(заданий).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Организационно-мотивационный | Приветствует учащихся, просит проверить готовность к уроку. Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Повернитесь поскорей, Поприветствуйте гостей. Друг на друга посмотрите И улыбки подарите. А теперь тихонько сели, На экран все посмотрели. | Проверяют готовность к уроку. Приветствуют гостей. | Формирование коммуникативных УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками). |
2. Актуализация знаний: а) проверка домашнего задания; | Предлагает учащимся проверить домашнее задание. (Слайд 1) | Читают предложения (упр.198), называют окончания глаголов в форме 2 -го лица единственного числа будущего времени. Называют выделенные окончания и спряжение глаголов. | Формирование коммуникативных УУД (формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, формирования умения слушать и вступать в диалог). |
б) индивидуальная работа с сигнальными карточками; в) алгоритм определения спряжения глаголов; г) стихотворение о глаголах-исключениях | (Слайд 2) Предлагает учащимся прочитать слова на доске. Читает, молчишь, летит, доказывает, дышит, живёшь, гонит, чинит, стелет, говорит. Спрашивает, что общего у этих слов? Спрашивает, на какие две группы можно разделить эти глаголы? Просит учащихся вспомнить, алгоритм определения спряжения глаголов и назвать глаголы-исключения. Ко второму же спряженью Отнесём мы без сомненья Все глаголы, что на -ить, Исключая: брить, стелить, А ещё смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, дышать, держать, терпеть, И зависеть, и вертеть. Вы запомните, друзья, Их на -е спрягать нельзя! | Читают слова. Определяют, что все эти слова – глаголы в форме настоящего времени. Одни из них 1 спряжения, другие 2 спряжения. Вспоминают алгоритм определения спряжения глаголов. | Формирование познавательных УУД анализа, синтеза, классификации. Формирование коммуникативных УУД (формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, формирования умения слушать и вступать в диалог). |
3. Мотивация познавательной деятельности | (Слайд 3) Предлагает составить продолжение фразы: Если не научиться определять спряжение глагола, то… | Продолжают фразу. Обосновывают значимость изучения темы. | |
4. Организация познавательной деятельности: а) самоопределение к деятельности | (Слайд 4) Просит учащихся прочитать запись на доске. Звен… весёлые ручейки. Уже цвет… подснежник-хохлатка. Берёза распуска… свои клейкие листочки. Задает учащимся вопросы: Является ли данная запись текстом? Почему? Определите тему текста? Какие изобразительно-выразительные средства встретились в данном тексте? Спрашивает учащихся, что общего у слов с пропущенными окончаниями. Просит вставить пропущенные окончания и объяснить, почему они вставили именно их. Спрашивает, какое слово вызвало затруднение и почему. Просит учащихся сформулировать задачи урока. | Читают записи. Объясняют, что данное высказывание будет являться текстом, т. к. состоит из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически и объединенных общей темой. Тема текста – весна. Находят в тексте изобразительно-выразительные средства. Отмечают, что все слова с пропущенными буквами – глаголы, и в каждом слове буквы пропущены в окончаниях. Вставляют пропущенные буквы, объясняют, что в словах звенят и цветёт окончания ударные, поэтому вставка пропущенных букв не вызвала затруднений, в слове распускает окончание безударное, кто-то из учащихся считает, что нужно вставить букву и, другие, что нужно вставить букву е. Формулируют учебную задачу: научиться определять, какие буквы (е или и) пишутся в безударных личных окончаниях глаголов. | Формирование коммуникативных УУД (формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, формирования умения слушать и вступать в диалог). Формирование регулятивных УУД (постановка учебной задачи). Формирование познавательных УУД (построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез). |
5. Анализ таблицы «Правописание личных безударных окончаний глаголов настоящего и будущего времени» | Для того чтобы правильно написать окончание глагола распуска…т предлагает учащимся обратиться к таблице в учебнике «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени». Помогает учащимся проанализировать таблицу. Спрашивает: Сколько столбцов и строк в таблице? Какие признаки глаголов указаны в таблице? Какое окончание мы напишем у глагола 1 л., ед. ч., 1 спр.? 3 л. мн. ч. 2 спр.? и т. д. Спрашивает у учащихся, какие признаки глагола распускает они должны знать, чтобы определить по данной таблице его окончание. (Слайды 5-12) | Рассматривают таблицу «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени». Отвечают на вопросы учителя. Отмечают, что в таблице указаны следующие признаки глагола: число, лицо, спряжение. Говорят, что, для того, чтобы узнать, какое окончание нужно написать в глаголе распускает, нужно определить его число, лицо, спряжение. Определяют, что это глагол настоящего времени в форме 3 лица, единственного числа, 1 спряжения. По таблице узнают, что у глаголов 1 спр. в форме 3 л., ед. ч. пишется окончание -ет. | Формирование познавательных УУД (анализ, классификация). Формирование коммуникативных УУД (формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации). |
