СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе "Графика. Алфавит"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Графика. Алфавит"»

Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Графика. Алфавит».

Ход урока.

Цель урока: создание условий для осознания различий между буквами и звуками, дать представление о графике и каллиграфии, повторить правильное название букв русского алфавита, выявить сферы использования знания алфавита.

Задачи урока:

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формировать способности к самостоятельной познавательной деятельности;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие творческого мышления

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, группах.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формирование умения применять полученные теоретические знания в нестандартных ситуациях и в новых практических условиях


I Орг. момент (мотивационно-мобилизирующий)

Проверить готовность учащихся к уроку.

Я бы хотела начать урок  с девиза, но он рассыпался. Кто поможет мне?
«С малой удачи начинается успех!» 
– Как вы понимаете эти слова?
– Я вам желаю, чтобы вам сегодня  сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!

II. Повторение пройденного.

  1. Перед вами звуки или буквы?

  2. По какому принципу сгруппированы эти звуки?

  3. Найдите ошибки и назовите колонки

Подсказка: в каждой колонке два лишних элемента

  1. Предлагаю выполнить разноуровневые задания

На «5»: Спишите и вставьте в слова пропущенные буквы. Надпишите букву З над словами, в которых происходит озвончение глухого согласного, а букву Г над словами, в которых происходит оглушение звонкого согласного.

Слова для распределения: варе..ка, моло..ьба, ..дал, про..ка.

Молотьба пробка

сдал варежка


На «4»:Спишите и подчеркните в предложении одной чертой звонкие согласные, двумя – сонорные.

Прилёт грачей – признак начала весны Сонорные [р], [л], [й], [н].


На»3»: Допишите звуки каждого ряда и назовите составленные ряды звуков.

[б], [д],
------------------------
[п] .

III. Постановка учебной задачи (определение темы, целей урока).

Сейчас вы попробуете сами отгадать тему нашего сегодняшнего урока, а поможет нам в этом кроссворд. Ответить на вопросы кроссворда помогут ранее полученные знания.

1. Наука, которая изучает правописание слов (орфография)

2. Чтобы не ошибиться в написании слова, мы используем именно его (правило)

3. Наука, которая изучает знаки препинания и их постановку (пунктуация)

4. Наука, которая изучает звуки речи (фонетика)

5. Наука, которая изучает словосочетание и предложение интаксис)

6. Они могут быть гласными и согласными. Мы их слышим и произносим (звуки)

7. Мы её пишем и видим (буква)

А следующее слово – это отгадка на загадку.

Буквы, значки, как бойцы на парад, 

В строгом порядке поставлены в ряд. 

Каждый в условленном месте стоит 

И называется... 

Ответ: Алфавит

-Молодцы! Верно отгадали кроссворд и выяснили тему нашего сегодняшнего урока. Запишем её в тетрадь «Графика и алфавит».

Как вы думаете, каковы цели нашего урока?

(Мы познакомимся с наукой графикой, узнаем, что она изучает, научиться отличать букву от звука проследим развитие русского алфавита, повторим правильное название букв русского алфавита и вспомним их последовательность, будем располагать слова в алфавитном порядке)


IV. Изучение нового материала.

А. Слово учителя

Предлагаю познакомиться с теоретическим материалом п. 57 с.131



В переводе с греческого Графика обозначает пишу, черчу.

Что же она изучает?

ГРАФИКА- это раздел науки о языке, в котором изучаются начертания букв.

Основным средством графики являются буквы.

Как вы знаете, звук не всегда совпадает с буквой

- Как отличить звук и букву?

Б. Работа над буквой и звуком

1. Упр. 287 (устно)

Прочитать стихотворение.

1 ряд – считает букву ша 18

2 ряд – считает звук ш 19

- Почему звуков оказалось больше? (дождь)

2. Сколько раз встречается указанный звук?

  • [в’] Всегда вкусна свежая морковь. 1 раз

  • [д] Ученье и труд к славе ведут. 1 раз

  • [к] Человек часто сам себе враг. 2 раза

  • [т] Мед помогает при простуде. 3 раза

  • [о] Чистота – залог здоровья. 2 раза

3. Решите фонетическую задачу.

Незнайка не умел писать слова правильно. Он писал их так, как слышал. Какие из слов он напишет с буквой Щ:

1) счастье, 2)пощада, 3) помощник, 4) рассчитывать

согласные и гласные бывают такие опасные: звук очень ясно слышится, а буква другая пишется.

Вывод: Различайте звук и букву!


Но графика не существовала бы, если не было алфавита.

Совершим путешествие в прошлое. Вы сейчас узнаете, как появился алфавит.

В). Подготовленный ученик об алфавите (с иллюстрациями).

Как известно, славянский алфавит создали святые братья Кирилл и Мефодий. Но мало кто знает, что вначале было два разных алфавита. Более древний из них – глаголица. Буквы в ней больше похожи на забавные крючки, потому на глаголице было очень тяжело писать слова. И тогда Кирилл создал еще один алфавит, который носит его имя – кириллицу. Первоначально в ней было 43 буквы. Но алфавит развивался вместе языком. Буквы то добавлялись, то исчезали из-за своей ненадобности. Так, первыми исчезли из алфавита носовые гласные («юс большой» и «юс малый»), затем – йотированные.

