый день только и мечтала о том, чтобы их рассорить. И вот что она придумала. Незимида схватила свой посох, трижды ударила им о землю и прокричала:
- Пусть эти счастливчики забудут свои имена: пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут, как называется то, что их окружает!
Заклятье злой колдуньи сбылось!
Люди в этом царстве-государстве перестали понимать друг друга. Они стали грустными и очень несчастными. А злая колдунья Незимида была довольна и счастлива.
Но вот однажды в это царство пришел добрый мудрец Грамотей. Люди, измученные бедой, бросились ему навстречу и рассказали о том, что с ними сделала злая колдунья.
- Хорошо, я помогу вернуть вам имена, но это будет не сразу, - пообещал мудрец. Сначала я дам вам слова вместо имен и названий, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут указывать на лица или предметы. Используя их, вы сможете разговаривать и понимать друг друга.
- Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много – мы. Обращаясь к кому- либо, говорите ты, а к нескольким людям – вы. Рассказывая о ком-то или о чем-то, говорите он, она, оно, а если их много – они.
- А пока прощайте! Я пойду к злой колдунье за вашими именами.
Мудрец Грамотей долго искал пещеру лютой ведьмы и наконец добрался до её жилища. Злая колдунья испугалась, что у нее отберут красивое (как она считала) имя Незимида и поэтому согласилась вернуть людям имена.
Так как все эти слова были даны вместо имен и названий предметов, то их так и назвали: «вместоимениями», т.е. «вместо имени», но затем буква в затерялась, и слова стали называться местоимениями.
Формулирование темы урока
- Кто сформулирует тему нашего сегодняшнего урока.
(На доске появляется карточка со словом «Местоимение»).
- Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке?
(Познакомиться с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи)
Открытие нового знания
- Местоимений в русском языке немного, около 60, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему - это действительно загадка.
Думаю что, исследовав данную тему, мы узнаем ответ.
- Предлагаю сегодня на уроке русского языка нам стать исследователями.
- А кто такие исследователи, чем они занимаются?
- Результаты будем записывать в исследовательскую карточку. Итак, начнем наше исследование.
Исследовательская карточка |
1.Местоимение – это |
2.Употребляется вместо |
3.Указывают на .. |
4. Местоимения нужны … |
- Чтобы заполнить 1 пункт нашей карточки, откроем учебники на странице 47.
- Прочитаем узелок на память. Давайте сформулируем, что же такое местоимение.
- Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет или лицо, не называя его.
- Запишите это в исследовательской карточке.
- А сейчас мы поработаем в парах.
- У вас на партах лежат карточки №1.
Прочитай предложения. Какие местоимения вы поставите вместо точек?
… люблю русскую берёзу.
Недавно … были в берёзовом лесу.
Какой Ваня молодец! Столько … подберёзовиков нашёл!
А … , ребята сколько нашли?
Вот выглянуло солнце из-за тучи. … осветило землю.
Вот на ветку дерева села ворона. …. Громко закаркала.
На другой ветке сидел воробей. …. Чистил свои пёрышки.
Мы любим наблюдать за птицами, … помогают нам узнавать новое.
- Давайте прочитаем, какие предложения у вас получились.
- Проведите исследования и выясните:
-Вместо какой части речи мы употребили местоимения. (Эти слова заняли место имени существительного. ЗАПИШЕМ (2 строка) употребляются вместо имени существительного)
- Продолжим наще исследование. Какое интересное это местоимение! Может заменять существительное, как запасной игрок... А как вы думаете, можно ли все существительные в тексте заменить местоимением?
- Послушайте стихотворение, может, оно поможет вам ответить на поставленный вопрос:
Сказали мне, что с нею вы
При них на берегу его ловили.
Но, увы, я плавать не могу.
Мы вам ее, она нам их,
Вы им, обратно нам.
Он с нею к нам опять,
А мы с ним - к ней от вас.
И мне известно, что оно
Любить и вас и нас должно.
- Вы поняли, о чем это стихотворение?
(Нет, не поняли.)
- Может быть, вы назовете предмет, о котором идет речь, или главную мысль стихотворения?
(Мы не можем определить предмет или назвать главную мысль.)
- Почему?
(Предмет не назван.)
- Но ведь в стихотворении было много местоимений. Какова была их роль?
(Они заменили имена существительные, но не назвали их.)
- Местоимение только указывает на предмет, но не называет его.
- Давайте заполним 3 строку в нашей карточке.
- Продолжаем наше исследование.
- Работа по учебнику. Стр.48 упр. 84
- Какой недостаток вы в нём заметили?
- Как можно исправить этот недостаток?
Прочитайте текст, заменив в предложениях слово, собака местоимениями.
- Спишите текст в исправленном виде, подчеркните местоимения.
- Для чего нужны местоимения? (Они помогают избежать повторов в тексте)
– Предлагаю обобщить наше исследование.
– Что узнали о местоимении?
Первичное закрепление
- У вас на столах лежат карточки №2.
1). Отметьте значком (+) слова, которые указывают на предметы, но не называют их.
1 | Малина | |
2 | Я | |
3 | Светлый | |
4 | Мороз | |
5 | Они | |
6 | Мы | |
7 | Покупать | |
8 | Вы | |
9 | Она | |
2). Замените подчеркнутые имена существительные местоимениями.
Лиса.
Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.
- Назовите слова, которые вы выбрали.
- Прочитайте текст, который у вас получился.
Включение нового знания в систему знаний.
- Откройте свои учебники на стр.47 упр.83
- Игра «Подумай и отгадай»
1) Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах?
(я-мы)
2) Сколько личных местоимений в слове семья?
3) Первый слог-личное местоимение, второй слог-детская болезнь. Вместе- предмет, который удерживает судно на плаву. (я-корь)
4) Первый слог-местоимение, второй слог-звук, который издает лягушка. Вместе овощ. (ты-ква)
5) Первый слог-местоимение. Второй слог ты найдешь в словах сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначает вместилище для чего-нибудь. (я-щик)
.
Итог урока. Рефлексия.
- С какой частью речи познакомились?
– Почему эта часть речи получила такое название?
– Что нового для себя узнали?
- Достигли мы цели, которую ставили перед собой в начале урока?
- Давайте оценим вашу работу на уроке. Продолжите предложения:
Я научился…
Было интересно…
Больше всего мне понравилось…
Я понял что…
- Заканчивая урок, хочу прочитать вам стихотворение:
Местоимение - поэт!
Оно не назовет предмет
Лишь на него укажет,
Но лишнего не скажет
- Д/з Тетрадь стр.57 упр.87. И по желанию попробуйте сочинить сказку о местоимении.
– Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне, были настоящими исследователями.
Самое главное вы работали дружно. Мне бы хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ.