СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе по теме "Пишем объявления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для знакомства с особенностями текста-объявления.

Задачи урока:

-  создать условия для осознания детьми необходимости умения составлять объявления;

- учить определять значимые части объявления, на основе этих знаний учить составлять свои тексты объявлений;

Планируемые результаты

Предметные:

- представление об объявлении, требованиях к составлению объявления, части объявления, тематика объявлений, роль объявлений в жизни людей;

- редактирование чужих объявлений;

- составлений собственных объявлений;

- проверка правильности своей письменной речи, исправление допущенных орфографических и пунктуационных ошибок; корректировка  написанного;

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе по теме "Пишем объявления"»

Урок русского языка в 4 классе . Дата ____________________________

Тема урока: «Пишем объявления»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: создание условий для знакомства с особенностями текста-объявления.

Задачи урока:

- создать условия для осознания детьми необходимости умения составлять объявления;

- учить определять значимые части объявления, на основе этих знаний учить составлять свои тексты объявлений;

Планируемые результаты

Предметные:

- представление об объявлении, требованиях к составлению объявления, части объявления, тематика объявлений, роль объявлений в жизни людей;

- редактирование чужих объявлений;

- составлений собственных объявлений;

- проверка правильности своей письменной речи, исправление допущенных орфографических и пунктуационных ошибок; корректировка написанного;

Метапредметные:

- определять цель урока;

- планировать этапы достижение этой цели;

- выбирать способы достижения этой цели (проведение наблюдений для анализа информационного и наглядного материала об объявлении) в соответствии с планом;

- осуществлять самостоятельный поиск информации об объявлении;

- предъявлять полученную информацию в связной речи;

- контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

- анализировать и характеризовать языковой материал;

- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности;

Личностные

- осознание ответственности человека за благосостояние родного города;

- развитие этических чувств - стыда, совести - как регуляторов морального поведения.

Оборудование: учебник русского языка по УМК «Гармония» для 4 класса (автор М.С.Соловейчик), презентация к уроку, толковые словари, листы самооценки – таблица «ЗХУ» (приложение № 1), карточки с текстами (приложение № 2)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I.Организационно-мотивационный этап.

- Доброе утро! Рада вас всех видеть!

- Что ждёте от урока?

- Желаю успехов!

Приветствуют учителя, высказывают свои мысли и пожелания.

Положительная мотивация к обучению.

II. Актуализация первичного опыта детей, осуществляемая на этапе введения новой учебной информации.


- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие по стране русского языка, чтобы не сбиться в пути нам надо определить маршрут. Поэтому каждому из вас я раздаю маршрутный лист, в который вы будете набирать баллы для успешного путешествия. Того кто наберёт больше всех баллов ждут сюрпризы.

Первое задание будем выполнять в парах максимальный балл за задание – 6 баллов

Найти правильные ответы на вопросы.

1.Сообщение в виде маленького письма (записка)

2.Текст - совет с указанием действий и порядка их выполнения (инструкция)

3.Приветствие, написанное по приятному, радостному событию (поздравление)

С Днём рождения! Желаю здоровья, успехов, удачи.

4.Короткое сообщение, которое отправляют по телеграфу (телеграмма)

Выезжаю 5 мая. Встречайте!

5.Текст-совет, как приготовить какое-то блюдо (рецепт)

6. Текст, написанный для общения с кем-то из близких, кого нет рядом. (письмо)

- Все эти слова - это жанры речи.

- Сейчас послушайте отрывок из песни и скажите можно ли просьбу мальчика отнести к какому-нибудь жанру речи?

Прослушивание песни.

- К какому?

- Что висит на заборе? (Листок)

- Что написано на листке? (Пропала собака)

- Как по-другому можно назвать текст записанный на листочке? (Объявление)

Ребята, подумайте над вопросом: чему мы будем учиться сегодня на уроке?

(писать объявления)

Какова же тема нашего урока?

