Джемела М.А.
2023г.
1. Э. В. Якубовская, Н.В.Павлова, Русский язык 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида , М.: Просвещение, 2011г.
2. А.К.Аксенова, Э.В.Якубовская. Русский язык 3 класс . Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида , М.: Просвещение, 2011г.
Данный материал будет полезен для учителей специальных (коррекционных) классов, ведущих работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Урок разработан для учащихся 2,3 специального (коррекционного) класса VIII вида 10-11 лет.
- развивать аналитико-синтетические связи, посредством выполнения заданий «Составьте рассказ» «Составь схему» «Исправь ошибки», «Наведи порядок», «Добавь нужные слова» и др.;
- закреплять навык правильной посадки за рабочим столом, посредством постоянного обращения к плакату «Сижу правильно» в ходе урока;
-развивать мелкую моторику, посредством выполнения задания «Штриховка», катания карандаша в руках;
-закреплять навыки правильного питания через беседу.
Мяч, картинки – руки, карандаши, письмо – приложение №1, раздаточный материал – приложение № 2, серия сюжетных картинок – приложение № 3, карточки для зрительной гимнастики – приложение № 4, презентация-физкультминутка – приложение № 5, карточки из д/п «Птицы».
Этап мероприятия | Краткое содержание этапа | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся 2 класс | Деятельность обучающихся 3 класс | Формы организации деятельности, методы и приемы работы | Время, мин. |
1. Организационный | Настрой на урок Проверка готовности рабочего места. | Приветствие учителя. Мы начинаем урок письма. Я желаю вам успеха на уроке! Работать с хорошим настроем! Начнём с отгадывания загадок и тот, кому я брошу мяч, должен дать ответ и бросить мяч мне обратно. Встаньте в круг. - Какое сейчас время года? - Какой сейчас месяц? - Какой день недели? - Какое сегодня число? - Какой урок? На уроке потребуется тетрадь,ручка,карандаш,учебник. Работать будем по плану (на доске картинный план) | Повторяют фразы за учителем. Проверяют рабочие места. Весна Апрель Пятница 14 Урок письма | | 1-2 |
2. Пальчиковая гимнастика/минутка чистописания | Знак на доске Гимнастика для рук: катаем в руках карандаш под стихотворение: | Карандаш в руках катаю Пальчики я разминаю Раз,два,три,четыре,пять Я готов теперь писать! | Выполняют вместе с учителем. | Фронтально-по подражанию | 1 |
«Штриховка» знак на доске | Выберите те линии, которыми будете штриховать фигуры в тетради. Почему выбрали наклонные линии? | Штрихует фигуру в тетради. | Штрихует фигуру в тетради. | индивидуальная работа учащегося в тетради | 1-2 |
Посмотрите на свои фигуры? Сравните с образцом. Вы правильно их заштриховали? Аккуратно? Оцените себя Если у вас правильно и аккуратно, поставьте плюс рядом с фигурой. | самооценка | |
Чистописание | Наши пальчики готовы Посмотрите в тетради, какие слоги будем писать сегодня. Пропишите их в воздухе, на ладошке другой стороной ручки, а затем в тетради. А сейчас выберите тот слог в каждой строке, который больше всего похож на образец. Подчеркните его карандашом. | Прописывает сочетание: ни, на | Прописывает сочетание: ни, шу, вув. | индивидуальная работа учащегося в тетради самооценка | 1 |
3. Актуализация знаний | Объявление темы урока. | (На доске запись.) Тема: ЛО Е ПРЕД НИ ЖЕ Составьте слово из букв. Тема нашего урока - предложение Из чего состоит предложение? Цель нашего урока: На доске: в, светит, солнышко, окно Это предложения? Почему? Сколько здесь слов? Составьте предложение из данных слов. Как мы оформляем предложения? Запишите предложение. | Составляют слово-предложение. Предложения состоят из слов Таня - будет составлять предложения и схемы к ним. | Даша, будет наводить порядок в предложениях. | Нет, это просто слова. Нет связи слов между собой ,нет порядка. Составляют предложение. Большая буква в начале, на конце точка Записывают в тетрадь. | фронтально Словесный метод Практические метод: работа с предложением Индивидуальная работа в тетради | 8 |
| Посмотрите на плакат над доской. Сравните, как сидите вы, и как сидит мальчик на плакате. Постарайтесь сидеть также, как мальчик, то есть правильно. | | |
| | Таня, подчеркни большую букву в начале, и точку в конце. Посмотри на схему на доске. Она верная? Давай вспомним: в схеме, мы указываем столько же слов, сколько и в предложении, указываем большую букву в начале и точку в конце. Выйди к доске, исправь ошибки в моей схеме. Начерти в тетрадь правильную схему. Поднимите руку, кто выполнил без ошибок. | Даша, составь 2 предложения: дополнив начало своими словами: Девочка __ идёт Запиши предложения. | Словесный метод Практические метод: работа с предложением Индивидуальная работа в тетради | 5-6 |
