СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе на тему: "Омонимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе на тему: "Омонимы"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе на тему: "Омонимы"»

План-конспект открытого урока в 5 классе по теме «Омонимы» (по ФГОС)

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Цель урока: сформировать понятие об омонимах.

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Построение проекта выхода из затруднения.

  5. Первичное закрепление нового знания.

  6. Физ. минутка.

  7. Выявление места и причины затруднений.

  8. Закрепление изученного материала.

  9. Рефлексия деятельности.

  10. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.


ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. - Отгадайте такую загадку:

Если ты её подаришь,
То счастливей каплю станешь.
Она мигом обернётся,
И к тебе скорей вернётся.
Грусть она прогонит махом,
Словно фея крыльев взмахом.
На неё ты не скупись,
С каждым ею поделись.
И на праздник на большой
Поважней она любой
Хоть конфетки, хоть открытки.
Говорим мы об ..... (УЛЫБКЕ)

Ребята, этой загадкой я хочу вас настроить на доброжелательную и душевную атмосферу на уроке.

Давайте улыбнемся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. У вас на столах лежат смайлики, выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению.

Сегодня я предлагаю вам на один урок стать наблюдателями, исследователями и свидетелями одного языкового явления. Я уверена, что к концу урока ваш словарный запас пополниться новыми русскими словами и они оживут в вашей речи. Но для этого придётся потрудиться.

II. Актуализация знаний

Цель: проверка пройденного материала, готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Ребята, у нас сегодня необычный урок, мы отправимся в путешествие. Я предлагаю вам закрыть глаза и представить море, волны плещут… Откройте глаза

(на слайде : Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах на поднятых парусах...А.С.Пушкин.

Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его «завести», но это произойдет только после того, как вы ответите на вопросы. Итак,

Блиц - опрос в форме игры “ Ты мне – я тебе ”.

Задание на демонстрационном экране: Продолжить фразы по теоретическому материалу по теме «Лексика»


  • Лексика – это … (словарный состав языка.)

  • Раздел науки о языке, изучающий его словарный состав называется ... (лексикологией)

  • В толковых словарях разъясняется …( лексическое значение слов)

  • Слова, имеющие несколько лексических значений, называются ...( многозначными)

  • Однозначными называются слова, имеющие … (одно л/з)

  • Слово может иметь … и … значения. (прямое и переносное значения)

  • Перенос названия происходит, если у предметов есть … (какое – либо сходство)

Ребята, еще нам необходимо проверить ваше домашнее задание:

Диагностика Д/З

  1. У доски работают два ученика: один выписывает

из домашнего упр. 342 слова с пропусками и графически объясняет их правописание; другой – выполняет синтаксический разбор первого предложения

Задание остальным ученикам:

А) выразительно прочитать текст домашнего упражнения;

Б) ответить на вопросы:

- Какие прилагательные употреблены в переносном значении?

(жемчужных, коралловых, сапфировых)

- На каком сходстве основаны переносные значения этих прилагательных? (На сходстве цвета: жемчужный – серебристо-белый, коралловый – красный, сапфировый – синий, голубой .)

Молодцы! Наш корабль готов отправиться в путешествие по стране Лексика.

III. Постановка учебной задачи.

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Вот иду я по палубе и слышу разговор двух девочек.

Инсценирование рассказа Н.Сладкова « Овсянка .

Встретились две подруги : Оля и Надя. Надя и говорит :

- А у меня дома овсянка.

- Подумаешь,- сказала Оля ,- у меня дома тоже овсянка.

-Люблю я овсянку!- добавила Надя.

-И я люблю!-сказала Оля.

- Она желтая, красивая такая!

- И вкусная, особенно с молоком!

- Как это вкусная ? Как это с молоком?

- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком

- Да ты про что говоришь?

- Как это про что? Про овсянку!

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?

- Какая каша? Не каша ,а птица. Птица овсянка!

- Не слыхала про такую, что ли? Пойдем ко мне мою овсянку слушать!

- А потом ко мне мою овсянку кушать!

Б) Вопрос классу:

- Почему вы улыбнулись, слушая этот рассказ?

- Почему девочки долго не понимали друг друга?

(услышали одинаково звучащие слова: овсянка (каша) и овсянка (птица), произошла путаница слов) О какой овсянке идёт речь?

Есть общие признаки у птички овсянки с овсяной кашей?


Можно назвать эти слова многозначными?

Почему?

Вывод:

  1. Два предмета названы двумя разными словами.

  2. Это два совершенно разных слова, т.к. они различны по значению, не имеют ничего общего в значении.

  3. Слова эти похожи только внешне: по написанию и произношению.

Что же это за слова? Разгадайте ребус.

  ,, ,,, 

-Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

Правильно, «Омонимы». Добро пожаловать в город омонимов. Откройте тетради, запишите число и тему урока.

- Мы продолжаем знакомиться с основными понятиями раздела «Лексика».

