Предмет: Русский язык
Тип урока* ОНЗ
Класс/курс: 1б
Тема: Письмо букв т Т.
Основные цели: Научиться писать строчную и заглавную букву Тт, правильно располагать буквы. слоги и слова в строке, составлять слова из слогов, списывать предложения с печатного.
Дидактические материалы: таблицы «Мир деятельности» 1 класс, рабочая тетрадь «Прописи» к учебнику букварь
Оборудование: компьютер, презентация
Краткая аннотация к работе: Конкурсная работа в номинации «Урок образовательной области «Филология» с учащимися начальной школы» по теме « Письмо букв тТ» урок открытия нового знания в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон. На момент проведения урока (ноябрь 2019 г.) учащиеся были знакомы с двумя шагами учебной деятельности и приступили к отработке данных шагов на практике. Поэтому на уроке создаются условия для формирования у учащихся всего комплекса УУД, отрабатываются шаги двух этапов учебной деятельности, используются изученные эталоны из курса «Мир деятельности». В ходе урока учащиеся осознают необходимость развития таких качеств личности, как вера в себя, активность.
.
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности
Я знаю такой ключ, который открывает все «замки» в душах людей. Это улыбка! Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку окружающим. Доброжелательная улыбка – залог хорошего настроения.
–Ребята, наш урок русского языка начнем с пословицы «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» Как вы ее понимаете? – В чем заключается ваш труд? (В учении)
– А что для вас означает учение (Открытие новых знаний.)
С какой буквой познакомились на прошлом уроке? ( с буквой к)
Как вы считаете, у вас достаточно знаний о буквах?
Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?( мы будем открывать что -то новое о буквах )
- Как вы будете это делать? (Должны понять, что я не знаю, самому найти способ открыть новые знания).
- Какие качества ученика нам сегодня пригодятся на уроке, чтобы достичь результата? (Активность, внимательность …)
- С чего начнем урок? (С повторения необходимых знаний)
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
1.)Индивидуальная работа:
Учитель: У доски выложить схему: «Какие бывают звуки»?
2.)Фронтальная работа:
Учитель: Мы работаем все вместе. Говорим, как учёный.
Главное правило речи…Один говорит, остальные слушают
Речь бывает….устная и письменная
Речь состоит из…предложений
Предложение состоит из ….слов.
Слово можно разделить….на слоги.
Сколько в слове гласных…..столько и слогов.
Чем отличаются буквы от звуков? Буквы мы…видим, читаем и пишем.
Звуки мы….слышим и произносим.
3.) Проверка индивидуальной работы у доски. Комментирование ответа.
4) Запись букв и слогов под диктовку.
(Дети под диктовку записывают: строчная буква к, заглавная буква К, строчная буква а , заглавная буква У, слог ма, слог лу). Самопроверка по образцу.
Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Кому надо еще потренироваться?
- Что мы с вами повторили? Почему я выбрала именно это?
Какое задание я вам сейчас предложу? (Задание, в котором есть что-то новое.)
Зачем я предложу это задание? (Чтобы мы сами поняли, что мы еще не знаем.)
- С какой буквой мы познакомились на чтении? (Печатная буква т, Т)
- А на русском языке мы работаем с какими буквами? (С письменными буквами)
- Возьмите листочек, напишите на нем письменную строчную и заглавную буквы Т,т
. - Поднимите руку, кто не смог написать? Почему? Какое затруднение у вас возникло? (Я не знаю, как пишется письменная буква т,Т)
- Поднимите руку, кто написал? А вы сможете объяснить детям, как правильно ее написать? Какое затруднение у вас возникло? (Я знаю, как буква пишется, но не могу объяснить другим) Какой следующий шаг? (остановиться и подумать над затруднением) 3.Выявление места и причины затруднения
Какое задание нужно было выполнить? (написать буквы т, Т) Где возникло затруднение? ( я не могу написать буквы т,Т) Почему оно возникло? ( я не знаю правила, по которому мог бы написать буквы)
4.Построение проекта выхода из затруднения
Поставьте цель. Узнать алгоритм написания букв т, Т и научиться правильно писать буквы.. Сформулируйте тему урока . Письмо букв т,Т. А сейчас я буду вашим помощником и помогу вам открыть правили написания строчной буквы т
Я УЧУСЬ ПИСАТЬ САМ:
рассматриваю букву или цифру,
отмечаю точку начала письма,
выделяю элементы,
составляю букву или цифру и пишу.
