1 | Организационный этап Цели: - подготовка учащихся к работе | Приветствие, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания. | Здравствуйте, ребята ! … Нет, давайте начнём по-другому! Здравствуйте, мои умные, красивые, весёлые , любознательные ребята! Улыбнитесь мне, друзьям, и садитесь по местам. -Скажите, какое приветствие вам понравилось больше? Почему? ( Во втором приветствии Вы употребили имена прилагательные) - Скажите, о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке? ( О прилагательном) -Весь материал по теме «Имя прилагательное» в этом году мы прошли. Как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? (Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» -Чтобы продолжить урок, нам надо поставить перед собой задачи. (повторить морфологические признаки прилагательного, подбирать прилагательные к сущ. по смыслу, учитывая его грамматические признаки, краткую форму прилагательных грамотно писать прилагательные с основой на шипящий) | Настраиваются на рабочий лад. Включаются в деловой ритм урока. Определяют тему и цель урока. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 | Повторение, обобщение и систематизации знаний, умений и навыков(по одному участнику готовят ответ,остальные составляют вопросы другим командам) | Комментирует работу учеников. | Игровой момент «Верно» – «Неверно» 1. Имя прилагательное – служебная часть речи? (Нет) 2. Род и число имени прилагательного можно определить по роду и числу имени существительного? (Да) Помни: Род имён прилагательных определяется только в единственном числе! 3. У прилагательных 3 рода? (Да) 4. К слову мозоль можно подставить прилагательное больной? (Нет) 5. Слово веселые – мужского рода? (Нет) 6. Слово красивая – полное прилагательное? (Да) 7. В предложении имя прилагательное является определением.(да) 8. Имя прилагательное обозначает признак предмета.( да) | Записывают дату и тему в рабочую тетрадь. Зачитывают и оценивают свои работы и работы друг друга | Личностные: оценивание себя и друг друга Регулятивные: планирование своей деятельности |
3 | Мотивация учебной деятельности. Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию к высказыванию своего мнения. Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока, заостряет внимание на значимость темы урока. | Подготовьте тетради для работы: запишите сегодняшнее число, вид работы (классная) и тему урока – «Повторение и обобщение материала по теме «Имя прилагательное»». I I. Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством использования сказочного сюжета. Жила-была симпатичная весёлая девочка, которую все любили, а бабушка подарила ей Красную шапочку. Девочку так и называли Красная Шапочка. Мы знаем эту девочку: она героиня одноимённой французской сказки Шарля Перро и нашей с вами сказки на сегодняшнем уроке русского языка. III. Актуализация знаний Жила Красная Шапочка в деревушке вместе со своей мамой, которая разрешила ей навестить свою бабушку в домике на опушке леса. Мама попросила отнести бабушке корзинку с пирожками. Пирожки были с ягодой, но с какой, мама не сказала, а лишь загадку загадала: Эта ягода бывает красной, или чёрной, или белой, но сначала она всегда зелёная (смородина) Красная Шапочка нашла отгадку, обратив внимание на слова, которые помогли ей быстро разгадать эту загадку. «Как легко, – подумала она – по описанию (признакам) предмета угадать сам предмет». А в описание, кроме цвета, можно включить форму, запах, сочность, вкус, вид описываемого предмета. И Красная Шапочка сама придумала загадку-описание Лексический диктант Лиственное дерево с белой корой (береза) Зверек отряда грызунов с длинными ушами (заяц) Диск луны (месяц) Синоним слова путь (дорога) Сладкое, наливное, круглое (яблоко) Поставьте ударение, подчеркните орфограмму. Какая это часть речи? Задание 4: «Подари предмету признак». Подберите прилагательные к ним? – Какая часть речи помогает разгадать загадки? (Имя прилагательное). | Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в диалоге. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выдвижение гипотез и их обоснование. Личностные: самоопределение (внутренняя позиция ученика). Регулятивные: целеполагание -(постановка учебной задачи). Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
