Урок русского языка в 5 классе
Тема: «Графика. Алфавит».
Ход урока.
Цель урока: создание условий для осознания различий между буквами и звуками, дать представление о графике и каллиграфии, повторить правильное название букв русского алфавита, выявить сферы использования знания алфавита.
Задачи урока:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- формировать способности к самостоятельной познавательной деятельности;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие творческого мышления
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, группах.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- формирование умения применять полученные теоретические знания в нестандартных ситуациях и в новых практических условиях
I Орг. момент (мотивационно-мобилизирующий)
Проверить готовность учащихся к уроку.
Я бы хотела начать урок с девиза, но он рассыпался. Кто поможет мне?
«С малой удачи начинается успех!»
– Как вы понимаете эти слова?
– Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!
II. Повторение пройденного.
Перед вами звуки или буквы?
По какому принципу сгруппированы эти звуки?
Найдите ошибки и назовите колонки
Подсказка: в каждой колонке два лишних элемента
Предлагаю выполнить разноуровневые задания
На «5»: Спишите и вставьте в слова пропущенные буквы. Надпишите букву З над словами, в которых происходит озвончение глухого согласного, а букву Г над словами, в которых происходит оглушение звонкого согласного.
Слова для распределения: варе..ка, моло..ьба, ..дал, про..ка.
Молотьба пробка
сдал варежка
На «4»:Спишите и подчеркните в предложении одной чертой звонкие согласные, двумя – сонорные.
Прилёт грачей – признак начала весны Сонорные [р], [л], [й], [н].
На»3»: Допишите звуки каждого ряда и назовите составленные ряды звуков.
[б], [д],
------------------------
[п] .
III. Постановка учебной задачи (определение темы, целей урока).
Сейчас вы попробуете сами отгадать тему нашего сегодняшнего урока, а поможет нам в этом кроссворд. Ответить на вопросы кроссворда помогут ранее полученные знания.
1. Наука, которая изучает правописание слов (орфография)
2. Чтобы не ошибиться в написании слова, мы используем именно его (правило)
3. Наука, которая изучает знаки препинания и их постановку (пунктуация)
4. Наука, которая изучает звуки речи (фонетика)
5. Наука, которая изучает словосочетание и предложение (синтаксис)
6. Они могут быть гласными и согласными. Мы их слышим и произносим (звуки)
7. Мы её пишем и видим (буква)
А следующее слово – это отгадка на загадку.
Буквы, значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке поставлены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется...
Ответ: Алфавит
-Молодцы! Верно отгадали кроссворд и выяснили тему нашего сегодняшнего урока. Запишем её в тетрадь «Графика и алфавит».
Как вы думаете, каковы цели нашего урока?
(Мы познакомимся с наукой графикой, узнаем, что она изучает, научиться отличать букву от звука проследим развитие русского алфавита, повторим правильное название букв русского алфавита и вспомним их последовательность, будем располагать слова в алфавитном порядке)
IV. Изучение нового материала.
А. Слово учителя
Предлагаю познакомиться с теоретическим материалом п. 57 с.131
В переводе с греческого Графика обозначает пишу, черчу.
Что же она изучает?
ГРАФИКА- это раздел науки о языке, в котором изучаются начертания букв.
Основным средством графики являются буквы.
Как вы знаете, звук не всегда совпадает с буквой
- Как отличить звук и букву?
Б. Работа над буквой и звуком
1. Упр. 287 (устно)
Прочитать стихотворение.
1 ряд – считает букву ша 18
2 ряд – считает звук ш 19
- Почему звуков оказалось больше? (дождь)
2. Сколько раз встречается указанный звук?
[в’] Всегда вкусна свежая морковь. 1 раз
[д] Ученье и труд к славе ведут. 1 раз
[к] Человек часто сам себе враг. 2 раза
[т] Мед помогает при простуде. 3 раза
[о] Чистота – залог здоровья. 2 раза
3. Решите фонетическую задачу.
Незнайка не умел писать слова правильно. Он писал их так, как слышал. Какие из слов он напишет с буквой Щ:
1) счастье, 2)пощада, 3) помощник, 4) рассчитывать
согласные и гласные бывают такие опасные: звук очень ясно слышится, а буква другая пишется.
Вывод: Различайте звук и букву!
Но графика не существовала бы, если не было алфавита.
Совершим путешествие в прошлое. Вы сейчас узнаете, как появился алфавит.
В). Подготовленный ученик об алфавите (с иллюстрациями).
Как известно, славянский алфавит создали святые братья Кирилл и Мефодий. Но мало кто знает, что вначале было два разных алфавита. Более древний из них – глаголица. Буквы в ней больше похожи на забавные крючки, потому на глаголице было очень тяжело писать слова. И тогда Кирилл создал еще один алфавит, который носит его имя – кириллицу. Первоначально в ней было 43 буквы. Но алфавит развивался вместе языком. Буквы то добавлялись, то исчезали из-за своей ненадобности. Так, первыми исчезли из алфавита носовые гласные («юс большой» и «юс малый»), затем – йотированные.
