4 класс
Раздел: Части речи. Глагол.
Тема : 2-е лицо глаголов единственного числа.
Цель: создание эффективных условий для отработки правильного написания глаголов 2-го лица единственного числа.
Задачи:
познакомить с правописанием ь в глаголах 2 лица единственного числа; формировать умение писать ь в глаголах 2 лица единственного числа; развивать орфографическую зоркость, речь, мышление; работать над привитием интереса к пословицам и фразеологизмам; воспитывать дружелюбие, ответственность, положительное отношение к спорту.
Ход урока:
I. Орг. момент. Включение в деловой ритм. Психологический настрой. СЛАЙД 1
Ты весь мир обогреваешь,
А усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все….(солнце)
А) Составим синквейн -ТАБЛИЦА к слову
солнце:
Б) - Солнышко трудиться, чтобы нам было хорошо. Мы будем сегодня тоже трудиться, чтобы:
У - узнать новое, чтобы
Р - рассказать потом другим.
О - отвечать только на отлично и в этом нам поможет
К - коллектив класса и учитель. СЛАЙД 2
II.Проверка домашнего задания (в это время за доской работа по карточкам, потом опрос учениками по правилам, выставление отметки).
А) Карточка № 1
1.Вставь пропущенные буквы. Если они много з…хот... - п…следнее п…т…ря....
2. Определи число, лицо, время. Говорит, скажут, принесем, сделает.
Карточка № 2
1.Вставь пропущенные буквы.
Бездонную боч…ку в…дой вы никогда (не)н… полн… . 2. Определи число, лицо, время. Расцветает, говоришь, читаем, нарубим.
Б) - Объясните значение пословиц, какие из них по теме работы и труда? Назовите окончания, лицо, число глаголов (опрос слабых учеников, дополнительные вопросы, выставление учителем оценки).
III. Словарная работа.
-Где и почему нужно трудиться очень хорошо? А где ещё нужен титанический труд мы узнаем после словарной работы. Начальные буквы словарных слов нам в этом помогут (3 ученика у доски, затем вопросы учащихся, выставление отметок).
А)Словарь: идёт СЧАСТЛИВЫЙ человек, спечёте вкусный ПИРОГ, сегодня ОХОТА удалась, полечу на РАКЕТЕ высоко, побежит усатый ТРОЛЛЕЙБУС (у глаголов выделить окончание, время, лицо, число).СЛАЙД 3
Б)-Какое слово получилось? Какие виды спорта вы знаете? Какие достижения есть в спорте? Как и где занимаются спортом? Что такое олимпиада? Символ олимпиады? О каких олимпиадах вы знаете? (Кольца - символ дружбы. Это официальная эмблема Олимпийских Игр. Эмблема состоит из пяти сцепленных между собой колец (кругов). Разработан этот символ самим основателем современных Олимпийских Игр — бароном Пьером де Кубертеном в 1913 году. Идея была им взята из изображений подобных колец на древнегреческих предметах. Существует неподтвержденная версия, что 5 колец Пьер де Кубертен связывал с пятью частями света: Европа — синий, Америка — красный, Азия — жёлтый, Африка — чёрный, Австралия — зелёный. На флаге любого государства мира присутствует по крайней мере один цвет из представленных на эмблеме).СЛАЙД 4,5,6,7
-Дружно и правильно будем выполнять все задания и соберём символ нашей сегодняшней олимпиады.
IV. Чистописание.
-Отправляемся в Европу.
ььь петля вверх ешь петля вниз ишь петля вверх петля петля вниз ешьишь
мыш… береч… бегаеш… шалаш… пять туч… занимат…ся
Спортом занимаеш…ся - зд…ров…е укр…пляеш… !
-Когда пишем ь? Где он разделительный, где смягчающий? Определите лицо и число ,время глагола .
-Какие глаголы с шипящим на конце пишутся всегда с ь?
-Вот и наше первое кольцо. Отправляемся за следующим.СЛАЙД 8
V.Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня на уроке мы продолжим работу над определением лица и числа глаголов в настоящем и будущем времени; познакомимся с особенностями написания глаголов во 2-ом лице единственного числа.