4 | Обобщение и систематизация знаний(подготовка учащихся к обобщенной деятельности) Цели: - обобщение единичных знаний в систему | Организует срез знаний, взаимопроверку, взаимооценивание. Организует работу с текстом. | 1.Определение имени прилагательного Красная Шапочка спросила у пролетающей совы: – Скажи, Сова, умная голова, почему имена прилагательные так названы? Сова быстро ответила: – Прилагательное прилагается к существительному, т.е. к предмету. Оно объясняет, какое это существительное, какой это предмет. И полетела спать, а Красная Шапочка придумав стихотворение, пошла дальше по тропинка через лес. В названии части речи – имя прилагательное – уже содержится подсказка: оно «прилагается» к каким-то словам. Эти слова – имена существительные, и прилагательные обозначают их признаки. Имя прилагательное, Мы с тобой дружны. Признаки предметов Называешь ты. -А кто так говорит? В чем они дружны? Раз они дружны, значит в чем-то согласуются. в чем? -Какой это признак прилагательного? -Согласование Прилагательные ставятся в том же роде, числе, что и сущ. | Решают учебные задачи, работают фронтально | Познавательные: анализируя выполнение заданий извлекают необходимую информацию для отработки навыков учебной задачи. Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение. |
6 | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Цели: -выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий; - проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия. | Учитель предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу с последующей проверкой. Проверяет умение учащихся реально оценивать уровень своих знаний и навыков. | 1. Групповая работа - Вставить по смыслу прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже Образец: 1группа. 1.(…) утром приятно побродить по лесу, подышать (…)воздухом. 2. С (…) утра и до (…)ночи слышится (…)пение птиц. Прилагательные: летний, свежий, ранний, поздний, чудесный. Образец: 2 группа. 1.Наступило (…)лето. 2Только в (…)лесу сквозь (…)деревья пробивались (…) лучи. Прилагательные:, знойный, зеленый, высокий, солнечный. Образец: 3 группа. 1 (…) птичка сидела на верхушке (…) ели. 2 Сквозь (…)облака неожиданно появились (…) тучи. Прилагательные: маленький, зеленой, голубой, мрачный. Индивидуальные задания: 1. Склонение одного прилагательного 2.Синтаксический разбор предложения 3.Морфологический разбор одного из прилагательных | -После выполнения задания, каждая группа читает свои тексты. Правильные варианты текстов будут показаны на слайде 1 группа: Летним утром приятно побродить по лесу, подышать свежим воздухом. 2. С раннего утра и до поздней ночи слышится чудесное пение птиц. 2 группа: Наступило жаркое, знойное лето. 2. Только в зеленом лесу сквозь высокие, могучие деревья пробивались редкие, солнечные лучи. 3 группа:Маленькая птичка сидела на верхушке зеленой ели. 2.Сквозь голубые облака неожиданно появились мрачные тучи. | Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке |
7 | Синтаксическая роль имени прилагательного | | Задание: (Текст на листах распечатанных) Выписать грамматические основы предложений. Сделать вывод о синтаксической роли прилагательных. У сороки - белобоки по бокам пёрышки совсем белые. А вот голова, крылья и хвост чёрные, как у вороны. Очень красив у неё хвост. Он длинный, прямой. Перья на нём зеленоватые. Сорока – птица нарядная, ловкая, подвижная. - Чем выделенное предложение отличается от остальных? Вопрос: Чем отличаются краткие прилагательные от полных? Расскажите о правописание букв О - Е после шипящих в окончании прилагательных. | Перышки белые. Голова, крылья, хвост черные. Хвост красив. Он длинный, прямой. Перья зеленоватые. Сорока- птица. (имя прилагательное выступает в роли определения, а также сказуемого – в выделенном предложении) Различаются окончанием Изменяются по родам и числам, не склоняются. Под ударением после шипящих в окончании прилагательных пишем О,в безударном положении –Е | |