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

Сравните, совпадают ли ваши цели с моими?

- Правильно, в конце этого урока мы должны:

1). Узнать, что такое слова-омонимы.

2). Находить омонимы в тексте.

3). Научиться отличать друг от друга слова-омонимы.

4) Познакомиться с видами омонимии.


IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: построение и фиксация нового знания

Ребята, давайте проведем лингвистический эксперимент. На экране вы увидите слова. Ваша задача - записать эти слова. Объяснить, что вы представляете себе, когда читаете их.

1 группа записывает слова из первого столбика, 2 группа – из второго, 3 группа – из третьего.


При объяснении значений слов пользуйтесь фразой-помощником: Когда я читаю слово…., я представляю себе…..

Как вы думаете, ребята, почему одно и то же слово вы объясняли по-разному? При этом вы все правы.

Давайте внимательно рассмотрим картинки к слову «ключ». Что изображено на них?

(по мере ответов учащихся учитель выписывает значения слова ключ на доску)

Похожи ли эти предметы друг на друга? Можно ли их назвать многозначными?

Но они все названы одним и тем же словом «ключ».

В чём же дело? Почему эти «ключи» такие разные, хотя их названия звучат и пишутся одинаково?

Хотите узнать ответы на эти вопросы?

Тогда обратимся к мудрому помощнику- учебнику.


Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Работа с учебником и со словарём

    1. - Прочитайте определение омонимов в учебнике на стр.142.


«Омос» – одинаковый; «онима» - имя, в целом – имеющий одинаковое звучание.

Запись определения омонимов в справочник.

2) - Найдите в толковом словаре учебника омонимы (Упр.353)

(с.302 –вал, с.307 –рысь, с.308 –тираж, ударник, с.309 –фунт и др.).


- На что обратили внимание при знакомстве с омонимами?

- Не являются ли эти слова многозначными? Посмотрите на слайд и сравните слова кнопка и клуб.

- Почему лексические значения омонимов раскрываются в разных словарных статьях? (слайды с отличиями от многозначных слов)

(Толкование слов – омонимов даётся в разных словарных статьях – ведь это разные слова, их сходство случайно.

Явление многозначности основано либо на внешнем сходстве, либо на сходстве по действию. У омонимов нет ни внешнего сходства, ни сходства по действию.)


V. Первичное закрепление знаний.

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания, усвоение учащимися умения различать омонимы.

    1. Выполнение тренировочного упражнения № 355

с последующей взаимопроверкой и самооценкой.


(Выписать словосочетания с омонимами так, чтобы было ясно, что обозначают омонимы.)

Оценка: 7 словосочетаний – «5»; 5-6 – «4»; 4 – «3» (слайд № 11)

1) Скосил траву. – Скосил глаза.

2) Косяк лошадей. – Косяк двери.

3) Заплетал косу. – Точил косу – песчаную косу.

Дополнительный вопрос:

- Какая орфограмма встретилась при написании слов?

(Проверяемая безударная гласная в корнях слов …)

VI. Физ. минутка

Цель:сменить вид деятельности.

А мы, я вижу, немного притомились. Без физ. минутки не обойтись.

VII. Выявление места и причины затруднений

Цель: построение и фиксация нового знания.

Углубление знаний учащихся о разных типах омонимов.

- Ребята, омонимы очень разнообразны. Например, звучащие одинаково слова могут относиться к разным частям речи. У Пушкина прочтем :

— Вы, щенки! За мной ступайте! 
Будет вам по калачу
Да смотрите ж, не болтайте, 
А не то поколочу!

Здесь совпали в звучании два слова (по калачу) и одно (поколо­чу), хотя в написании их нет совпадения. В этом случае перед нами омофоны (от греческого омос — одинаковый и фоне — звук), их еще называют фонетическими омонимами.

Омонимия может проявляться и в каких-либо формах слов, например, в стихах Я. Козловского :

Снег сказал: — Когда я стаю, 
Станет речка голубей, 
Потечет, качая стаю 
Отраженных голубей. Такие слова называются омоформами или грамматическими омонимами.

Ученые-лингвисты ещё выделяют омографы – графические омонимы - слова, которые пишутся одинаково, но различаются при произношении. Явление это можно наблюдать в словах замок и замок.

Омонимы, омофоны и омоформы очень любимы писателями-юмористами, потому что они помогают создавать более яркие образы, шутки и так называемые каламбуры – игра слов.


VIII.Закрепление знаний Цель: применение нового знания в типовых заданияхпроговоривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, проведение коррекции

Задание для групп : определить тип омонимов.

(задание распечатано на листочках)

Ребята, у вас на столах лежат карточки. Попробуйте в них найти типы омонимов. Подчеркните их одной чертой. В помощь вам пригодится таблица «Типы омонимов»

Вид

Сходство

Различие

Примеры

Омографы

Одинаково пишутся

Различное ударение и значение

ЗамОк - зАмок

Омофоны

Совпадение в звучании

Пишутся по-разному

Гулял в лесу –встретил лису

Омоформы

Совпадает написание в некоторых формах

Разные начальные формы

Лечу (лечить) –лечу (лететь)


    1. Рыбачка

Вместо озера – пруд.

