Урок русского языка в 7 классе
Дата :
Урок№36-37-38
Тема: Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.
Цели урока:
Обучающие:
Знания: повторить, систематизируя и обобщая, известные учащимся правила о правописании слитного и раздельного НЕ в словах различных частей речи.
Умения: совершенствование умений проводить морфемный, синтаксический, словообразовательный анализы; орфографический и пунктуационный разборы.
Навыки: совершенствование навыка грамотного письма: попутное повторение орфограммы (безударные непроверяемые гласные корня; не с существительными, прилагательными, наречиями, глаголами, деепричастиями, причастиями) и пунктограмм (пунктуация при бессоюзном сложном предложении).
Развитие речи: максимально использовать возможности урока для развития основных видов речевой деятельности: слушание (учителя, друг друга), говорение (диалог, элементы монологической речи), чтение (громкое и выразительное), письмо (на уроке записано110 слов), расширить словарный запас: изучения словарного слова, совершенствование умения толковать лексического значения слова, составлять предложения заданной конструкции.
Развивать коммуникативные умения, связанные с речеведческими понятиями: умение определять тему текста, его стиль. Речеразвивающий потенциал дидактического материала: используются тексты из русской литературы (Чехов, Тургенев, Пушкин).
Стилистический аспект: работа с художественным стилем и учебно-научным подстилем научного стиля.
Развивающая: развивать когнитивные процессы: внимание, память, мышление.
Воспитательная: пробудить интерес к русскому литературному языку.
Оборудование: учебник, словари (толковый, орфографический), карточки, таблица (обобщающая)
Тип урока – обобщающий.
Ход урока.
I.Организационный момент. Проверка д/з
II.Актуализация знаний.
1. Словарно-орфографическая работа.
- Сейчас я вам прочитаю отрывок, а вы должны узнать, из какого произведения взят этот отрывок и кто его автор. Слушаем.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
- Узнали?
- Отрывок взят из поэмы «Руслан и Людмила», автор А.С. Пушкин.
- Из этого отрывка мы возьмём словарное слово «НЕВИДАННЫЙ». Найдём это слово в орфографических словарях. Кто быстрее найдет, прочитает его всему классу по слогам.
- Не-ви-дан-ный
- На правописание каких букв нужно обратить внимание?
- Сколько слогов в этом слове?
- На какой слог падает ударение?
- Кто знает значение этого слова?
- В словаре Ожегова даются следующие определения: невиданный - 1) неизвестный, такой которого никто не видел (обычно о чём-нибудь таинственном, сказочном); 2) необычный, поразительный.
- Произнесём все вместе это слово по слогам: громко, чуть тише, тихо.
- Я записываю это слово на доске, а вы в своих словариках. Отмечаем ударный слог –ви-, подчёркиваем безударные гласные.
Невиданный
- Проведём морфемный разбор слова. Кто хочет разобрать у доски?
Невиданный - причастие, изменяемая часть речи.
- Хорошо. Давайте попробуем составить с этим словом словосочетания и предложения. Одно из лучших предложений запишем на доске.
- Невиданные звери, невиданные существа, невиданный успех.
- Запишем предложение и разберём его по членам предложения.
Сегодня я увидел невиданное: по вечернему звёздному небу промчалась яркая комета.
- Составьте схему этого предложения.
III. Формулирование темы и цели урока. Запись темы в тетради и на доске.
- Над какой темой будем сегодня работать на уроке?
- Объясните условия слитного и раздельного написания НЕ со словами.
- Актуальна ли тема сегодняшнего урока? Почему?
(Ответы: НЕ пишется слитно и раздельно; НЕ употребляется со всеми частями речи).
- А какие части речи мы уже изучили?
- Что будет главным сегодня на уроке?
(Ответы: сделать вывод, как нужно писать НЕ с разными частями речи; выработать последовательность действий, если нам попалось в тексте слово с НЕ)
Цель нашего урока: повторить и обобщить правила правописания НЕ с разными частями речи.
IV. Повторение и обобщение изученного материала.
Вид опроса: фронтальный.