Какой эталон нам поможет? (Эталон «Я учусь писать сам») (Работа по эталону)
Что будем делать дальше? (Посчитаем, сколько элементов, согласуем и составим из этих элементов строчную букву т).
5.Реализация построенного проекта
- Открыли прописи на стр. 30.
Найдите в прописи первый элемент. Тупым концом ручки обведите его. Напоминаю, начало и направление движения показано стрелкой. (Дети в тетради, а учитель на доске проделывают задание)
-Вспомнили правила посадки при письме, сели правильно. Пишем в прописи первый элемент.
(Подобная работа проводится и со вторым и третьим элементом)
- А сейчас соединяем три элемента и получаем букву т. Прежде чем писать букву в тетради, напишем ее в воздухе. Поставили руку на локоток, ручка в руках, пишем: и раз, и два, и три,.
- Пишем букву т самостоятельно. (Учитель помогает детям, следит за посадкой, положением тетради) Учитель открывает эталон «Строчная буква т на доске.
Работа с эталоном
Сверим нашу букву с эталоном – правильно мы открыли секрет?
Давайте обведем пальчиком букву т и хором проговорим порядок её написания
1. Ставим ручку на верхнюю линейку рабочей строки;
2. Опускаемся по наклонной линии;
3. Поднимаемся по наклонной и, не доходя 1/3 сверху «бугорком» уходим вправо вверх;
4. Коснувшись линеечки, разворачиваем ручку и по наклонной с 1/3 сверху вписываем «бугорок»;
5. Опускаемся по наклонной вниз, выполняем «качалочку» и поднимаемся по крючку до середины.
Рассматриваем из каких элементов состоит заглавная буква Т. ( дети работают в парах)
Начинаем писать заглавную букву Т сверху вниз. Первый элемент – длинная наклонная палочка с закруглением внизу влево. Второй элемент – длинная наклонная палочка без закругления, третий элемент - длинная наклонная палочка с закруглением внизу вправо. Необходимо соблюдать одинаковое расстояние между этими наклонными палочками. Четвертый элемент – прямая горизонтальная линия с закруглением внизу слева.
Ребята самостоятельно пишут заглавную Т.
6 .Первичное закрепление во внешней речи
Можно ли сказать, что вы уже достигли цели? (Нет.)
- Какой будет следующий шаг нашей учебной деятельности? (Научиться писать букву не только отдельно, но в соединении с другими буквами).
- Какие виды соединений мы используем в работе? («Через порожек и через веревочку») Прочитайте слоги в прописи. Как соединены буквы в слоге? Пропишем слоги в воздухе, затем в тетради
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
_ Я вам предлагаю проверить себя, как вы научились писать букву т,Т
Письмо слов торт, Тома. ( самопроверка по эталону)
- Поднимите руки, кто сам справился с заданием. Молодцы, похвалите себя.
- Кто считает, что ему ещё надо потренироваться? Вы молодцы, вы увидели то, над чем надо ещё поработать.
8.Включение в систему знаний
Где сможете применить новое знание?
Порадуйте друг друга своими знаниями.
Спишите предложения. У Тамары торт.
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Ребята, вот подошел к концу наш урок.
.-Давайте вспомним, какую цель мы ставили?
- Мы достигли её?
- Кто может дома рассказать, как правильно писать буквы т,Т? Cамооценка.
- Молодцы! Вы сегодня хорошо работали. Спасибо Вам!
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др
Н,С. Кузьменко, Н.М. Бельтюков Прописи №2, к учебнику «Букварь» .М.С. Соловейчик, ,Н,М. Бетенькова,, Н.С. Кузьменко,, О.Е. Курлыгина - Демонстрационные материалы к надпредметному курсу «Мир деятельности», 1 класс.