Крупную реформу алфавита провел Петр I. Он отменил буквенное обозначение чисел, потому что на Руси появились арабские цифры, распорядился убрать одинаковые буквы (например, до реформы в русском языке были буквы «ферт» и «фита», которые обозначали один звук [ф]).
Последняя реформа русского алфавита состоялась в 1917—1918 г. — в ее результате появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв. Само слово «алфавит» происходит от названия двух первых букв греческого алфавита «альфа» и «вита». Скажите, ребята, а как по другому можно назвать алфавит? Правильно, азбука!
- А почему называется азбука?
Откройте учебник на стр. 133, там даны буквы кириллицы и их название.
В учебнике на стр. 134 дан русский алфавит. Рассмотрите его внимательно. Прочитайте название букв русского алфавита.
-а теперь давайте дадим определение алфавита. Что же это такое?
АЛФАВИТ – это буквы, расположенные в определённом порядке.
- А зачем нужен алфавит?
- Почему важно знать порядок букв?
- Где он может нам пригодиться?
- А теперь давайте проверим, как хорошо вы знаете алфавит.
Физкультминутка
Задание Займи своё место
Постарайтесь быстро построиться в шеренгу по алфавиту согласно своего имени.
-Прежде чем мы будем располагать слова в алфавитном порядке, давайте посмотрим, как вы правильно знаете название букв.
Упр. 298 (самост.)
Упр. 292 устно, упр. 296 устно
V. Подведение итогов.
- Что мы узнали и повторили на уроке?
- Мы достигли всех поставленных целей?
А теперь оцените свою работу на уроке при помощи условных обозначений
– я всё понял и всё делал правильно
– справляюсь, но есть ошибки
– ещё нужно над этим работать
Домашнее задание.
Предлагаю выполнить по выбору:
1.упр. 288
2.упр.295
СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок!
Технологическая карта урока
Учитель | Тапхарова Валентина Климентьевна |
Дата | 09.12.2020 |
Класс | 5 |
Предмет | Русский язык |
УМК | Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова |
Тема урока | Графика. Алфавит. |
Тип урока | Комбинированный |
Цель урока | Создание условий для осознания различий между буквами и звуками, дать представление о графике и каллиграфии, повторить правильное название букв русского алфавита, выявить сферы использования знания алфавита |
Задачи урока | 1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов: - формировать способности к самостоятельной познавательной деятельности; - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - развитие творческого мышления 2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ): - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи; - уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения. Коммуникативные УУД: - уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других. 3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - формирование умения применять полученные теоретические знания в новых практических условиях |
Методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, словесный, практический Формы: индивидуальная, фронтальная |
Технологии | Проблемного обучения, информационно-коммуникативные, педагогика сотрудничества. |
Оборудование | мультимедийный проектор, орфографические словари, раздаточный материал. |
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучаемых | Формируемые УУД |
Организационный момент (мотивационно-мобилизирующий) | Я бы хотела начать урок с девиза, но он рассыпался. Кто поможет мне? «С малой удачи начинается успех!» – Как вы понимаете эти слова? – Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным! Я буду этому очень рада! | Объясняют смысл приветствия. Волевая саморегуляция | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
Актуализация знаний | Задание 2. Предлагаю выполнить разноуровневые На «5»:Надпишите букву З над словами, в которых происходит озвончение глухого согласного, а букву Г над словами, в которых происходит оглушение звонкого согласного. Слова для распределения: моло..ьба, варе.ка, .дал, про..ка. На «4»:Подчеркнуть в предложении одной чертой звонкие согласные, двумя – глухие согласные. Прилёт грачей – признак начала весны. На»3»: Допишите знаменатель и числитель. Дайте общее название составленным рядам звуков. [б] ------------------------ [п] Задание 3 Игра «Наведи порядок и назови колонки» Подсказка: в каждой колонке два лишних элемента ? | ? | [ а, у, к, о, р, и, ы ] | [ш, л, ю, ц, ф, п, х, я ] | | Рассказывают о звуках Выбирают задания разного уровня сложности, выполняют. Называют колонки, убирают лишние элементы, объясняют свой выбор | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Познавательные: Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации Личностные: Имеют желание осознать свои трудности и стремятся их преодолеть |