Вместо удочки – прут.

Так и знайте: сама

Я поймаю сома!

    1. Кумушки

Серая ворона

Чёрного ворона

Утром ругала, присев на сучок.

Новость о том разнесли во все стороны

Сплетницы-кумушки –

Сорок сорок. (Я. Козловский)

    1. Петя мечтает

…Если б мыло приходило

По утрам ко мне в кровать

И само меня бы мыло –

Хорошо бы это было! (Б. Заходер)

Почему эти пары слов нельзя назвать омонимами?

Проверка

(1 – омофоны; 2 – омографы; 3 – омоформы;)

Молодцы! А теперь ответьте на шуточные вопросы:
1. Каким ключом нельзя открывать двери?
2. Какую ноту кладут в суп?
3. Из какого крана нельзя брать воду?
4. Из каких ноготков не соберешь букета?

IX. Рефлексия деятельности. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода нового знания

Ребята, вот и подошло к концу наше необычное путешествие, нам осталось ответить на несколько вопросов и подвести итог уроку.

Чтобы знанья были впрок, нужно подвести итог:

Фронтальный опрос.

-Что нового вы узнали на уроке?

- Что называют омонимами?

- В чём отличие омонимов от многозначных слов?

- Назовите виды омонимов.

Какую цель ставили в начале урока? Удалось ли достичь поставленной цели? Что вызвало особенные затруднения? Где можно применить полученные знания?

Понравилось ли вам, как вы работали на уроке? Какую бы вы поставили себе оценку?

А показать свое настроение я предлагаю вам смайликами в форме елочных игрушек, которыми вы украсите нашу небольшую елочку.

Спасибо за работу на уроке.

X. Домашнее задание: выполнить упр.

составить синквейн по теме «Омонимы»

Синквейн.

Омонимы

Одинаковое, разное.

Пишутся ,обозначают, играют.

Написание одинаковое-значение разное.

Средство выразительности

- Чтобы лучше усвоить полученные знания, нужно выполнить д.з.
Поздравление с новым годом на слайде.

    1. Рыбачка

Вместо озера – пруд.

Вместо удочки – прут.

Так и знайте: сама

Я поймаю сома!

    1. Кумушки

Серая ворона

Чёрного ворона

Утром ругала, присев на сучок.

Новость о том разнесли во все стороны

Сплетницы-кумушки –

Сорок сорок. (Я. Козловский)

    1. Петя мечтает

…Если б мыло приходило

По утрам ко мне в кровать

И само меня бы мыло –

Хорошо бы это было! (Б. Заходер)

    1. Рыбачка

Вместо озера – пруд.

Вместо удочки – прут.

Так и знайте: сама

Я поймаю сома!

  1. Кумушки

Серая ворона

Чёрного ворона

Утром ругала, присев на сучок.

Новость о том разнесли во все стороны

Сплетницы-кумушки –

Сорок сорок. (Я. Козловский)



3.Петя мечтает

…Если б мыло приходило

По утрам ко мне в кровать

И само меня бы мыло –

Хорошо бы это было! (Б. Заходер)


Вид

Сходство

Различие

Примеры

Омографы

Одинаково пишутся

Различное ударение и значение

ЗамОк - зАмок

Омофоны

Совпадение в звучании

Пишутся по-разному

Гулял в лесу –встретил лису

Омоформы

Совпадает написание в некоторых формах

Разные начальные формы

Лечу (лечить) –лечу (лететь)



Вид

Сходство

Различие

Примеры

Омографы

Одинаково пишутся

Различное ударение и значение

ЗамОк - зАмок

Омофоны

Совпадение в звучании

Пишутся по-разному

Гулял в лесу –встретил лису

Омоформы

Совпадает написание в некоторых формах

Разные начальные формы

Лечу (лечить) –лечу (лететь)



Вид

Сходство

Различие

Примеры

Омографы

Одинаково пишутся

Различное ударение и значение

ЗамОк - зАмок

Омофоны

Совпадение в звучании

Пишутся по-разному

Гулял в лесу –встретил лису

Омоформы

Совпадает написание в некоторых формах

Разные начальные формы

Лечу (лечить) –лечу (лететь)














1. Говорит Попугай Попугаю:

- Я тебя, Попугай, попугаю!

Отвечает ему Попугай:

- Попугай, Попугай, попугай!


2. Говорили тиграм львы:

- Эй, друзья, слыхали ль вы,

Что не может носорог

Почесать свой нос о рог?


3.Отца спросила дочка:

«Не знаю, как прочесть.

Есть слово «проволОчка»,

И «прОволочка» есть.

А что такое «атлас»?

Его приносят в класс?

Я почитала Атлас,

Но есть ведь и атлАс?»