| И у нас за окном светит солнышко. Только ещё много снега. Нам нужна настоящая весна, с теплым солнышком, с пением птиц. Сегодня мы с вами будем приближать весну, по выполнению заданий урока, на доске будут появляться вестники весны. Вспомните слово «вестники» с прошлого урока, о ком мы так говорили? (о первых птицах весны). От какого слова оно произошло? (весть). | | |
| На доску вывешивается изображение птицы. | | |
| Посмотрите на плакат над доской. Сравните, как сидите вы, и как сидит мальчик на плакате. Постарайтесь сидеть также, как мальчик, то есть правильно. | | |
Этап отработки упражнений по теме урока | Работа с раздаточным материалом. | | Таня, дополни предложения нужными словами. Запиши второе предложение. Выложи схему. | Катает, на, ребят, собака, санках. Даша, посмотри на картинки. Наведи порядок в предложении. Запиши. | Индивидуальная работа | 3-4 |
| Проверьте, сравните с образцом. Кто выполнил без ошибок? Поднимите руку. | самоконтроль | |
| На доску вывешивается изображение птицы. | | |
физкультминутка | 1.Выполнение движений по презентации «Весна». 2. Гимнастика для глаз: | следим глазками по контурам фигур, головой не двигаем (учитель меняет фигуры) | Повторяют движения героев в презентации под музыку. Зрительно обводят фигуры по контуру – по три раза. | | 2-3 |
Этап отработки упражнений по теме урока | Работа в паре | Вспомните правила работы в паре (вдвоем, дружно и договорившись) Задание: Расположите картинки в нужном порядке. Составьте к каждой картинке по предложению. У вас получится рассказ. Запишите первое предложение. | Располагают по порядку картинки. Составляют рассказ. Записывают предложение. | | 2-3 |
| | | Таня, составь схему предложения на парте. | Даша, покажи, правильное оформление предложения (нужно подчеркнуть большую букву в начале и точку в конце). | Самостоятель-ная работа | 2-3 |
| Посмотрите на свои работы. Сравните с образцом. Поднимите руку, кто выполнил без ошибок. | самоконтроль | |
| На доску вывешивается изображение птицы. | | |
| | Скажите, а можно ли есть грибы сырыми? А что будет, если мы попробуем их сырыми? А что с грибами нужно сделать, чтобы их можно было есть? А можно ли пинать, топтать несъедобные грибы? Кому они могут пригодиться? | Сырыми есть грибы нельзя. Мы можем отравиться. Грибы нужно сварить, поджарить и др. Нет, они могут пригодиться обитателям леса – ежам, птицам, белкам. | Беседа | |
| Посмотрите на плакат над доской. Сравните, как сидите вы, и как сидит мальчик на плакате. Постарайтесь сидеть также, как мальчик, то есть правильно. | | |
Работа с учебником | | | Стр 146 упр.1 Списывает предложение. Выкладывает схему. Чертит схему в тетрадь. | Стр. 198 упр 2 Выбрать предложения. Записать. Подчеркнуть большую букву в начале и точку в конце. | Практический метод: работа с учебником | 2-3 |
| Поднимите руку, кто выполнил без ошибок. | самоконтроль | |
Этап самостоятельной работы | Работа с раздаточным материалом | Знак на доске время самостоятельной работы | Допиши слова в схемы так, чтобы получилось предложение. | на,весна,дворе. птицы,прилетают,первые. папой, скворечник,сделал, с, Алёша. | Наведи порядок в предложениях. Карандашом – расставь цифры над словами. | Индивидуальная работа | 2-3 |
| Сравните с образцом. Поднимите руку, кто выполнил без ошибок. | | |
| На доску вывешивается изображение птицы. Вот мы и приблизили с вами весну. А птицы прилетают с песнями. Послушайте их пение. Каких птиц вы услышали? | | |
| Посмотрите на плакат над доской. Сравните, как сидите вы, и как сидит мальчик на плакате. Постарайтесь сидеть также, как мальчик, то есть правильно. | | |
Разбор д/з | | | Стр 146 упр 2 | Стр. 198 упр 1,3. | фронтально | 1-2 |
Подведение итогов урока. | | Какая тема урока у нас была? В чем упражнялись? | Упражнялась в составлении схем к предложениям | Наводила порядок в предложениях, составляла предложения. | фронтально | 1 |
Рефлексия | Оценка своей деятельности на уроке | Дополните предложение: На уроке мы говорили о У меня получилось Сложным было Вспомните, как вы работали на уроке. Поставьте себя на лесенку успеха, справедливо оцените свою работу на уроке. | Выбирают и дополняют по предложению. Располагают кружки на лесенке на доске. | самооценка | 2-3 |