Дата: 21-11-2020 год
Работа над ошибками диктанта « Крапива»
Цель урока
Формировать умение применять полученные знания на практике.
Развивать умение различать предложения, ставить правильно знаки препинания.
Воспитывать у учащихся серьезное отношение к грамматике.
Планируемые результаты и уровень усвоения
предметные умения
Знать о роли языка в жизни человека, общества; функции русского языка.
Знать, чем отличается письменное общение от устного.
Уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст; излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Уметь различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение; определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации
личностные | регулятивные | познавательные | коммуникатив-ные |
Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; способность к самооценке своих действий, поступков | Адекватно оценивает свои достижения, осознаёт возникающие трудности, ищет их причины | Выполняет учебно-познавательные действия в материализован-ной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы | Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения |
Эпиграф: Всякий шаг вперед должен опираться на повторение прежнего. (К.Д.Ушинский)
Ход урока.
Оргмомент. Учитель приветствует учеников, сообщает цели и задачи урока
Кто прочитает эпиграф к уроку? А кто такой КД Ушинский?
Некоторые из нас вспоминают школьные годы и учителей с благодарностью и светлой печалью, другие, напротив, с содроганием и ненавистью. Мы можем по-разному оценивать нашу систему образования. Константин Ушинский воздвиг российскую педагогику в ранг науки. Ушинский является великим русским педагогом, основоположником народной школы в России, создателем глубокой, стройной педагогической системы, автором замечательных учебных книг, по которым в течение более полувека обучались десятки миллионов человек в России. Он - «учитель русских учителей» - разработал систему подготовки народных учителей он оставил большое количество трудов и проделал колоссальную работу по модернизации российского образования. В чем же был секрет Ушинского? Наверное, в том, что он видел в ребенке личность и стремился сделать всё для ее развития.
2. Анализ диктанта.
2. Почему здесь стоят запятые? (Слайд 1)
Поставьте сруб, соорудите погреб, поднимите забор, сложите поленницу дров, крапива тут как тут.
(Разбирается предложение, чертится схема предложений.)
3. Почему в этих предложениях запятые не нужны? (Слайд 2)
После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулек в сумку.
(В предложениях подчеркиваются однородные члены предложения, выделяются союзы. Уточняется, почему не нужны запятые, чертятся схемы.)
4. Какое правило объединяет эти слова? (Слайд 3)
Траву
Недалеко
Такой
Неблагополучие
Неперестаем
Удивительный
Замечается
Корзину
Проживают
(Ученики объясняют. Возле каждого слова записывают на доске и в тетрадях проверочное слово и ставят ударение.)
5. Что объединяет эти слова? (Слайд 4)
Влес
Натраву
Отних
Подкуст
Вгазету
Всумку
Ссобой
Поляны
(Их объединяет ошибка. Предлоги со словами пишутся раздельно. Исправляем маркером и в тетради.)
6. В диктанте написали слово, и каждый допустил ошибку. Кто из них прав? (Слайд 5).
Нух, Зайирбег написал: удивляца.
Аида и Аминат, Патимат, Разия и др написали: удивлятся
Эльмира написала: удивляться
7. – Встаньте, пожалуйста. Сейчас мы проведем физкультминутку. Я буду называть прилагательные, если они связаны со словом ветер, то вы должны хлопать в ладоши, если не связаны – подпрыгнуть на месте. Будьте внимательны!
Учитель называет слова: сильный, лёгкий, порывистый, хрустящий, солёный, резкий, ласковый, горький, холодный, сладкий, тёплый, красивый, домашний.
7. Повторение.
-Что изучается в синтаксисе?
-Какие члены предложения составляют грамматическую основу?
-Какие члены предложения распространяют грамматическую основу?
(Учащиеся отвечают на вопросы.)
8. А теперь мы немного поиграем. Ребята, представляете? Безграмотного человека можно сравнить с больным. А больные бывают разные. Одним требуется срочная помощь. И тогда мы вызываем Скорую помощь.
Крапива- одно из самых удивительных растений.
(Находим подлежащее и сказуемое, выясняем, какой частью речи они выражены.
Почему ставится такой знак препинания? По ходу работы подчеркиваем грамматическую основу и тире.)
Учитель: А некоторым больным требуется хирургическое вмешательство. И тогда Скорая помощь доставляет больного к хирургу.
Ана ассобена буйстует там, где замичаеться человеческое бецтвие, не блогополучие.
(Ученики делают «операцию» по исправлению ошибок, записывают исправленное предложение в тетради, а на доске маркером исправляют ошибки.)
Учитель: А иногда больным требуется пластическая операция, например, после ожога или обморожения. Ее делают, чтобы человек изменил свою внешность. Давайте и мы сделаем предложение красивым: добавим слова и изменим предложение.
Для этого мы возьмем предложение не из диктанта.
(Слайд 6)
√(a)Сохранилось много √(б)пословиц, в которых говорится о √(в)жизни √(г) народа.
√()Сохранилось много √()пословиц, в которых говорится о √()жизни √() народа.
а) В России или литературе
б) старых
в) трудной или тяжелой
г) русского или нашего
Получилось красивое предложение.
В литературе сохранилось много старых пословиц, в которых говорится о тяжелой жизни нашего народа.
- Для чего нужна пунктуация?
-Какие знаки препинания нужны в конце предложения?
При однородных членах предложения? При обращении? (Ученики устно отвечают на вопросы).
9. Прочитаем вместе.
Наступает х..лодное время года – з..ма. По н…ч..м тр…щ…т сильные м…розы. Засыпают под теплым снежным од…ялом п…ля и л…са. Л…тают в воздухе, бьются в стекла снежные к…мочки.
Вып…л белый пуш…стый снег. Задр…мали сосны и ели под снежной шубой. Днем оттеплило. А к веч…ру опять посыпались с неба легкие пуш…стые сн…ж…нки.
С приходом з…мы п…х…лодает. Замерзнут реки и …зера. Зан…сет белым снегом все д…ро…ки и тр…пинки в л…су. А м…роз нар…сует на стеклах кр…сивые узоры.
Какие заголовки вы подобрали бы к этим рассказам?
(Зима наступает. Пришла зима. Скоро наступит зима.) Чем отличаются эти рассказы?
10. Списать, подчеркнуть вставленные орфограммы (по вариантам).
11.Домашнее задание: составить словарный диктант по своим ошибкам.
12. Итог урока.
Выставление оценок.
Чему учились мы на этом уроке? (Видеть ошибки.)
Зачем нужна грамматика?
Какого человека называют грамотным?
Учитель: Надеюсь, что все вы выздоровели, и не будете допускать ошибки.