8 9. 10. | Обобщение и систематизация знаний(подготовка учащихся к обобщенной деятельности) Цели: - обобщение единичных знаний в систему Итог урока. Рефлексия Цели: - дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся; - инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками Информация о домашнем задании Цели: -обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Организует срез знаний, взаимопроверку, взаимооценивание. Организует работу с текстом. Организует обсуждение, предлагает учащимся оценить свою успешность на уроке Дает инструктаж по домашнему заданию | А сможем ли применить свои знания на практике? Тест по прилагательным. 1. Укажите предложения, в которых прилагательные являются сказуемыми. А) Пасмурная погода испортила нам планы. Б) Цветок красив и пахуч. В) День сегодня пасмурный. 2. Укажите предложения, в которых прилагательные являются определениями. А) Ласковый котенок не боялся людей. Б) Глаза собак выразительны. В) Выразительный взгляд собачки сразу очаровал меня. 3. В каком из этих рядов на конце слов мягкий знак не пишется? А) мыш_, брош_, лож_, полноч_, доч_ Б) пахуч_, дремуч_, пригож_, горяч_, хорош_ 4. Найдите слово с орфографической ошибкой. Обведите слово, исправьте ошибку. Рыжего, печёт, чёрный, шёпот, чужего 5. Обведите прилагательные, образующие краткую форму. Книжный, сильный, львиный, шерстяной, резкий Взаимопроверка по эталону: Эталон БВ АВ Б чужого сильный, резкий. Нормы оценки: 0 ошибок – 5 1 ошибка – 4 2-3 ошибки – 3 4-5 ошибок - 2 Работа с текстом Азбука природы. 1.Ты умеешь читать небесную книгу?2. Слова в книге составляются из букв, а звезды в небе образуют созвездия. 3.Моряки по звездной книге умело находят дорогу в необъятном море. 4.Облака – это буквы чудесной небесной книги, по ним мы узнаем погоду. 5.Перистые облака обещают дождливую погоду.6. В жаркий летний день вдруг начинают появляться на небе белые облачные горы. 7.Это вестники грозы. 8.И птицы могут много рассказать. 9.Высоко в чистом небе летают ласточки, и ты можешь ждать хорошую погоду. 10.О наступлении весны говорит прилет грачей, а отлет журавлей напоминает о приходе осени. 11.Много удивительных вещей можно узнать, когда читаешь небесную книгу. (По И.Ильину и Е.Сегал) 2.2. Слово учителя об авторах текста. Данный текст состоит из фрагментов рассказа «Азбука природы», который входит в книгу «Рассказы о том, что тебя окружает». Эту книгу написал Илья Ильин (настоящее имя Илья Яковлевич Маршак) (1896 - 1953), русский писатель, брат С.Я. Маршака, в соавторстве со своей женой, писательницей Еленой Александровной Сегал. 2.3. Выполнение заданий по тексту. 1. Определите тему и главную мысль текста. 3. Объясните значение слова перистые. Перистые облака - раздельные, тонкие, нитеобразные облака, часто имеющие вид бородки пера, обыкновенно белого цвета; иногда располагаются полосами 4. Выпишите словосочетания «сущ. + прил.». Определите род, число, падеж прилагательного в каждом словосочетании. Объясните написание окончаний прилагательных.1гр.-1 предл.,2 группа- 4 предл.,3 группа-5 предл. Какая была тема урока? Какие задачи мы ставили? Как вы считаете, достигли мы своей цели? А теперь каждый оцените свою работу на уроке Составить небольшой текст на тему «Весна в моем селе», употребив имена прилагательные | Учащиеся выполняют срезовый тест по теме Проводит самооценку результата своей деятельности и деятельности всего класса. | Познавательные: анализируя выполнение заданий извлекают необходимую информацию для отработки навыков учебной задачи. Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение. Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха). Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий; Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений. |