VI. Изучение нового материала .
-Теперь полетим в Америку.
А) -Объясните выражения :
Б) -В каком виде спорта нужно хорошее зрение? Вы знаете ,что есть невидимые чернила? Выполним упр.79 (фронтальная работа).
В) Работа с правилом, стр.54.
-Справились,молодцы.Красное кольцо заслужили достойно.СЛАЙД 12
VII. Физкультминутка (музыкальная). Песенка про спорт. СЛАЙД 13
VIII. Закрепление изученного материала.
-Нас ждёт жаркая Азия, где добудем жёлтое кольцо.
А) Работа над упр.80 по вариантам у доски (дополнительные вопросы в игре «да- нетки»,оценивание)
1 вариант-1,3-ая пословица
2 вариант-2,3-ая пословица
На местах и у доски взаимопроверка.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПЕРВОЙ ГРУППЫ:
***Составить из слов предложения – высказывания про спорт (определить время. Лицо и число глаголов). Учитель оценивает по-бально (2б.) за каждый этап ,в конце урока общая отметка.
Хочеш…,научись, чемпионом ,стать , проигрывать.
Со спортом, не раз , потужиш….,не дружиш…, о том .
Отдаш…, здоровье, время, спорту, а получиш….
-Наша коллекция пополнилась очередным кольцом. СЛАЙД 14
Б) -Мы сегодня ещё не были в Африке.В путь за чёрным кольцом!
Работа с текстом. Упр.81.Самостоятельно на местах.Вначале читают текст.
Лексическая работа.Значение слова ОДА.СЛАЙД 15
-Выпишите предложения, где есть слова с пропущенными буквами, выделите окончание.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПЕРВОЙ ГРУППЫ:
***Списать текст с доски, ставя все глаголы в форму 2-го лица единственного числа. Учитель оценивает по-бально (3 б.)за каждый этап ,в конце урока общая отметка.
Ода спорту
Хотим заниматься спортом? Сломя голову бежим в спортзал! Никогда не вешаем нос из-за трудностей и неудач! Скоро добиваемся хороших результатов. А не успеем глазом моргнуть, как стоим на пьедестале почёта. О спорт! Ты - жизнь!
Самопроверка на местах.
-Как понимаете выделенные выражения?
В) -Что значит спорт – мир, спорт- жизнь? (Рассуждение сторон) СЛАЙД 16,17
ПОТОМУ ЧТО……
-За такие прекрасные ответы жители Африки дали нам следующее кольцо.СЛАЙД 18
IX. –Нам осталось последнее кольцо, не подведём друг друга и получим зелёное кольцо из Австралии.
Самостоятельная работа. Упр.82. (Учитель проверяет после урока или дома и доставляет отметку за урок).
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПЕРВОЙ ГРУППЫ:
***Составить предложения - советы о спорте , используя данные выражения. Учитель оценивает баллами (4 б.)за каждый этап ,в конце урока общая отметка.
Отвечаешь головой со временем и занимаешься спортом.
Встретишься нос к носу с соперником и победишь его.
Найдёшь общий язык за товарищей в спортивной команде
Идёшь в ногу со своим хорошим тренером
X. Подведение итогов урока.
-Мы молодцы! Олимпийские кольца все собраны! Олимпийские игры подходят к концу. Мы победили…СЛАЙД 19,20
-Узнали, как же пишутся окончания глаголов 2-го лица единственного числа? (С ь на конце после шипящей ш )
-Поняли, какую категорию нужно знать у глагола, чтобы написать после шипящей ь в окончании? (Время, лицо и число).
-Запомнили, что нужно заниматься спортом? ( Да, обязательно)
-Научились правильно толковать фразеологизмы? ( Да, но не все)
XI . Рефлексия (используются таблицы).
Закончите предложения.
Cегодня на уроке:
Я узнал...
Я понял, что…
Себя я могу похвалить за…
Эти знания мне пригодятся….
XII. Домашнее задание. Упр.83, стр.55.