СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Правописание не- и ни- с местоимениями"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Правописание не- и ни- с местоимениями"»

Урок русского языка в 7 классе

Дата :


Урок№36-37-38

Тема: Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

Цели урока:

Обучающие:

Знания: повторить, систематизируя и обобщая, известные учащимся правила о правописании слитного и раздельного НЕ в словах различных частей речи.

Умения: совершенствование умений проводить морфемный, синтаксический, словообразовательный анализы; орфографический и пунктуационный разборы.

Навыки: совершенствование навыка грамотного письма: попутное повторение орфограммы (безударные непроверяемые гласные корня; не с существительными, прилагательными, наречиями, глаголами, деепричастиями, причастиями) и пунктограмм (пунктуация при бессоюзном сложном предложении).

Развитие речи: максимально использовать возможности урока для развития основных видов речевой деятельности: слушание (учителя, друг друга), говорение (диалог, элементы монологической речи), чтение (громкое и выразительное), письмо (на уроке записано110 слов), расширить словарный запас: изучения словарного слова, совершенствование умения толковать лексического значения слова, составлять предложения заданной конструкции.

Развивать коммуникативные умения, связанные с речеведческими понятиями: умение определять тему текста, его стиль. Речеразвивающий потенциал дидактического материала: используются тексты из русской литературы (Чехов, Тургенев, Пушкин).

Стилистический аспект: работа с художественным стилем и учебно-научным подстилем научного стиля.

Развивающая: развивать когнитивные процессы: внимание, память, мышление.

Воспитательная: пробудить интерес к русскому литературному языку.

Оборудование: учебник, словари (толковый, орфографический), карточки, таблица (обобщающая)

Тип урока – обобщающий.

Ход урока.

I.Организационный момент. Проверка д/з

II.Актуализация знаний.

1. Словарно-орфографическая работа.

- Сейчас я вам прочитаю отрывок, а вы должны узнать, из какого произведения взят этот отрывок и кто его автор. Слушаем.

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

- Узнали?

- Отрывок взят из поэмы «Руслан и Людмила», автор А.С. Пушкин.

- Из этого отрывка мы возьмём словарное слово «НЕВИДАННЫЙ». Найдём это слово в орфографических словарях. Кто быстрее найдет, прочитает его всему классу по слогам.

- Не-ви-дан-ный

- На правописание каких букв нужно обратить внимание?

- Сколько слогов в этом слове?

- На какой слог падает ударение?

- Кто знает значение этого слова?

- В словаре Ожегова даются следующие определения: невиданный - 1) неизвестный, такой которого никто не видел (обычно о чём-нибудь таинственном, сказочном); 2) необычный, поразительный.

- Произнесём все вместе это слово по слогам: громко, чуть тише, тихо.

- Я записываю это слово на доске, а вы в своих словариках. Отмечаем ударный слог –ви-, подчёркиваем безударные гласные.

Невиданный

- Проведём морфемный разбор слова. Кто хочет разобрать у доски?

Невиданный - причастие, изменяемая часть речи.

- Хорошо. Давайте попробуем составить с этим словом словосочетания и предложения. Одно из лучших предложений запишем на доске.

- Невиданные звери, невиданные существа, невиданный успех.

- Запишем предложение и разберём его по членам предложения.

Сегодня я увидел невиданное: по вечернему звёздному небу промчалась яркая комета.

- Составьте схему этого предложения.

III. Формулирование темы и цели урока. Запись темы в тетради и на доске.

- Над какой темой будем сегодня работать на уроке?

- Объясните условия слитного и раздельного написания НЕ со словами.

- Актуальна ли тема сегодняшнего урока? Почему?

(Ответы: НЕ пишется слитно и раздельно; НЕ употребляется со всеми частями речи).

- А какие части речи мы уже изучили?

- Что будет главным сегодня на уроке?

(Ответы: сделать вывод, как нужно писать НЕ с разными частями речи; выработать последовательность действий, если нам попалось в тексте слово с НЕ)

Цель нашего урока: повторить и обобщить правила правописания НЕ с разными частями речи.

IV. Повторение и обобщение изученного материала.

Вид опроса: фронтальный.

