Урок русского языка. 11 класс.
Тема: Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.
Цели: знать принципы русской пунктуации, основные типы знаков препинания и их функции; применять основные принципы русской пунктуации, правильно расставлять знаки препинания согласно их функциям.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
1. Вступительная беседа.
- Наш урок хочу начать необычно: прошу вас на несколько минут вернуться в детство и прочитать небольшое стихотворение известной детской поэтессы И. Токмаковой (текст на доске без знаков препинания)
Под ёлкой дыра
Это лисья нора
Здесь лисята живут
Много их тут
Можно их сосчитать
- Почему трудно читать? (нет знаков препинания)
- Запишите стихотворение, расставив знаки препинания. (записывают)
- Какие знаки препинания поставили?
- Как меняется смысл стихотворения в зависимости от разной постановки знаков препинания?
- О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Как называется система правил о постановке знаков препинания?
- Какова тема урока? Задачи?
2. Целеполагание.
II. Работа учащихся по группам (учащиеся готовили сообщения и практические задания)
Выступление 1-й группы.
1. Сообщение «Принципы русской пунктуации».
В основе правил русской пунктуации - три основных принципа:
а) смысловой (логический): знаки препинания помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме;
б) грамматический (структурно-синтаксический): знаки препинания делают наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части;
в) интонационный: знаки препинания служат для обозначения интонационного оформления, обозначения ритмики, мелодики фразы. Чаще правила пунктуации отражают не один, а два или одновременно все три принципа.
Например: постановка знаков препинания при обособленных членах отражает смысловой и интонационный принцип. Постановка вопросительного знака в конце вопросительного предложения - все три принципа.
2. Практическое задание (распечатано для групп, знаки не расставлены).
Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Какие принципы русской пунктуации нашли отражение в тексте.
Тропинка обогнула куст орешника и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах огромный и величественный как собор стоял дуб. Казалось деревья почтительно расступились чтобы дать сегодняшнему собрату развернуться во всей силе. Так вот он зимний дуб стремительно мелькнуло в голове.
(по Ю.Казакову)
Выступление 2-й и 3-й групп.
1. Сообщения «Одиночные знаки препинания», «Парные знаки препинания».
(Учащиеся представляют обобщающую таблицу с важнейшими случаями постановки знаков)
ЗНАК | СТАВИТСЯ |
1. Точка. | В конце повествовательного предложения, в конце побудительного предложения (при спокойном тоне речи). |
2. Восклицательный знак. | В конце восклицательного предложения, после обращения, после междометия. |
3. Вопросительный знак. | В конце вопросительного предложения. |
4. Многоточие. | Чтобы показать незаконченность речи, перерывы в речи; в неполных цитатах. |
5. Запятая. | Для разделения однородных членов предложения, для выделения обращений, вводных слов и вводных предложений, междометий, обособленных второстепенных членов; для разделения простых предложений в сложносочиненных, придаточных частей и главных или выделения их в середине главных в сложноподчиненных предложениях; для разделения простых предложений в составе бессоюзного сложного предложения. |
6. Точка с запятой. | Для разделения сильно распространенных или менее тесно связанных по смыслу предложений, входящих в состав сложного предложения. |
7. Двоеточие. | Перед однородными членами после обобщающего слова, при прямой речи, в бессоюзном сложном предложении. |
8. Тире. | Между подлежащим и сказуемым, после однородных членов перед обобщающим словом, для выделения вводных предложений, приложений; в бессоюзном сложном предложении, для выделения слов автора при прямой речи, в начале реплик диалога. |
9. Скобки. | Для выделения вводных предложений, а также всякого рода пояснений и вставок от автора. |
10. Кавычки. | Для выделения прямой речи, цитат, названий книг, журналов, газет и т.п., необычных в литературной речи слов или слов в не свойственном им значении, или слов, употребленных с иронией, метафорически, иносказательно и т.п. |
2. Практическое задание: заполнить таблицу в учебнике
III. Работа с текстом упр. 381 (там же)
1. Беседа:
- Перескажите текст.
- С чем связывает Д.Андреев заслуги А.Пушкина как поэта? Как он характеризует русский литературный язык?
2. Тест (предварительно пронумеровать предложения в данном тексте - упр. 498).
1) Укажите правильное объяснение пунктуации в 1-ом предложении запятыми выделено:
а) сравнительный оборот;
б) придаточное сравнительное;
в) вводное предложение.
2) Укажите тип предложения №3:
а) сложноподчиненное с одним придаточным;
б) сложноподчиненное с двумя придаточными;
в) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.
3) Сколько рядов однородных членов в предложении №3:
а) 4;
б) 5;
в) 6.
4) Какую роль выполняет точка с запятой в предложении №3:
а) отделяет простые предложения;
б) выделяет обособленные члены;
в) отделяет сильно распространенные части.
5) Укажите правильное объяснение отсутствия запятой перед как в предложении №3:
а) оборот с как – это приложение со значением “в качестве...”;
б) оборот с как – устойчивое словосочетание;
в) оборот с как – это приложение со значением причины;
6) Какое из утверждений неверное:
а) 1-е предложение текста - бессоюзное;
б) в 3-ем предложении нет причастного оборота;
в) в 3-ем предложении есть деепричастный оборот.
Самопроверка по листку контроля: 1в, 2а, 3в, 4в, 5а, 6б.
IV. Итоги урока. Рефлексия.
- Какая часть урока показалась наиболее важной? Почему?
- Что было трудным? Почему?
Домашнее задание:
1) по выбору: упр. 383 или упр. 384