Урок русского языка по теме "Общее понятие о предлоге". 2-й класс.
Тема урока: «Общее понятие о предлоге».
Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.
Задачи урока:
Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как о служебной части речи; о его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
Развивающие: совершенствовать культуру речи учащихся, развивать устную и письменную речь, фонематический слух, орфографическую зоркость.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: учебники «Русский язык. 2 класс.2 часть» Авторы: Л.М. Зеленина, Т.Е.Хохлова; мультимедийные слайды, индивидуальные карточки для учащихся.
Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили свою работу и работу класса.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке.
II. Актуализация знаний учащихся.
Работа со словами:
- Ребята посмотрите, что – то случилось со словами. Давайте исправим ситуацию. Что для этого нужно сделать?
Ответы детей.
а). Орфографическая зарядка.
- Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. (Цепочкой).
- Какие орфограммы встретились в словах?
Б*реза, п*щит, з*леный, м*ро*, под, м*стерит, за*ц, бл*стит, у*кая, б*льшая.
Слайд 1.
Дети объясняют написание пропущенных букв.
Проверка Слайд 2
б). Разделить слова на группы.
- Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?
- Сколько будет групп? Какие ?
- Запишите слова в три группы самостоятельно: 1 ряд – имена существительные, 2 ряд – имена прилагательные, 3 ряд – глаголы.
(Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде). Слайд 3.
- Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
- Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
- Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
- Какое слово оказалось лишнее? Почему? Слайд 4.
- Кто знает, как можно назвать слово под?
- Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?
- Но мы не говорили о них подробно.
- Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
III. Работа над новым материалом.
Объявление темы урока и постановка целей.
- Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: “Общее понятие о предлоге”.
- Давайте откроем учебник на теме нашего урока
2. Выполнение упражнения №83, стр. 54 учебника. Слайд 5.
- Отвечая на вопросы, вы использовали слова: на, под, за, к. Как они называются?
- Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других. Слайд 6.
- Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?
- Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются. Слайд 7.
- Для чего служат предлоги?
- Чтобы ответить на этот вопрос нам нужно выполнить это задание.
3. Работа с текстом. Слайд 8.
Кружатся снежинки ….. холодном воздухе. Катаются дети ….. коньках …. льду.
Весело детям ….. зимнее время …. улице.
- Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?
- Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?
- Давайте вставим предлоги.
Ученики записывают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.
- Установилась ли связь слов в предложениях?
- Какую роль предлоги выполняют в русском языке?
- Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи. Слайд 9.
- Обозначьте в предложениях части речи. (Цепочкой).
- Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет?
Слайд 10.
- Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются. Слайд 11.
Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами. Слайд 10
Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно. Слайд 12.
Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например:
Слайд 13.
- Давайте потренируемся в написании предлогов и выполним это задание
4. Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.
Списать текст, раскрывая скобки. Слайд 14.
Пришла весна (в) лес. (На)бухли почки (на) деревьях. Оживает (под) снегом молодая травка.
Запись предложений по рядам, каждый ряд - по одному предложению.
Проверка. Слайд 15
IV.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Если я говорю правду, то нужно присесть, а если – шутка – то прыгаем.
Дед в печи, дрова на печи.
На столе лепешки, под столом сапожки.
Овечки в речке, караси у печки.
Под столом портрет, над столом табурет.
- Какие предлоги вам встретились?
V. Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.
1 группа. (5 человека, слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).
Упражнение 87 стр. 56 учебника
2 группа. (12 человек, учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).
Упражнение 86 с. 55-56
3 группа. (3 человека, учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).
Упражнение 85 (письменно) с. 55
VI. Итог урока.
Обобщение знаний о предлоге.
Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.
Что вы ему расскажите об уроке русского языка?
А для этого давайте выполним тест – опрос.
У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его, обведя в кружок верное предложение.
Работа в парах.
Тест – опрос.
1.Выбери верное утверждение.
А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.
2.Перед какой частью речи не бывает предлогов?
А. Перед именем существительным.
Б. Перед именем прилагательным.
В. Перед глаголом.
3.Предлоги с другими частями речи пишутся
А. Раздельно.
Б. Слитно.
4. Выбери верное утверждение
А. Предлоги изменяются и к ним можно задать вопрос.
Б. Предлоги не изменяются и к ним нельзя задать вопрос.
5.Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно
А. Между предлогом и словом вставить другое слово или вопрос.
Б. Между предлогом и словом нельзя вставить другое слово или вопрос.
VII. Домашнее задание.
Стр. 55 – выучить правило.
Выполнить упражнение 88 с. 56-57
VIII. Рефлексия.
Сегодня у нас один из первых дней весны. Весной природа просыпается, оживает благодаря солнышку. И мне хотелось бы, чтобы у нас в классе тоже наступила весна. У вас на партах лежат солнышки. Возьмите один из них и прикрепите на нашу поляну. Если вам урок понравился, у вас хорошее настроение – прикрепите солнышко с веселой улыбкой, если что-то не понравилось, что-то не поняли – прикрепите солнышко с равнодушным лицом, если урок вам не понравился совсем, у вас плохое настроение – прикрепите печальное солнышко.
Тест – опрос.
Выбери верное утверждение.
А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.
2. Перед какой частью речи не бывает предлогов?
А. Перед именем существительным.
Б. Перед именем прилагательным.
В. Перед глаголом.
3. Предлоги с другими частями речи пишутся
А. Раздельно.
Б. Слитно.
4. Выбери верное утверждение
А. Предлоги изменяются и к ним можно задать вопрос.
Б. Предлоги не изменяются и к ним нельзя задать вопрос.
5.Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно
А. Между предлогом и словом вставить другое слово или вопрос.
Б. Между предлогом и словом нельзя вставить другое слово или вопрос.
Тест – опрос.
Выбери верное утверждение.
А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.
2. Перед какой частью речи не бывает предлогов?
А. Перед именем существительным.
Б. Перед именем прилагательным.
В. Перед глаголом.
3. Предлоги с другими частями речи пишутся
А. Раздельно.
Б. Слитно.
4. Выбери верное утверждение
А. Предлоги изменяются и к ним можно задать вопрос.
Б. Предлоги не изменяются и к ним нельзя задать вопрос.
5. Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно
А. Между предлогом и словом вставить другое слово или вопрос.
Б. Между предлогом и словом нельзя вставить другое слово или вопрос.