6. Составление алгоритма определения безударного личного окончания у глаголов настоящего и будущего времени | Предлагает ответить на вопрос: Что такое безударное личное окончание глагола? Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? Предлагает в парах обсудить и составить алгоритм определения безударного личного окончания глаголов настоящего и будущего времени по сведениям о языке, на стр. 98. (Слайд 13) | Говорят, что это орфограмма. Обсуждают получившийся алгоритм, при необходимости вносят коррективы. Алгоритм фиксируются на доске. В результате алгоритм должен получиться следующим. Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно: Определить время, лицо и число глагола. Поставить этот глагол в неопределенную форму. Определить спряжение глагола (для этого посмотреть, на что оканчивается неопределенная форма глагола). Проверить, не относится ли глагол к глаголам-исключениям. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе и написать окончание. | Формирование коммуникативных УУД (формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, формирования умения слушать и вступать в диалог, умение работать в группе). Формирование познавательных УУД (анализ, построение логической цепи рассуждений) Формирование регулятивных УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свою деятельность, обобщать, делать выводы) |
Физкультминутка | Предлагает учащимся немного отдохнуть и провести физкультминутку. | Группа заранее подготовленных учеников показывает упражнения под музыку, класс повторяет за ними. | Формирование регулятивных УУД (саморегуляция). |
7. Применение полученных знаний на практике | Предлагает учащимся в парах выполнить упражнение 200, на стр. 98. Записать глаголы, определить личное окончание глагола, пользуясь составленным алгоритмом. Организует фронтальную проверку. (Слайды 14-23) | Учащиеся работают в тетрадях. С места по цепочке объясняют написание личных окончаний глаголов. | Формирование познавательных УУД (классификации объектов по выделенным признакам, анализ, построение логической цепи рассуждений). Формирование коммуникативных УУД (формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, формирования умения слушать и вступать в диалог). |
8. Закрепление изученного материала: а) самостоятельное выполнение заданий по группам; б) самостоятельная работа по карточкам (дифференцированные задания) | Предлагает по вариантам выполнить упр. 201, на стр. 99. Предлагает обменяться тетрадями и проверить в парах. (Слайд 24) Предлагает учащимся самостоятельно выполнить задание, разделив их на группы: 1 группа: упражнение 202, на с. 99, записать по три глагола в каждую группу: а) глаголы с ударными личными окончаниями; 2 группа: б) глаголы 1 спряжения с безударными личными окончаниями; 3 группа: в) глаголы 2 спряжения с безударными личными окончаниями; и вставить пропущенные буквы в личных окончаниях глаголов. (Слайд 25) Предлагает учащимся самостоятельную работу по карточкам разного цвета (дифференцированные задания). | Самостоятельно выполняют упражнение по вариантам: вариант 1 – первый столбик; вариант 2 – второй. Взаимопроверка в парах. Учащиеся проверяют правильность выполнения задания. Обсуждают и разбирают допущенные ошибки. Корректируют результат работы. Вместе с учителем находят ошибки, анализируют и корректируют. Самостоятельно выполняют работу. | Формирование регулятивных УУД (самоконтроль, самооценка, коррекция). Формирование познавательных УУД (анализ, классификация). Формирование коммуникативных УУД (умение слушать и вступать в диалог, строить речевое высказывание). |
9. Домашнее задание | (Слайд 26) Записывает на доске домашнее задание: стр. 99, упр. 203. Просит учащихся прочитать задание, спрашивает, какие вопросы по заданию у них возникли. Отвечает на вопросы учащихся. | Записывают домашнее задание в дневники, читают задание в учебники, задают уточняющие вопросы учителю. | Формирование регулятивных УУД. Формирование коммуникативных УУД. |
10. Подведение итогов урока. Рефлексия | Просит учащихся вспомнить, какую учебную задачу класс поставил перед собой в начале урока. Спрашивает, удалось ли решить поставленную задачу. Просит ответить на вопрос: где могут пригодиться полученные знания по теме «Правописание букв е и и в безударных личных окончаниях глаголов?» Просит учащихся на полях тетради, пользуясь оценочной линейкой оценить, насколько хорошо они усвоили материал урока. | Вспоминают учебную задачу: научиться писать буквы е и и в личных безударных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени. Оценивают себя. | Формирование регулятивных УУД при самооценке качества и уровня усвоения новых знаний. |