СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка на тему "Связь имени прилагательного с именем существительным"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему "Связь имени прилагательного с именем существительным"»

Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему «Связь имени прилагательного с именем существительным»

Учитель: Осипова Екатерина Борисовна

Место работы: МБОУ СОШ №17

Должность: Учитель начальных классов

Предмет: Русский язык

Тема урока: Связь имени прилагательного с именем существительным

Класс: 2

Предметная программа и ее автор: «Школа России» (учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир». 2 класс. В 2 ч. – Москва, Просвещение, 2012 г.)

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель и задачи урока:

Цель: сформировать представление учащихся о связи имени прилагательного с именем существительным

Задачи:

научиться ставить вопросы от имени прилагательного к имени существительному и от имени существительного к имени прилагательному

устанавливать связь между прилагательным и существительным

формировать и развивать учебно-информационные и интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, формулировать вопросы, объяснять)

Планируемый результат: Предметные: повторить, как правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета;

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; -формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

оценивать свои достижения при выполнении заданий урока.

Метапредметные:

-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация

Материал:


Ход работы:

1.Организационный момент:

Прозвенел звонок веселый

Мы начать урок готовы

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!


Добрый день, ребята! Сегодня мы будем работать с пользой и девизом нашего урока предлагаю сделать следующие слова « Если будет труд, будет и успех» (девиз вывешивается на доску)

2. Актуализация знаний:

Словарная работа

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Ребята, сейчас вам необходимо отгадать загадки, а ответы на них вы будете записывать в столбик. Кто отгадает, выходит записывает у доски, остальные записывают в тетради.

Без рук, без ног

По полю рыщет

Поет, да свищет

Деревья ломает

К земле наклоняет (Ветер)


Пушистая лошадка

А может бегемот

А может просто ветка

Над нами вдаль плывет (Облака)


Круглое, румяное

Я расту на ветке

Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко)


Всех зверей она хитрей

Шуба рыжая на ней (лиса)


Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной

А когда придет весна

Просыпается от сна (медведь)



Молодцы, а теперь проверим, все ли слова написаны правильно? Если кто-то видит ошибку, поднимите руку

-Какой частью речи являются эти слова? (имя существительное?) Как вы это определили? (отвечают на вопросы кто? что?)

Запишите рядом с этими именами существительными подходящие по смыслу слова, которые вы видите на экране

(Белые, Бурый, Холодный, Хитрая, Сладкое)


Проверяем, что у нас получилось? (дети зачитывают словосочетания)


Какой частью речи являются слова, которые вы добавили к именам существительным?


На прошлом уроке мы с вами познакомились с именем прилагательным.

Что вы знаете об этой части речи? (Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?)


Как вы догадались о ком или о чем идет речь? (Были названы признаки предметов?

Какие вопросы можно поставить от имени существительного к имени прилагательному? (какой? Какая? Какое? Какие?)

Можем ли мы в своей речи использовать только имена существительные?

Давайте сделаем вывод и назовем тему урока: связаны ли между собой имя существительное и имя прилагательное?

Назовите тему урока «Связь имени прилагательного с именем существительным»

Итак, давайте определим цель и задачи нашего урока:

- научиться связывать имя прилагательное с именем существительным;

- научиться правильно задавать вопрос от имени прилагательного к имени существительному;

(вывешивается на доску)


3. Работа по теме урока:

Беседа об имени прилагательном:

Мы сказали, что имя прилагательное обозначает признак предмета, а давайте вспомним эти признаки ( цвет, форма, вкус, размер, запах, внутренние качества людей, внешние качества).

Предлагаю вам поработать в паре, у вас на партах лежат листки с именами прилагательными. Вам необходимо подобрать подходящие по смыслу имена существительные. Прилагательные у каждой пары разные.

