- создать условия для осознания детьми необходимости умения составлять объявления;
- учить определять значимые части объявления, на основе этих знаний учить составлять свои тексты объявлений;
- представление об объявлении, требованиях к составлению объявления, части объявления, тематика объявлений, роль объявлений в жизни людей;
- проверка правильности своей письменной речи, исправление допущенных орфографических и пунктуационных ошибок; корректировка написанного;
- выбирать способы достижения этой цели (проведение наблюдений для анализа информационного и наглядного материала об объявлении) в соответствии с планом;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;
- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности;
- развитие этических чувств - стыда, совести - как регуляторов морального поведения.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I.Организационно-мотивационный этап. | - Доброе утро! Рада вас всех видеть! - Что ждёте от урока? - Желаю успехов! | Приветствуют учителя, высказывают свои мысли и пожелания. | Положительная мотивация к обучению. |
II. Актуализация первичного опыта детей, осуществляемая на этапе введения новой учебной информации. | - Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие по стране русского языка, чтобы не сбиться в пути нам надо определить маршрут. Поэтому каждому из вас я раздаю маршрутный лист, в который вы будете набирать баллы для успешного путешествия. Того кто наберёт больше всех баллов ждут сюрпризы. Первое задание будем выполнять в парах максимальный балл за задание – 6 баллов Найти правильные ответы на вопросы. 1.Сообщение в виде маленького письма (записка) 2.Текст - совет с указанием действий и порядка их выполнения (инструкция) 3.Приветствие, написанное по приятному, радостному событию (поздравление) С Днём рождения! Желаю здоровья, успехов, удачи. 4.Короткое сообщение, которое отправляют по телеграфу (телеграмма) Выезжаю 5 мая. Встречайте! 5.Текст-совет, как приготовить какое-то блюдо (рецепт) 6. Текст, написанный для общения с кем-то из близких, кого нет рядом. (письмо) - Все эти слова - это жанры речи. - Сейчас послушайте отрывок из песни и скажите можно ли просьбу мальчика отнести к какому-нибудь жанру речи? Прослушивание песни. - К какому? - Что висит на заборе? (Листок) - Что написано на листке? (Пропала собака) - Как по-другому можно назвать текст записанный на листочке? (Объявление) Ребята, подумайте над вопросом: чему мы будем учиться сегодня на уроке? (писать объявления) Какова же тема нашего урока? Итак, тема урока «Пишем объявления» Запишите тему. Отметьте орфограммы. | Слушают рассказ учителя. Ответы детей. (Дети взяли чужой чемодан.) - спрашивали бы прохожих, подали в розыск, написали бы объявление и т.д. Работают в группах – составляют объявления. Представители групп знакомят со своими объявлениями. Выбирают наиболее удачный вариант, доказывают свою точку зрения. | Выдвигать гипотезы и их обосновывать. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Умение работать в группе. Участвовать в совместной деятельности. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. Учитывать другие мнения. Доказывать, аргументировать свою точку зрения. |
III. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | - Предлагаю вам поработать с таблицей «Знаю, хочу узнать, узнал». - Какие вопросы вызвали затруднения, сомнения, что бы вы хотели узнать? - Для того, чтобы грамотно составить объявление, что мы должны выяснить, знать, уметь. Давайте составим план работы. План 1. Что такое объявление. 2. О чем говорит объявление. 3. Структура объявления. 4. Пишем объявления. Давайте поставим задачи нашего сегодняшнего урока по предложенному плану. - А пригодиться ли нам эта тема в жизни? Что такое объявление? Ребята, а что такое объявление, как вы думаете? Если что-то не знаешь, куда нужно обратиться? В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова написано: Объявление - это официальное извещение о чём-нибудь. Дать в газету, на доску объявлений, передать по радио. Правило в учебнике, слайд. | Определяют тему урока и учебную задачу. - Объявления. Как писать объявления. Пишем объявления и т.д. - Работают с таблицей, определяют, что знают и умеют по этой теме на данном этапе. Самооценка. - Узнать, что такое объявление. - Узнать какие бывают объявления, темы объявлений. - Узнать из каких частей состоит объявление. - Научиться писать | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
IV. Первичное закрепление. | 4) Откройте учебники стр.79, прочитайте об особенностях этого жанра речи. На какие вопросы отвечает текст объявления? Что случилось? Где? Когда? Снова обратимся к учебнику. Ещё раз прочитайте и скажите, какими должны быть сведения в объявлении? (точными, но краткими) Какие лишние сведения указаны в объявлении из песни? Чем можно дополнить объявление? (просьбой, предложением). - Хотите услышать продолжение этой истории? (Упр. 160) - Как называются «записки», которые решили развесить ребята? - Всё ли удачно в содержании этих записок? Почему они не смогли найти хозяина чемодана? Чего не хватило? Коллективная работа. Составление объявлений. Упр 162, 163. Работа в тетради. | Слушают продолжение истории. Отвечают на вопросы. Анализируют содержание «записки» | Уметь проводить сравнение по заданным критериям Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