- Ребята, давайте, вспомним случаи слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи.

- Как пишется НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на о/е?

НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на о/е пишется слитно, если: 1)без НЕ не употребляется (неистовство, необходимый); 2)слово с НЕ можно заменить синонимом без НЕ (неправда-ложь, неплохой - хороший, недалеко-близко); с отрицательными наречиями: негде, некуда;

раздельно: 1) если в предложении есть противопоставление( не правда, а ложь; не хороший, а дурной поступок; не далеко, а близко). Ещё в наречиях, когда при нём есть другие наречия усиливающие отрицание.

- А с глаголами и деепричастиями?

НЕ с глаголами и деепричастиями пишется раздельно: не читал, не умолкая. Слитно: если слово без НЕ не употребляется: ненавидеть, негодуя.

- Чем отличается написание причастий с НЕ от существительных, прилагательных и наречий на о/е?

Причастия с зависимыми словами и причастие в краткой форме пишутся раздельно. В остальных случаях с НЕ пишутся так же, как существительные, прилагательные и наречия на о/е.

- А как с местоимениями?

Слитно: с неопределёнными местоимениями, а также и отрицательными без предлога (несколько рублей, нечем заниматься). Раздельно: местоимениями, в том числе с отрицательными, если при них есть предлоги(не ты; не у кого спросить).

Упр№137

Упр№138


2.Физминутка.

3. Работа с текстом.

Комплексное задание к тексту.

- Я вам прочитаю текст. Ваша задача: определить тему, стиль текста и из какого произведения взят этот отрывок. Слушаем.

(Не)ожиданно послышалось (не)громкое пение. Где-то (не)близко пела женщина. Егорушка оглядывался и (не)понимал, откуда эта странная песня. Ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она искренно убеждала кого-то, что они ни в чём (не)виноваты, что солнце выжгло её понапрасну, она уверяла что ей страстно хочется жить, что она ещё молода была бы красивой, если бы (не)зной или (не)засуха: вины (не)было, но она всё-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей (не)выносимо больно, грустно и жалко себя…(А. Чехов)

- Кто помнит задания к тексту? (Нужно было определить тему, стиль текста и из какого произведения взят этот отрывок.)

- Сейчас я раздам каждому карточки, на которых напечатан этот текст. Вы должны раскрывая скобки выписать слова и словосочетания с НЕ. Объяснить написание.

(Учащиеся работают над заданием, потом вместе с учителем проверяют) Итак, что у вас получилось. Начинаем с первой парты, работаем по цепочке.

4.самостоятельная работа 4пр№140

Упр№141 устно

5. Объяснительный диктант.

- Ребята, а сейчас мы проведём объяснительный диктант. Я продиктую предложения, а вы должны объяснить написание НЕ с причастиями.(устно) Слушаем.

1) Наша мысль стариной не скована.(Тургенев И.)

2) Батальон, не замеченный противником, зашёл в тыл и ворвался на вокзал.(Булгаков М.)

3) Деревья, не тронутые первым морозом, стояли словно очарованные.(Паустовский)

4) Тоня взяла недочитанный роман, спустилась в сад. ( Бунин И.)

6. Творческий диктант.

Задание: я прочитаю часть предложения, а вы должны дописать местоимения с НЕ. Поздно, а идти (некуда). Домой задали (несколько) упражнений. Мне надеяться (не на кого). Поговорить об этом даже (не с кем).

(Учитель с учениками проверяет правильные ответы

Самостоятельная работа упр№142

V.Подведение итогов. Рефлексия.

VI.Задание на дом.

Упражнение 139, 143,144









Приложение. Карточка.

(Не)ожиданно послышалось (не)громкое пение. Где-то (не)близко пела женщина. Егорушка оглядывался и (не)понимал, откуда эта странная песня. Ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она искренно убеждала кого-то, что они ни в чём (не)виноваты, что солнце выжгло её понапрасну, она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она ещё молода и была бы красивой, если бы (не)зной или (не)засуха: вины (не)было, но она всё-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей (не)выносимо больно, грустно и жалко себя… (Чехов А. П.)







5