Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности 1 мин. | Приветственное слово учителя: Весёлый прозвенел звонок. Мы начинаем наш урок. - Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. -К уроку готовы? - Слушать будете как? -А отвечать? -Надеюсь, на уроке вы будете работать активно! | Обучающиеся эмоционально настраиваются на урок, садятся на свои места. | Личностные: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Регулятивные: волевая саморегуляция.. |
Проверка домашнего задания 5 мин. | Уч. стр.59 Проверка изложения | Взаимопроверка Самооценка. Взаимооценка. | Коммуникативные - слушать одноклассника, с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Актуализация знаний учащихся 2 мин. | - Игра «Найди лишнее слово» На доске слова: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство, существительное. - Найдите лишнее слово. (Существительное, т. к. оно относится к частям речи, а остальные слова – члены предложения). - Определите тему урока. - А чем мы будем заниматься на уроке в соответствие с темой урока? (Находить грамматическую основу предложения, разбирать предложения по членам, различать распространённые и нераспространённые предложения). - Как ещё можно назвать главные члены предложения? (Грамматическая основа). - На какие вопросы отвечает обстоятельство, определение, дополнение? | интерактивной доске. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему и цели урока | Личностные: умение слушать учителя. Коммуникативные: умение дать полный ответ на поставленный вопрос. Познавательные: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Регулятивные: Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. |
Усвоение знаний и способов действий 5 мин | 1. Работа по учебнику стр. 62-64 Вступительная беседа. – - Отгадайте загадку: Утром мы во двор идём – Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят. (Осень). (Вывешивается картинка с изображением осени). - Какая орфограмма в слове «осень»? -Какие ассоциации возникают у вас при слове «осень»? (дождь, ветер, золотая….) - На доске собраны некоторые ассоциации к слову «осень». (Картинки с изображением огорода, урожая, ветра). - Как можно назвать эти слова? (Словарные). - Запишите эти слова и объясните орфограммы. - При слове «осень» у каждого возникает свой образ: ранняя осень, поздняя осень, дождливая. Но больше всего мы любим золотую осень. Потому, что природа одевается в яркие краски. - Составьте нераспространённое предложение со словом «осень». А какое предложение мы называем нераспространённое? (В котором только грамматическая основа). Пришла осень. - Разберите это предложение по членам и дайте характеристику этому предложению. - А что нужно сделать, чтобы это предложение превратилось в распространённое? (Добавить второстепенный член предложения). - Добавьте член предложения – определение. Пришла золотая осень. - А теперь добавьте обстоятельство. Пришла в лес золотая осень. На доске записано предложение: Вечер тихий. - Разберите это предложение по членам. Возникла проблема. Если мы добавим (был), то получим: Вечер (был) тихий. - Сказуемое выражено прилагательным. - Откройте учебник на стр. 64 и прочитайте правило. - Что нужно сделать, чтобы проверить, является ли прилагательное сказуемым? (Подставить слова был, будет). - Запишите предложение под диктовку и разберите по членам предложения: Небо высокое. | Работают по учебнику. | Личностные: умение слушать учителя, одноклассника. Познавательные: сравнивать текст и предложенный вариант его письменного пересказа. Регулятивные: организовывать свою деятельность; оценивать результаты своей работы на уроке и работы своих товарищей; обнаруживать и исправлять ошибки. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; осознанно и произвольно строить речевые высказывания и задавать вопросы. |
Физкульт-минутка (2 мин) | 1.Зрительная гимнастика с использованием меток. - Найти картинки с изображением предметов, в названиях которых имеются орфограммы, определите склонение данных слов. | 1.Находят картинки на заданные вопросы. | Регулятивные УУД: самоорганизация отдыха на уроке. |
Закрепление знаний и способов действий (10 мин) | 1. 1. Работа в парах - Какая основная задача работы в паре? - У вас на партах карточки. Прочитайте задание. Что будете делать? (Вставить в текст пропущенные слова из подсказки, списать текст, разобрать по членам предложения). Осень По небу плывёт большая ___________. Часто льёт _____________ дождь. Дует сильный ____________. Скоро _______________ зима. Подсказка: наступит, туча, ветер, проливной. | Работают в парах Коллективная проверка. | Познавательные: сравнивать текст и предложенный вариант его письменного пересказа. Регулятивные: организовывать свою деятельность; оценивать результаты своей работы на уроке и работы своих товарищей; обнаруживать и исправлять ошибки. |
Физкульт-минутка (2 мин) | Музыкальная физминутка | Выполняют движения | Регулятивные: самоорганизация отдыха на уроке |
Обобщение знаний и способов действий 15 мин | 2. Работа в группе «Живые слова» - Из слов в конверте, вы должны составить распространённое предложение, подчеркнуть члены предложения, нам показать и доказать правильность разбора. 1 группа. Берёзы стоят в золотом уборе. 2группа. Низкое солнце скрылось за деревьями. 3 группа. В лесу ёжики шуршат листьями. 4 группа. Подул осенний холодный ветер. 5 группа. С деревьев слетают жёлтые листочки. 6 группа. Разноцветные листья кружатся в воздухе. - Спишите любые 2 предложения и разберите их по членам предложения. | Работают самостоятельно Самооценка. | Познавательные: сравнивать текст и предложенный вариант его письменного пересказа. Регулятивные: организовывать свою деятельность; оценивать результаты своей работы на уроке и работы своих товарищей; обнаруживать и исправлять ошибки. Коммуникативные: умение дать полный ответ на поставленный вопрос. |
Итог урока 1 мин. | - Над какой темой работали на уроке? - Какую цель мы ставили на уроке? Игра «Верю – не верю» - Я называю вам утверждение, если оно верное и вы соглашаетесь со мной, вы говорите «верю», если не соглашаетесь – «не верю». 1. В предложениях есть только главные члены предложения. (-). 2. Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу (+). 3. Предложения могут быть без второстепенные членов. (+). 4. Если предложение состоит только из главных членов, то такое предложение называется нераспространённое. (+) 5. Дополнение, обстоятельство и определение – составляют основу предложения. (-). на уроке? - Где мы можем применить знания, полученные на уроке? - Оцените свою работу за урок. - Рассмотрите свою шкалу достижений и сделайте вывод о том, смогли ли вы достичь поставленной цели. | Отвечают на вопрос учителя | Коммуникативные: умение полно и грамотно выражать свои мысли. Личностные: содействие осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, воспитание уважения к товарищам |
Рефлексия деятельности. 1 мин. | 1. Рефлексия деятельности. - Оцените себя по лесенке успеха. -На какую ступеньку лесенки знаний вы бы себя поставили? Оценки | Дети оценивают свою деятельность. | Регулятивные: определять степень успешности выполнения своей работы и работы всего класса, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
Домашнее задание 1 мин. | стр. 64 упр. 2 | Записывают домашнее задание в дневник. | Личностные: осознание необходимости учения. Коммуникативные: умение подробно и полно отвечать на поставленные вопросы. Регулятивные: выбор вида деятельности, определение уровня предстоящей работы, анализ условий и возможностей |