СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока "Правописание букв е и и в безударных линых оконаниях глаголов I и II спряжения"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе»

Урок русского языка в 4 -а классе

Учитель: Пляскина Л.П.

Дата проведения: 14.04.2021г.

УМК: Школа России.

Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» 4 класс/ М., Просвещение, 2020г.

Тема урока: «Правописание букв е и и в безударных личных окончаниях глаголов I и II спряжения».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с правилами правописания окончаний глаголов в настоящем и будущем времени в безударной позиции.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с правилами правописания окончаний глаголов в безударной позиции; обобщить полученные ранее знания учащихся и на их основе составить алгоритм правописания безударных окончаний глаголов двух спряжений; продолжать формировать умения, пользуясь полученным алгоритмом, вставлять нужные окончания, аргументировать при этом свой выбор.

Развивающие: развивать познавательные УУД анализа, сравнения, классификации объектов по выделенным признакам, самостоятельное выделение цели, построение логической цепи рассуждений; развивать коммуникативные УУД – формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, формирования умения слушать и вступать в диалог; развивать регулятивные УУД – постановка учебной задачи, оценивание качества и уровня усвоения материала.

Воспитательные: поддерживать интерес к русскому языку.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, разноуровневые карточки (разного цвета), сигнальные карточки на каждого обучающегося (карточки спряжений).


Исходный уровень знаний и умений учащихся для изучения данной темы:

  1. дети знакомы с глаголом как частью речи;

  2. могут поставить вопрос к глаголу и выделить окончание, определить, будет окончание ударным или безударным;

  3. могут определить время, лицо и число глагола;

  4. могут поставить глагол в неопределенную форму;

  5. знают, что такое спряжение глагола, могут проспрягать глагол;

  6. умеют определить спряжение глагола и знают глаголы-исключения.

Целевое назначение: применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач

(заданий).

Результативность обучения: правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и

правил при решении учебных задач

Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый, проблемный.

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.


Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационно-мотивационный

Приветствует учащихся, просит проверить готовность к уроку.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Повернитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей.

Друг на друга посмотрите

И улыбки подарите.

А теперь тихонько сели,

На экран все посмотрели.

Проверяют готовность к уроку.





Приветствуют гостей.

Формирование коммуникативных УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем

и сверстниками).

2. Актуализация знаний:

а) проверка домашнего задания;

Предлагает учащимся проверить домашнее задание.

(Слайд 1)

Читают предложения (упр.198), называют окончания глаголов

в форме 2 -го лица единственного числа будущего времени.

Называют выделенные окончания

и спряжение глаголов.

Формирование коммуникативных УУД (формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, формирования умения слушать и вступать в диалог).

б) индивидуальная работа с сигнальными карточками;

в) алгоритм определения спряжения глаголов;

г) стихотворение

о глаголах-исключениях


(Слайд 2)

Предлагает учащимся прочитать слова на доске.

Читает, молчишь, летит, доказывает, дышит, живёшь, гонит, чинит, стелет, говорит.

Спрашивает, что общего у этих слов?

Спрашивает, на какие две группы можно разделить эти глаголы?


Просит учащихся вспомнить, алгоритм определения спряжения глаголов

и назвать глаголы-исключения.


Ко второму же спряженью

Отнесём мы без сомненья

Все глаголы, что на -ить,

Исключая: брить, стелить,

А ещё смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, дышать, держать, терпеть,

И зависеть, и вертеть.

Вы запомните, друзья,

Их на спрягать нельзя!

Читают слова.

Определяют, что все эти слова – глаголы в форме настоящего времени.

Одни из них 1 спряжения,

другие 2 спряжения.

Вспоминают алгоритм определения спряжения глаголов.



Формирование познавательных УУД анализа, синтеза, классификации.

Формирование коммуникативных УУД (формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, формирования умения слушать и вступать в диалог).

3. Мотивация познавательной деятельности

(Слайд 3)

Предлагает составить продолжение фразы: Если не научиться определять спряжение глагола, то…

Продолжают фразу. Обосновывают значимость изучения темы.


4. Организация познавательной деятельности:

а) самоопределение

к деятельности

(Слайд 4)

Просит учащихся прочитать запись

на доске.

Звен… весёлые ручейки. Уже цвет… подснежник-хохлатка. Берёза распуска… свои клейкие листочки.

Задает учащимся вопросы:

Является ли данная запись текстом? Почему?

Определите тему текста?

Какие изобразительно-выразительные средства встретились в данном тексте?

Спрашивает учащихся, что общего у слов с пропущенными окончаниями. Просит вставить пропущенные окончания и объяснить, почему они вставили именно их.

Спрашивает, какое слово вызвало затруднение и почему.

Просит учащихся сформулировать задачи урока.


Читают записи. Объясняют, что данное высказывание будет являться текстом, т. к. состоит из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически и объединенных общей темой. Тема текста – весна.

Находят в тексте изобразительно-выразительные средства.

Отмечают, что все слова с пропущенными буквами – глаголы, и в каждом слове буквы пропущены в окончаниях.

Вставляют пропущенные буквы, объясняют, что в словах звенят и цветёт окончания ударные, поэтому вставка пропущенных букв не вызвала затруднений, в слове распускает окончание безударное, кто-то из учащихся считает, что нужно вставить букву и, другие, что нужно вставить букву е.

Формулируют учебную задачу: научиться определять, какие буквы (е или и) пишутся

в безударных личных окончаниях глаголов.

Формирование коммуникативных УУД

(формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, формирования умения слушать и вступать в диалог).

Формирование регулятивных УУД (постановка учебной задачи).

Формирование познавательных УУД (построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез).

5. Анализ таблицы «Правописание личных безударных окончаний глаголов настоящего

и будущего времени»


Для того чтобы правильно написать окончание глагола распуска…т предлагает учащимся обратиться

к таблице в учебнике «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени».