Итак, тема урока «Пишем объявления»

Запишите тему. Отметьте орфограммы.

Слушают рассказ учителя.



Ответы детей. (Дети взяли чужой чемодан.)

- спрашивали бы прохожих, подали в розыск, написали бы объявление и т.д.

Работают в группах – составляют объявления.

Представители групп знакомят со своими объявлениями.

Выбирают наиболее удачный вариант, доказывают свою точку зрения.






Выдвигать гипотезы

и их обосновывать.




Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.



Умение работать в группе. Участвовать в совместной деятельности.

Согласовывать усилия по решению учебной задачи.

Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Учитывать другие мнения.

Доказывать, аргументировать свою точку зрения.

III. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

- Предлагаю вам поработать с таблицей «Знаю, хочу узнать, узнал».

- Какие вопросы вызвали затруднения, сомнения, что бы вы хотели узнать?

- Для того, чтобы грамотно составить объявление, что мы должны выяснить, знать, уметь. Давайте составим план работы.

План

1. Что такое объявление.

2. О чем говорит объявление.

3. Структура объявления.

4. Пишем объявления.

Давайте поставим задачи нашего сегодняшнего урока по предложенному плану.

- А пригодиться ли нам эта тема в жизни?

Что такое объявление?

Ребята, а что такое объявление, как вы думаете?

Если что-то не знаешь, куда нужно обратиться?

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова написано:

Объявление - это официальное извещение о чём-нибудь. Дать в газету, на доску объявлений, передать по радио.


Правило в учебнике, слайд.

Определяют тему урока и учебную задачу.

- Объявления. Как писать объявления. Пишем объявления и т.д.

- Работают с таблицей, определяют, что знают и умеют по этой теме на данном этапе.


Самооценка.

- Узнать, что такое объявление.

- Узнать какие бывают объявления, темы объявлений.

- Узнать из каких частей состоит объявление.

- Научиться писать







Принимать и сохранять учебную цель и задачу.









Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации


















IV. Первичное закрепление.

4) Откройте учебники стр.79, прочитайте об особенностях этого жанра речи.

На какие вопросы отвечает текст объявления?


Что случилось? Где? Когда?



Снова обратимся к учебнику. Ещё раз прочитайте и скажите, какими должны быть сведения в объявлении? (точными, но краткими)

Какие лишние сведения указаны в объявлении из песни?

Чем можно дополнить объявление? (просьбой, предложением).

- Хотите услышать продолжение этой истории? (Упр. 160)

- Как называются «записки», которые решили развесить ребята?

- Всё ли удачно в содержании этих записок? Почему они не смогли найти хозяина чемодана? Чего не хватило?

Коллективная работа. Составление объявлений. Упр 162, 163. Работа в тетради.

Слушают продолжение истории.

Отвечают на вопросы.


Анализируют содержание «записки»

Уметь проводить сравнение по заданным критериям

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

V.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Предлагаю поработать вам самостоятельно в группе.

Просмотрите тексты (Приложение № 2). Какое задание можно предложить по ним?

(Внимательно прочитав тексты, разделить их на две группы. Первая группа – тексты-объявления, вторая группа – тексты, которые нельзя считать объявлениями).

- Итак, готовы? Назовите номера текстов-объявлений (2, 3, 4, 5, 7) НЕ объявлений (1, 6).

Докажите свое мнение. Начнем с текста №1 - рецепт

- К какому жанру отнесёте этот текст?

Текст № 2 - объявление

Текст № 3

- Ребята, а вы знаете, кто автор этого объявления? Какие ошибки он допустил? Назовите проверочные слова. (Молодость, молоденький)

- Слово крокодил. Как узнать о написании?

Работа со словарем.

Хорошо. У нас есть еще объявления?

Текст № 4 - объявление

-Можно по этому объявлению найти собаку? Почему?

- В нём указано: кто потерялся? Когда?

- Имеются приметы собаки?

