Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме "Омонимы"»
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…
А.С.Пушкин
Блиц-опрос
1. Лексика – это …
словарный состав языка
2. Раздел науки о языке, изучающий его словарный состав называется …
лексикологией
3. В толковых словарях разъясняется …
лексическое значение слов
Блиц-опрос
4. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются …
многозначными
5. Однозначными называются слова, имеющие …
одно лексическое значение
6. Слово может иметь … и… значения.
прямое и переносное значения
Почему говорящие не поняли друг друга? овсянка овсянка
РЕБУС
,,
,,,
Двадцатое декабря. Классная работа.
Омонимы.
Цели урока: 1) Узнать, что такое слова-омонимы. 2) Находить омонимы в тексте. 3) Научиться отличать друг от друга слова-омонимы. 4) Познакомиться с видами омонимии.
Задание Лингвистический эксперимент
- Запишите данные слова
- Объясните, что вы представляете, когда читаете эти слова
1 группа
3 группа
2 группа
КРАН
КЛЮЧ
КОСА
Когда я читаю слово…, я представляю ….
Ключ
Что такое омонимы?
Cлова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию,
но совершенно различные по лексическому значению
называются
ОМОНИМАМИ
Homos (греч.) - «один и тот же, одинаковый»
Onyma (греч.) - «имя»
Л У К 1 (сущ.) - огородное растение
Л У К 2 (сущ.) - оружие, спортивный снаряд
Задание: выполнить упражнение 355, взаимопроверка
Омофоны - слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение.
ОМОФОРМЫ - слова, которые одинаково звучат лишь в некоторых грамматических формах и при этом чаще всего принадлежат к разным частям речи.
ЗА́МОК ЗАМО́К
Омографы - слова, которые пишутся одинаково, но различаются при произношении .
Каламбур – игра слов
1. Рыбачка
2. Кумушки
Серая ворона
Вместо озера – пруд.
Вместо удочки – прут.
Чёрного ворона
Утром ругала, присев на сучок.
Так и знайте: сама
Я поймаю сома!
Новость о том разнесли во все стороны
Сплетницы-кумушки –
Сорок сорок. (Я. Козловский)
3. Петя мечтает
… Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло –
Хорошо бы это было!
(Б. Заходер)
Чтобы знанья были впрок, нужно подвести итог:
-Что нового вы узнали на уроке?
-Что называют омонимами?
- В чём отличие омонимов от многозначных слов?
- Назовите виды омонимов .
Домашнее задание:
1)Выполнить упр. 357.
2)Составить синквейн по теме«Омонимы»:
Омонимы
Одинаковое, разное
3 глагола
Фраза из четырех слов
Близкое по значению слово