V.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - Предлагаю поработать вам самостоятельно в группе. Просмотрите тексты (Приложение № 2). Какое задание можно предложить по ним? (Внимательно прочитав тексты, разделить их на две группы. Первая группа – тексты-объявления, вторая группа – тексты, которые нельзя считать объявлениями). - Итак, готовы? Назовите номера текстов-объявлений (2, 3, 4, 5, 7) НЕ объявлений (1, 6). Докажите свое мнение. Начнем с текста №1 - рецепт - К какому жанру отнесёте этот текст? Текст № 2 - объявление Текст № 3 - Ребята, а вы знаете, кто автор этого объявления? Какие ошибки он допустил? Назовите проверочные слова. (Молодость, молоденький) - Слово крокодил. Как узнать о написании? Работа со словарем. Хорошо. У нас есть еще объявления? Текст № 4 - объявление -Можно по этому объявлению найти собаку? Почему? - В нём указано: кто потерялся? Когда? - Имеются приметы собаки? - Куда необходимо обратиться, если собака найдена? - У кого возникли трудности при выполнении задания? Текст № 5 - объявление - Что вы можете сказать? - Что у вас вызвало сомнения? - Но все же, можно предположить, что это объявление? (да) - Какую информацию из текста вы бы выбрали, чтобы составить настоящее объявление с просьбой о помощи? (Надо указать конкретную просьбу, рассказать, как выглядела перчатка, где потеряна, написать телефон, по которому можно позвонить.) Текст № 6 -К какому жанру отнесёте этот текст? (инструкция) Текст № 7 - Что можно сказать про это объявление? - Ребята, а как вы считаете, какое из объявлений самое четкое, правильное, удовлетворяющее всем требованиям? («Все, кто хочет заниматься футболом…») - Докажите. (Здесь все указано: куда надо обратиться, что взять с собой, кто будет встречать.) Правильный ответ – 7 баллов | Работают в паре. Анализируют тексты. Делят тексты на 2 группы: объявления и не объявления. Рассуждают, доказывают свой выбор. | Доказывать, аргументировать свою точку зрения. Анализировать и характеризовать языковой материал. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. Учитывать другие мнения. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
VI. Включение в систему знаний и повторение. | - Корректировка объявлений. Проанализируйте тексты объявлений. Какое из них полное и точное? В каких допущены ошибки? Какие? Помогите найти! 30 сентября около здания РЦД потерялась собака. Небольшая, беленькая, стриженая, шерсть как у барашка, уши висят. Я её очень люблю. Она милая, добрая, ласковая. Просьба к тем, кто видел или подобрал нашу собаку, позвонить по телефону: 2-30-90. -Можно по этому объявлению найти собаку? Почему? -В нём указано: Кто потерялся? Когда? - Имеются приметы собаки? - Куда необходимо обратиться, если собака найдена? Найдена собака Породы французский бульдог, чёрной масти, короткошёрстный. Очень тоскует по хозяину. Обращаться по адресу: ул. Берёзовая, дом 27, кв. 19. - Можно это объявление назвать полным? А что необходимо добавить ещё? - Правильно. Где и когда была найдена собака? Восстановите объявление. Подарю, черного, с, хвостом, пушистым, красивого, длинными, котенка, усами, зелеными, глазами мисочку, Дам, корм, и Петровна, Марфа т. 87-345-45 Самопроверка – 5 баллов | Запись в тетрадь. Зачитывают откорректированные объявления. Слушают, вступают в диалог, задают вопросы. | Умение работать в группе. Участвовать в совместной деятельности. Доказывать, аргументировать свою точку зрения. Проверка правильности своей письменной речи, исправление допущенных орфографических и пунктуационных ошибок; корректировка написанного. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок |
VII. Рефлексия учебной деятельности. | - Ребята, давайте вернемся к нашей таблице «Знаю, хочу узнать, узнал» и отметим, что мы узнали на уроке. Как вы думаете, сейчас в ней окажется большее количество знаний, чем перед изучением темы? - Какими знаниями она пополнилась? -Что нового, интересного, полезного вы узнали на уроке? - Кому бы вам хотелось сказать спасибо за работу на уроке? Посчитаем количество баллов, а сюрпризом будет высокая оценка за урок. | Участвуют в обсуждении. Рефлексия. Самооценка. Взаимооценка. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности). Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. |
VIII. Домашнее задание (на выбор) | 1) Упр 164 стр 80 2) Составить объявление на любую тему, которая вам больше всего нравится, и записать его в тетрадь. 3) Составить памятку «Как правильно написать объявление» | Выбирают и записывают домашнее задание. | Самореализация личности Положительное отношение к процессу познания |