СЕРЫЙ, ХИЩНЫЙ, ГЛУПЫЙ….(ВОЛК)

КОСОЙ, ТРУСЛИВЫЙ, СЛАБЫЙ… (ЗАЯЦ)

МАХРОВОЕ,ВАФЕЛЬНОЕ, БАННОЕ… (ПОЛОТЕНЦЕ)

ЗОЛОТОЕ, СЕРЕБРЯНОЕ, ДРАГОЦЕННОЕ… (КОЛЬЦО)

СВЕЖАЯ, СПЕЛАЯ, АППЕТИТНАЯ… (ГРУША)

АЛАЯ, СОЧНАЯ, ВКУСНАЯ…(ВИШНЯ)

КРАСНАЯ, ДУШИСТАЯ, ЦВЕТУЩАЯ… (РОЗА)

ВЕСЕННИЙ, СВЕЖИЙ, АРОМАТНЫЙ… (ЛАНДЫШ, ЗАПАХ)

СИНЕЕ, ПАСМУРНОЕ, ЗВЕЗДНОЕ… (НЕБО)

4. Физкультминутка



5. Работа в группах:

Ребята, предлагаю вам объединиться в группы и поиграть в игру «Кто больше?»

Каждой группе дано имя существительное, ваша задача подобрать к нему как можно больше прилагательных. Времени вам дается 3 минуты. Чья команда готова, поднимает руку.

1 группа – ХЛЕБ ( МЯГКИЙ, ВКУСНЫЙ, СВЕЖИЙ, ХРУСТЯЩИЙ, ЧЕРНЫЙ, ВЧЕРАШНИЙ, БЕЛЫЙ, НАРЕЗАННЫЙ)


2 группа – ФРУКТЫ ( ВКУСНЫЕ, СЛАДКИЕ, СОЧНЫЕ, СВЕЖИЕ, СУШЕНЫЕ, СПЕЛЫЕ, ИСПОРЧЕННЫЕ, ТРОПИЧЕСКИЕ, РЕДКИЕ)


3 ГРУППА – РЫБА (БОЛЬШАЯ, СЫРАЯ, ЖИВАЯ, ХИЩНАЯ, ЖАРЕНАЯ, МОРСКАЯ, РЕЧНАЯ, ПОЛОСАТАЯ)

Молодцы, все справились с заданием.



Предлагаю выполнить упражнение 153 на стр.88

Какие слова автор употребил в переносном значении?

(Сестрички – рядом, близко, Реснички – лепестки, Корзинка – лепестки, Донце – серединка цветка, Платьице – лепестки, Брошки – серединка цветка).


Найдите в каждой загадке имена прилагательные – белая, золотое, желтый, белые, нарядные, желтые, красивой.


Какие прилагательные повторяются? – белая, желтая


Смогли бы мы отгадать загадки, если б не было имен прилагательных?


Выпишите из загадок имена прилагательные к данным именам существительным.




6. Подведение итогов:

Ребята, о чем вы узнали сегодня на уроке?

Какая часть речи служит для украшения наших предложений?

Что такое имя прилагательное?

Что нового мы о нем узнали?

Все ли задачи, поставленные сегодня на уроке мы выполнили?



7. Рефлексия

На ваших столах лежат «листочки» разных цветов

-Если вам было скучно на уроке, возьмите листочек красного цвета;

-Если вам было интересно, но вы не узнали ничего нового - возьмите желтый листочек;

-Если вам понравился урок и вы узнали что-то новое - возьмите зеленый листочек.

А теперь по очереди пройдите к дереву и повесьте на него свои ладошки.

8. Оценивание.

Как вы считаете, кто сегодня лучше всех работал на уроке?

Кому бы вы поставили оценку 5? А кому оценку 4?

А кто, по вашему мнению, работал немного меньше, чем другие ребята?

Ну а закончить наш урок я бы хотела таким стихотворением


Очень занимательное – имя прилагательное.

Трудно будет без него, если пропадёт оно.

Не скажем мы “прекрасное”, не скажем “безобразное”,

Не скажем маме: милая, красивая, любимая.

Чтобы всем отлично стало, разных признаков немало.

Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять.


До свидания! Спасибо за урок!





8