- Куда необходимо обратиться, если собака найдена?

- У кого возникли трудности при выполнении задания?

Текст № 5 - объявление

- Что вы можете сказать?

- Что у вас вызвало сомнения?

- Но все же, можно предположить, что это объявление? (да)

- Какую информацию из текста вы бы выбрали, чтобы составить настоящее объявление с просьбой о помощи?

(Надо указать конкретную просьбу, рассказать, как выглядела перчатка, где потеряна, написать телефон, по которому можно позвонить.)

Текст № 6

-К какому жанру отнесёте этот текст? (инструкция)

Текст № 7

- Что можно сказать про это объявление?

- Ребята, а как вы считаете, какое из объявлений самое четкое, правильное, удовлетворяющее всем требованиям?

(«Все, кто хочет заниматься футболом…»)

- Докажите. (Здесь все указано: куда надо обратиться, что взять с собой, кто будет встречать.)

Правильный ответ – 7 баллов

Работают в паре.

Анализируют тексты.

Делят тексты на 2 группы: объявления и не объявления.

Рассуждают, доказывают свой выбор.




















































Доказывать, аргументировать свою точку зрения.


Анализировать и характеризовать языковой материал.

Согласовывать усилия по решению учебной задачи.

Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Учитывать другие мнения.



Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.


VI. Включение в систему знаний и повторение.

- Корректировка объявлений.

Проанализируйте тексты объявлений. Какое из них полное и точное? В каких допущены ошибки? Какие?

Помогите найти!

30 сентября около здания РЦД

потерялась собака.

Небольшая, беленькая, стриженая,

шерсть как у барашка, уши висят. Я её очень люблю.

Она милая, добрая, ласковая.

Просьба к тем, кто видел или подобрал нашу собаку,

позвонить по телефону: 2-30-90.


-Можно по этому объявлению найти собаку? Почему?

-В нём указано: Кто потерялся? Когда?

- Имеются приметы собаки?

- Куда необходимо обратиться, если собака найдена?


Найдена собака

Породы французский бульдог, чёрной масти,

короткошёрстный.

Очень тоскует по хозяину.

Обращаться по адресу:

ул. Берёзовая, дом 27, кв. 19.

- Можно это объявление назвать полным? А что необходимо добавить ещё?

- Правильно. Где и когда была найдена собака?

Восстановите объявление.

Подарю, черного, с, хвостом, пушистым, красивого, длинными, котенка, усами, зелеными, глазами

мисочку, Дам, корм, и

Петровна, Марфа

т. 87-345-45


Самопроверка – 5 баллов




Запись в тетрадь.

Зачитывают откорректированные объявления.

Слушают, вступают в диалог, задают вопросы.

Умение работать в группе. Участвовать в совместной деятельности.

Доказывать, аргументировать свою точку зрения.

Проверка правильности своей письменной речи, исправление допущенных орфографических и пунктуационных ошибок; корректировка написанного.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок

VII. Рефлексия учебной деятельности.


- Ребята, давайте вернемся к нашей таблице «Знаю, хочу узнать, узнал» и отметим, что мы узнали на уроке.

Как вы думаете, сейчас в ней окажется большее количество знаний, чем перед изучением темы?

- Какими знаниями она пополнилась?

-Что нового, интересного, полезного вы узнали на уроке?

- Кому бы вам хотелось сказать спасибо за работу на уроке?

Посчитаем количество баллов, а сюрпризом будет высокая оценка за урок.


Участвуют в обсуждении.

Рефлексия.


Самооценка.




Взаимооценка.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности).


Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.


VIII. Домашнее задание (на выбор)

1) Упр 164 стр 80

2) Составить объявление на любую тему, которая вам больше всего нравится, и записать его в тетрадь.

3) Составить памятку «Как правильно написать объявление»

Выбирают и записывают домашнее задание.

Самореализация личности

Положительное отношение к процессу познания



2