Помогает учащимся проанализировать таблицу.

Спрашивает:

Сколько столбцов и строк в таблице?

Какие признаки глаголов указаны

в таблице?

Какое окончание мы напишем у глагола 1 л., ед. ч., 1 спр.?

3 л. мн. ч. 2 спр.? и т. д.

Спрашивает у учащихся, какие признаки глагола распускает они должны знать, чтобы определить

по данной таблице его окончание.

(Слайды 5-12)

Рассматривают таблицу «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени».

Отвечают на вопросы учителя.

Отмечают, что в таблице указаны следующие признаки глагола: число, лицо, спряжение.

Говорят, что, для того, чтобы узнать, какое окончание нужно написать

в глаголе распускает, нужно определить его число, лицо, спряжение.

Определяют, что это глагол настоящего времени в форме 3 лица, единственного числа, 1 спряжения. По таблице узнают, что у глаголов

1 спр. в форме 3 л., ед. ч. пишется окончание -ет.

Формирование познавательных УУД
(анализ, классификация).

Формирование коммуникативных УУД (формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации).

6. Составление алгоритма определения безударного личного окончания

у глаголов настоящего

и будущего времени

Предлагает ответить на вопрос:

Что такое безударное личное окончание глагола?

Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола?

Предлагает в парах обсудить

и составить алгоритм определения безударного личного окончания глаголов настоящего и будущего времени по сведениям о языке,

на стр. 98.

(Слайд 13)



Говорят, что это орфограмма.



Обсуждают получившийся алгоритм, при необходимости вносят коррективы.

Алгоритм фиксируются на доске.

В результате алгоритм должен получиться следующим.

Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно:

  1. Определить время, лицо

и число глагола.

  1. Поставить этот глагол

в неопределенную форму.

  1. Определить спряжение

глагола (для этого посмотреть,

на что оканчивается неопределенная форма глагола).

Проверить, не относится ли глагол

к глаголам-исключениям.

  1. Вспомнить окончание

глагола этого спряжения

в нужном лице и числе и написать окончание.

Формирование коммуникативных УУД

(формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, формирования умения слушать и вступать в диалог, умение работать в группе).

Формирование познавательных УУД (анализ, построение логической цепи рассуждений)

Формирование регулятивных

УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу,

планировать свою деятельность, обобщать, делать выводы)


Физкультминутка

Предлагает учащимся немного отдохнуть и провести физкультминутку.

Группа заранее подготовленных учеников показывает упражнения под музыку, класс повторяет

за ними.

Формирование регулятивных УУД (саморегуляция).

7. Применение полученных знаний на практике

Предлагает учащимся в парах выполнить упражнение 200, на стр. 98. Записать глаголы, определить личное окончание глагола, пользуясь составленным алгоритмом.


Организует фронтальную проверку.

(Слайды 14-23)


Учащиеся работают в тетрадях.






С места по цепочке объясняют написание личных окончаний глаголов.



Формирование познавательных УУД (классификации объектов

по выделенным признакам, анализ, построение логической цепи рассуждений).

Формирование коммуникативных УУД (формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, формирования умения слушать и вступать в диалог).

8. Закрепление изученного материала:

а) самостоятельное выполнение заданий

по группам;

б) самостоятельная работа по карточкам (дифференцированные задания)

Предлагает по вариантам выполнить упр. 201, на стр. 99.

Предлагает обменяться тетрадями

и проверить в парах.

(Слайд 24)


Предлагает учащимся самостоятельно выполнить задание, разделив их на группы:

1 группа:

упражнение 202, на с. 99, записать

по три глагола в каждую группу:

а) глаголы с ударными личными окончаниями;

2 группа:

б) глаголы 1 спряжения

с безударными личными окончаниями;

3 группа:

в) глаголы 2 спряжения

с безударными личными окончаниями;

и вставить пропущенные буквы в личных окончаниях глаголов.

(Слайд 25)


Предлагает учащимся самостоятельную работу по карточкам разного цвета (дифференцированные задания).

Самостоятельно выполняют упражнение по вариантам:

вариант 1 – первый столбик;

вариант 2 – второй.

Взаимопроверка в парах.



Учащиеся проверяют правильность выполнения задания.

Обсуждают и разбирают допущенные ошибки.

Корректируют результат работы.

Вместе с учителем находят ошибки, анализируют и корректируют.











Самостоятельно выполняют работу.

Формирование регулятивных УУД (самоконтроль, самооценка, коррекция).

Формирование познавательных УУД (анализ, классификация).

Формирование коммуникативных УУД (умение слушать и вступать

в диалог, строить речевое высказывание).


9. Домашнее задание

(Слайд 26)

Записывает на доске домашнее задание:

стр. 99, упр. 203.

Просит учащихся прочитать задание, спрашивает, какие вопросы по заданию у них возникли.

Отвечает на вопросы учащихся.

Записывают домашнее задание

в дневники, читают задание

в учебники, задают уточняющие вопросы учителю.

Формирование регулятивных УУД.

Формирование коммуникативных УУД.

10. Подведение итогов урока. Рефлексия

Просит учащихся вспомнить, какую учебную задачу класс поставил перед собой в начале урока. Спрашивает, удалось ли решить поставленную задачу.

Просит ответить на вопрос: где могут пригодиться полученные знания по теме «Правописание букв е и и в безударных личных окончаниях глаголов?»


Просит учащихся на полях тетради, пользуясь оценочной линейкой оценить, насколько хорошо они усвоили материал урока.

Вспоминают учебную задачу: научиться писать буквы е и и

в личных безударных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени.






Оценивают себя.

Формирование регулятивных УУД при самооценке качества и уровня усвоения новых знаний.