- Ребята, давайте, вспомним случаи слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи.
- Как пишется НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на о/е?
НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на о/е пишется слитно, если: 1)без НЕ не употребляется (неистовство, необходимый); 2)слово с НЕ можно заменить синонимом без НЕ (неправда-ложь, неплохой - хороший, недалеко-близко); с отрицательными наречиями: негде, некуда;
раздельно: 1) если в предложении есть противопоставление( не правда, а ложь; не хороший, а дурной поступок; не далеко, а близко). Ещё в наречиях, когда при нём есть другие наречия усиливающие отрицание.
- А с глаголами и деепричастиями?
НЕ с глаголами и деепричастиями пишется раздельно: не читал, не умолкая. Слитно: если слово без НЕ не употребляется: ненавидеть, негодуя.
- Чем отличается написание причастий с НЕ от существительных, прилагательных и наречий на о/е?
Причастия с зависимыми словами и причастие в краткой форме пишутся раздельно. В остальных случаях с НЕ пишутся так же, как существительные, прилагательные и наречия на о/е.
- А как с местоимениями?
Слитно: с неопределёнными местоимениями, а также и отрицательными без предлога (несколько рублей, нечем заниматься). Раздельно: местоимениями, в том числе с отрицательными, если при них есть предлоги(не ты; не у кого спросить).
Упр№137
Упр№138
2.Физминутка.
3. Работа с текстом.
Комплексное задание к тексту.
- Я вам прочитаю текст. Ваша задача: определить тему, стиль текста и из какого произведения взят этот отрывок. Слушаем.
(Не)ожиданно послышалось (не)громкое пение. Где-то (не)близко пела женщина. Егорушка оглядывался и (не)понимал, откуда эта странная песня. Ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она искренно убеждала кого-то, что они ни в чём (не)виноваты, что солнце выжгло её понапрасну, она уверяла что ей страстно хочется жить, что она ещё молода была бы красивой, если бы (не)зной или (не)засуха: вины (не)было, но она всё-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей (не)выносимо больно, грустно и жалко себя…(А. Чехов)
- Кто помнит задания к тексту? (Нужно было определить тему, стиль текста и из какого произведения взят этот отрывок.)
- Сейчас я раздам каждому карточки, на которых напечатан этот текст. Вы должны раскрывая скобки выписать слова и словосочетания с НЕ. Объяснить написание.
(Учащиеся работают над заданием, потом вместе с учителем проверяют) Итак, что у вас получилось. Начинаем с первой парты, работаем по цепочке.
4.самостоятельная работа 4пр№140
Упр№141 устно
5. Объяснительный диктант.
- Ребята, а сейчас мы проведём объяснительный диктант. Я продиктую предложения, а вы должны объяснить написание НЕ с причастиями.(устно) Слушаем.
1) Наша мысль стариной не скована.(Тургенев И.)
2) Батальон, не замеченный противником, зашёл в тыл и ворвался на вокзал.(Булгаков М.)
3) Деревья, не тронутые первым морозом, стояли словно очарованные.(Паустовский)
4) Тоня взяла недочитанный роман, спустилась в сад. ( Бунин И.)
6. Творческий диктант.
Задание: я прочитаю часть предложения, а вы должны дописать местоимения с НЕ. Поздно, а идти (некуда). Домой задали (несколько) упражнений. Мне надеяться (не на кого). Поговорить об этом даже (не с кем).
(Учитель с учениками проверяет правильные ответы
Самостоятельная работа упр№142
V.Подведение итогов. Рефлексия.
VI.Задание на дом.
Упражнение 139, 143,144
Приложение. Карточка.
(Не)ожиданно послышалось (не)громкое пение. Где-то (не)близко пела женщина. Егорушка оглядывался и (не)понимал, откуда эта странная песня. Ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она искренно убеждала кого-то, что они ни в чём (не)виноваты, что солнце выжгло её понапрасну, она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она ещё молода и была бы красивой, если бы (не)зной или (не)засуха: вины (не)было, но она всё-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей (не)выносимо больно, грустно и жалко себя… (Чехов А. П.)
5