МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17»
открытый урок русского языка
по теме
«Изменение глаголов по временам»
Класс: 3
Учитель: Эльгайтарова Ф.А.
1 категория
Цели:
повторять знания о существенных признаках глагола;
закрепить знания об изменении глагола по временам, умение определять время глаголов.
Задачи:
продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;
развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять; развивать внимание к слову как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному языку;
совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы;
воспитывать взаимопонимание, товарищество.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Ход урока
I.Орг. момент
- Поприветствуем гостей.
- С каким настроением вы пришли в школу? Я всем вам желаю здоровья, пусть веселое, солнечное настроение будет сопровождать вас весь сегодняшний день.
-Как вы думаете, что нужно для успешной работы?
Давайте пожелаем друг другу удачи.
Девиз нашего урока: «Учись, смекай, активным будь!
И к знаниям откроешь путь!»
- Откройте тетрадь, вспомните правила письма. Запишите число в рабочей тетради.
II.Чистописание.
- В начале урока, как обычно, у нас … (Минутка чистописания).
ешь, ешь, ишь
- Что напоминают вам эти сочетания букв? (заодно повторяем правило)
- Напишите в тетради одну строчку. Пишите аккуратно.
III.Актуализация знаний.
1.Словарная работа.
На доске слова с пропущенными буквами.
Д _ журный , за__тр_к , _ дежда , п _ беда , р _ бота , _твет.
Взаимопроверка (дети обменялись тетрадями и провели взаимопроверку).
- Ребята, для чего мы учим словарные слова? ( Чтобы писать без ошибок, быть грамотными).
- На какой вопрос отвечают эти слова?
-А теперь измените эти слова так, чтобы они отвечали на вопрос что делать?
дежурный – дежурить
завтрак - завтракать
одежда – одевать
победа – побеждать
работа – работать
ответ – отвечать
-Какой частью речи являются образованные слова? (Глаголами.)
2. «Аукцион» знаний о глаголе.
(Индивидуальная работа на карточках – 3 чел.)
- А сейчас проведем аукцион знаний о глаголе.
1)Что такое глагол?
2)Что обозначает глагол?
3)На какие вопросы отвечает глагол?
4)Чем в предложении является глагол?
5)Что такое неопределенная форма глагола? На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола?
6)Как изменяется глагол?
7)Что обозначает глагол в ед.ч? (действие одного предмета и отвечает на вопросы…), во мн.ч?
3. Практическое задание на повторение и закрепление временных форм глагола.
-Сейчас небольшое практическое задание, после выполнения которого вы мне скажите, какие знания о глаголе мы сегодня будем закреплять.
- Прочитайте выразительно четверостишье.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
- Выпишите из текста глаголы и определите время каждого.
- Значит, какие знания о глаголе нам предстоит прочно закрепить сегодня на уроке? (Об изменении глагола по временам).
IV.Физминутка
Я назову глаголы, если это
Н.в.- руки на пояс
П.в.- присядьте
Б.в.- ходьба на месте
Крутил, несёт, бежал, лает, заговорит, прыгал, прочитает, стоит, болел, пел, нарисует, откроет.
7. Закрепление изученного.
1)Упр.206 (коллективно у доски)
2)Самостоятельная работа по группам. (Дети работают в группе. После с каждой группы выходит ученик и читает получившийся текст (называет глаголы и определяет их время).
- Как определить время глагола?
- Возьмите конверты. Откройте их. Карточка №1-3 (с разным уровнем заданий). Списывать текст не нужно. Выполняйте задание в карточке и подготовьте свой ответ, используя алгоритм:
1. Прочитать задание.
2. Выразительно прочитать отрывок.
3. Ответить на поставленный вопрос.
1 группа.
Выпишите глаголы к вопросам:
Что сделают?. . .
Что сделали?. . .
Что сделает?. . .
Вот скоро птички запоют,
В лесу кусты зазеленели;
И стадо выгонит пастух
И заиграет на свирели. (И.Суриков)
2 группа.
Выписать глаголы, поставить вопрос, определить время глагола.
И вот опять пришла весна,
И снова зеленеет поле,
Давно уж верба расцвела…
Весной мир божий расцветает!
Как солнце весело глядит
И в поле травку пригревает! (И.Суриков)
3 группа.
Выписать глаголы и определить время глагола.
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник. (С.Маршак)
3)Упр.207 (по рядам)
4)Распределительный диктант
Распределите глаголы по временам на три группы. Допишите по два глагола к каждой группе.
Вредил, летит, повстречаешь, похвалю, трещал, построим, зарядил, хлопочет, завяжу, плывёт.
РЕЗЕРВНОЕ ЗАДАНИЕ
Прочитайте текст, определите время глагола, который используется в каждом предложении и напишите его, обозначая время каждого глагола.
Лена учится в третьем классе. Вчера она (писать) сочинение и (написать) его хорошо. Сейчас она (писать) диктант. Завтра Лена (писать) изложение. Дома она (прочитать) рассказ и (подготовиться) к изложению.
8. Итог урока.
-Что нового вы сегодня узнали? (Глагол изменяется по временам)
9.Оценки за урок
10. Рефлексия
- Как определить время глагола?
- Какие действия обозначают и на какие вопр. отвечают гл. наст. вр., прош.вр., буд.вр.?
Ребята каждый из вас должен сейчас подумать и для себя сделать вывод: на какую ступеньку нашей лесенки знаний вы поднимитесь:
В –Хочу знать больше
Б – Все понятно, было интересно
А – Ничего не понял
-Всем спасибо за урок!
11. Домашнее задание
Знания надо закрепить!
Учебник с. 112, 115 – учить правило, упр.209