Крупную реформу алфавита провел Петр I. Он отменил буквенное обозначение чисел, потому что на Руси появились арабские цифры, распорядился убрать одинаковые буквы (например, до реформы в русском языке были буквы «ферт» и «фита», которые обозначали один звук [ф]).

Последняя реформа русского алфавита состоялась в 1917—1918 г. — в ее результате появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв. Само слово «алфавит» происходит от названия двух первых букв греческого алфавита «альфа» и «вита». Скажите, ребята, а как по другому можно назвать алфавит? Правильно, азбука!

- А почему называется азбука?

Откройте учебник на стр. 133, там даны буквы кириллицы и их название.

В учебнике на стр. 134 дан русский алфавит. Рассмотрите его внимательно. Прочитайте название букв русского алфавита.

-а теперь давайте дадим определение алфавита. Что же это такое?

АЛФАВИТ – это буквы, расположенные в определённом порядке.

- А зачем нужен алфавит?

- Почему важно знать порядок букв?

- Где он может нам пригодиться?

- А теперь давайте проверим, как хорошо вы знаете алфавит.

Физкультминутка

Задание Займи своё место

Постарайтесь быстро построиться в шеренгу по алфавиту согласно своего имени.

-Прежде чем мы будем располагать слова в алфавитном порядке, давайте посмотрим, как вы правильно знаете название букв.

Упр. 298 (самост.)

Упр. 292 устно, упр. 296 устно

V. Подведение итогов.

- Что мы узнали и повторили на уроке?

- Мы достигли всех поставленных целей?

А теперь оцените свою работу на уроке при помощи условных обозначений

  – я всё понял и всё делал правильно
  –  справляюсь, но есть ошибки     
 – ещё нужно над этим работать

Домашнее задание.

Предлагаю выполнить по выбору:
1.упр. 288

2.упр.295


СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе  своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок!

























































Технологическая карта урока

Учитель

Тапхарова Валентина Климентьевна

Дата

09.12.2020

Класс

5

Предмет

Русский язык

УМК

Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова

Тема урока

Графика. Алфавит.

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Создание условий для осознания различий между буквами и звуками, дать представление о графике и каллиграфии, повторить правильное название букв русского алфавита, выявить сферы использования знания алфавита

Задачи урока

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формировать способности к самостоятельной познавательной деятельности;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие творческого мышления

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формирование умения применять полученные теоретические знания в новых практических условиях


Методы и формы

Методы: наглядный, частично-поисковый, словесный, практический

Формы: индивидуальная, фронтальная


Технологии

Проблемного обучения, информационно-коммуникативные, педагогика сотрудничества.

Оборудование

мультимедийный проектор, орфографические словари, раздаточный материал.



Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучаемых

Формируемые УУД


Организационный момент (мотивационно-мобилизирующий)



Я бы хотела начать урок  с девиза, но он рассыпался. Кто поможет мне?
«С малой удачи начинается успех!» 
– Как вы понимаете эти слова?
– Я вам желаю, чтобы вам сегодня  сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!
Я буду этому очень рада!  



Объясняют смысл приветствия.
Волевая саморегуляция


Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.



Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Актуализация знаний


Задание 2. Предлагаю выполнить разноуровневые

На «5»:Надпишите букву З над словами, в которых происходит озвончение глухого согласного, а букву Г над словами, в которых происходит оглушение звонкого согласного.

Слова для распределения: моло..ьба, варе.ка, .дал, про..ка.

На «4»:Подчеркнуть в предложении одной чертой звонкие согласные, двумя – глухие согласные.

Прилёт грачей – признак начала весны.

На»3»: Допишите знаменатель и числитель. Дайте общее название составленным рядам звуков.

[б]
------------------------
[п]






Задание 3 Игра «Наведи порядок и назови колонки»

Подсказка: в каждой колонке два лишних элемента


?

?

[ а, у, к, о, р, и, ы ]

[ш, л, ю, ц, ф, п, х, я ]







Рассказывают о звуках


Выбирают задания разного уровня сложности, выполняют.















Называют колонки, убирают лишние элементы, объясняют свой выбор





Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.





Познавательные:

Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

Личностные:

Имеют желание осознать свои трудности и стремятся их преодолеть


Возникновение

проблемной

ситуации


Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока)

Сейчас вы попробуете сами отгадать тему нашего сегодняшнего урока, а поможет нам в этом кроссворд. Ответить на вопросы кроссворда помогут ранее полученные знания.

1. Наука, которая изучает правописание слов (орфография)

2. Чтобы не ошибиться в написании слова, мы используем именно его (правило)

3. Наука, которая изучает знаки препинания и их постановку (пунктуация)

4. Наука, которая изучает звуки речи (фонетика)

5. Наука, которая изучает словосочетание и предложение интаксис)

6. Они могут быть гласными и согласными. Мы их слышим и произносим (звуки)

7. Мы её пишем и видим (буква)


Загадка про алфавит.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит.