Возникновение проблемной ситуации Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока) | Сейчас вы попробуете сами отгадать тему нашего сегодняшнего урока, а поможет нам в этом кроссворд. Ответить на вопросы кроссворда помогут ранее полученные знания. 1. Наука, которая изучает правописание слов (орфография) 2. Чтобы не ошибиться в написании слова, мы используем именно его (правило) 3. Наука, которая изучает знаки препинания и их постановку (пунктуация) 4. Наука, которая изучает звуки речи (фонетика) 5. Наука, которая изучает словосочетание и предложение (синтаксис) 6. Они могут быть гласными и согласными. Мы их слышим и произносим (звуки) 7. Мы её пишем и видим (буква) Загадка про алфавит. Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит. И называется все …. (алфавит) -Молодцы! Верно отгадали кроссворд. Какова же тема нашего урока? (Графика. Алфавит). Запишем её в тетрадь. Сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока (Познакомиться с понятием «графика»; научиться отличать букву от звука; познакомить с историей возникновения алфавита ; повторить правильное название букв русского алфавита) | Отгадывают кроссворд. Формулируют тему и цель урока | Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом Познавательные: анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно |
Усвоение новых знаний и первичное закрепление. | -Предлагаю познакомиться с теоретическим материалом п. 57 с.131 В переводе с греческого Графика обозначает пишу, черчу. Что же она обозначает? Графика – это раздел науки о языке, в котором изучаются начертания букв. Основным средством графики являются буквы. Как вы знаете, звук не всегда совпадает с буквой. -Как отличить звук и букву? Упр. 287 (устно) Задание 1Сколько раз встречается указанный звук? [в’] Всегда вкусна свежая морковь. 1 раз [д] Ученье и труд к славе ведут. 1 раз [к] Человек часто сам себе враг. 2 раза [т] Мед помогает при простуде. 3 раза [о] Чистота – залог здоровья. 2 раза Задание 2 Решите фонетическую задачу. Незнайка не умел писать слова правильно. Он писал их так, как слышал. Какие из слов он напишет с буквой Щ: 1) счастье, 2)пощада, 3) помощник, 4) рассчитывать А) 1, 2, 3; Б) 1, 2, 4; В) 2, 3; Г) 1, 4; Д) все. согласные и гласные бывают такие опасные: звук очень ясно слышится, а буква другая пишется. Вывод: Различайте звук и букву! Ролевая игра “Путешествие в прошлое”. Учитель: Я приглашаю вас совершить путешествие в историю письменности и алфавита. -Знаете ли вы, как возникла русская письменность? Как известно, славянский алфавит создали святые братья Кирилл и Мефодий. Но мало кто знает, что вначале было два разных алфавита. Более древний из них – глаголица. Буквы в ней больше похожи на забавные крючки, потому на глаголице было очень тяжело писать слова. И тогда Кирилл создал еще один алфавит, который носит его имя – кириллицу. Первоначально в ней было 43 буквы. Но алфавит развивался вместе языком. Буквы то добавлялись, то исчезали из-за своей ненадобности. Так, первыми исчезли из алфавита носовые гласные («юс большой» и «юс малый»), затем – йотированные. Крупную реформу алфавита провел Петр I. Он отменил буквенное обозначение чисел, потому что на Руси появились арабские цифры, распорядился убрать одинаковые буквы (например, до реформы в русском языке были буквы «ферт» и «фита», которые обозначали один звук [ф]). Последняя реформа русского алфавита состоялась в 1917—1918 г. — в ее результате появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв. Само слово «алфавит» происходит от названия двух первых букв греческого алфавита «альфа» и «вита». Скажите, ребята, а как по другому можно назвать алфавит? Правильно, азбука! - А почему называется азбука? Откройте учебник на стр. 133, там даны буквы кириллицы и их название. В учебнике на стр. 134 дан русский алфавит. Рассмотрите его внимательно. Прочитайте название букв русского алфавита. -а теперь давайте дадим определение алфавита. Что же это такое? АЛФАВИТ – это буквы, расположенные в определённом порядке. - А зачем нужен алфавит? - Почему важно знать порядок букв? - Где он может нам пригодиться? | Знакомятся с теоретическим материалом учебника. Устное выполнение упражнения. Выполнение заданий. Отвечают на вопросы | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез Коммуникативные: слушать и слышать других Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи |
Физкультминутка | Постарайтесь быстро построиться в шеренгу по алфавиту на основе фамилий, а теперь на основе имени. Скажите, а где мое место вместе с вами? Все идеи победили, Вверх взметнулись наши руки. (поднимают руки вверх- вниз) Груз забот с себя стряхнули И продолжим путь к науке. (встряхнули кистями рук) | Выполнение заданий и упражнений по физкультминутке | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез |
Закрепление изученного (работа по учебнику) | Упр. 298 (самост.) Упр. 292 устно, упр. 296 устно Упр. 299 | Выполнение упражнений | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия) | Предлагаю ответить на вопросы: – какова тема урока? – какие задачи ставили? – достигли ли их? - Где можно применить новые знания? А теперь оцените свою работу на уроке при помощи условных обозначений – цель достигнута – справляюсь, но есть ошибки – ещё нужно над этим работать | Подводят итоги урока Оценивают свою работу на уроке | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: умение выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с заданием и условиями коммуникации |
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок | Предлагаю выполнить по выбору: 1.упр. 288 2.упр.295 3.Придумать лингвистическую сказку о буквах (по желанию) СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок! | Выбирают себе по уровню домашнее задание и записывают в дневник. | |