И называется все …. (алфавит)

-Молодцы! Верно отгадали кроссворд. Какова же тема нашего урока? (Графика.



Алфавит). Запишем её в тетрадь.

Сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока
(Познакомиться с понятием «графика»; научиться отличать букву от звука; познакомить с историей возникновения алфавита ; повторить правильное название букв русского алфавита)

Отгадывают кроссворд.


























Формулируют тему и цель урока

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом

Познавательные: анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно


Усвоение новых знаний и первичное закрепление.





-Предлагаю познакомиться с теоретическим материалом

п. 57 с.131


В переводе с греческого Графика обозначает пишу, черчу.

Что же она обозначает?

Графика – это раздел науки о языке, в котором изучаются начертания букв.

Основным средством графики являются буквы. Как вы знаете, звук не всегда совпадает с буквой.

-Как отличить звук и букву?

Упр. 287 (устно)


Задание 1Сколько раз встречается указанный звук?

  • [в’] Всегда вкусна свежая морковь. 1 раз

  • [д] Ученье и труд к славе ведут. 1 раз

  • [к] Человек часто сам себе враг. 2 раза

  • [т] Мед помогает при простуде. 3 раза

  • [о] Чистота – залог здоровья. 2 раза

Задание 2 Решите фонетическую задачу.

Незнайка не умел писать слова правильно. Он писал их так, как слышал. Какие из слов он напишет с буквой Щ:

1) счастье, 2)пощада, 3) помощник, 4) рассчитывать

А) 1, 2, 3;
Б) 1, 2, 4;
В) 2, 3;
Г) 1, 4;
Д) все.

согласные и гласные бывают такие опасные: звук очень ясно слышится, а буква другая пишется.

Вывод: Различайте звук и букву!


Ролевая игра “Путешествие в прошлое”.

Учитель: Я приглашаю вас совершить путешествие в историю письменности и алфавита.

-Знаете ли вы, как возникла русская письменность?

Как известно, славянский алфавит создали святые братья Кирилл и Мефодий. Но мало кто знает, что вначале было два разных алфавита. Более древний из них – глаголица. Буквы в ней больше похожи на забавные крючки, потому на глаголице было очень тяжело писать слова. И тогда Кирилл создал еще один алфавит, который носит его имя – кириллицу. Первоначально в ней было 43 буквы. Но алфавит развивался вместе языком. Буквы то добавлялись, то исчезали из-за своей ненадобности. Так, первыми исчезли из алфавита носовые гласные («юс большой» и «юс малый»), затем – йотированные.

Крупную реформу алфавита провел Петр I. Он отменил буквенное обозначение чисел, потому что на Руси появились арабские цифры, распорядился убрать одинаковые буквы (например, до реформы в русском языке были буквы «ферт» и «фита», которые обозначали один звук [ф]).

Последняя реформа русского алфавита состоялась в 1917—1918 г. — в ее результате появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв. Само слово «алфавит» происходит от названия двух первых букв греческого алфавита «альфа» и «вита». Скажите, ребята, а как по другому можно назвать алфавит? Правильно, азбука!

- А почему называется азбука?

Откройте учебник на стр. 133, там даны буквы кириллицы и их название.

В учебнике на стр. 134 дан русский алфавит. Рассмотрите его внимательно. Прочитайте название букв русского алфавита.

-а теперь давайте дадим определение алфавита. Что же это такое?

АЛФАВИТ – это буквы, расположенные в определённом порядке.

- А зачем нужен алфавит?

- Почему важно знать порядок букв?

- Где он может нам пригодиться?


Знакомятся с теоретическим материалом учебника.








Устное выполнение упражнения.



Выполнение заданий.


























































Отвечают на вопросы

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.


Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи



Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез











Коммуникативные: слушать и слышать других








































Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи




Физкультминутка


Постарайтесь быстро построиться в шеренгу по алфавиту на основе фамилий, а теперь на основе имени. Скажите, а где мое место вместе с вами?

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки. (поднимают руки вверх- вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь к науке. (встряхнули кистями рук)


Выполнение заданий и упражнений по физкультминутке

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез

Закрепление изученного

(работа по учебнику)

Упр. 298 (самост.)

Упр. 292 устно, упр. 296 устно

Упр. 299

Выполнение упражнений

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.


Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.


Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)

Предлагаю ответить на вопросы:
– какова тема урока?
– какие задачи ставили?
– достигли ли их?

- Где можно применить новые знания?


А теперь оцените свою работу на уроке при помощи условных обозначений


  – цель достигнута
  –  справляюсь, но есть ошибки     
 – ещё нужно над этим работать

Подводят итоги урока









Оценивают свою работу на уроке

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные: умение выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с заданием и условиями коммуникации

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Предлагаю выполнить по выбору:
1.упр. 288

2.упр.295

3.Придумать лингвистическую сказку о буквах (по желанию)


СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе  своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок!

Выбирают себе по уровню домашнее задание и записывают в дневник.