УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 6 классе
Зайпулаева Тоита Исмаиловна, учитель русского языка и литературы, чеченского языка и литературы МБОУ «СОШ с.Хажи-Эвла им.Товзаева Р.Э.» Веденского района, Чеченской Республики.
Тема урока: «Этот волшебный глагол!»
МБОУ «СОШ с.Хажи-Эвла им.Товзаева Р.Э.» Веденского района, Чеченской Республики.
Эпиграф:
Глагол – самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!
А. Югов
Знаете ли вы, что…
На 9 тысяч слов приходится
2,5 тысячи глаголов.
Теоретическая разминка «Кто знает о глаголе больше всех?
- Что обозначает глагол, на какой вопрос отвечает?
- Виды глагола.
- Как изменяется глагол?
- Назовите наклонения глаголов.
- Каким членом предложения
может быть глагол?
Игра «Корректор»
Задание: Исправьте ошибки в предложениях.
- Наголом сучьке клёна седит призабавный малинький савёнок.
- Белая бирёза подмаим акном пренакрылась снегом, точьно сирибром.
Самопроверка
На голом сучке сидит презабавный маленький совёнок.
Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.
Чередование Е – И в корне
-бир- – -бер-
-блист- – -блест-
-дир- – - дер-
-жиг- – -жег-
-мир- – -мер-
-тир- – -тер-
-пир- – -пер-
-стил- – -стел-
Игра «Помоги Псу и Коту»
Задание: Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.
Однажды Кот и Пёс решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», — сказывал Пёс. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.
Они нашли бы её ещё быстрее, если бы так не запутались в видах глаголов. Помогите им!
Спряжение глагола
1. Если безуд. окончание,ставим глагол в inf.
2. Если оканчивается на –ить, то II спр.(кроме , БРИТЬ,СТЕЛИТЬ)
3.Если оканчивается не на – ИТЬ , то вспомним гл.-исключения
(смотр еть , обид еть , слыш ать , вид еть , ненавид еть , гн ать , дыш ать , держ ать , верт еть , завис еть , терп еть )
ФИЗМИНУТКА
Игра «Скрытые советы»
Быть внимательным, слушать с интересом – это значит думать о том, что рассказывают, а думать – значит задавать вопросы и отвечать на них.
С. Соловейчик
Игра «Найди ошибку»
Задание: Найди ошибку в морфологическом разборе выделенных слов.
Дождь прошёл коротко.
Прошёл – гл., н.ф. – пройти, невозврат., сов.в., неперех., I спр., в услов. накл., ед.ч., прош.вр., м.р.
Игра «Найди ошибку»
Задание: Найди ошибку в морфологическом разборе выделенных слов.
Береги честь смолоду.
Береги – гл., н.ф. – беречь, невозврат., сов.в., перех., I спр., в повел. накл., ед.ч., 2-го л.
Игра «Найди ошибку»
Задание: Найди ошибку в морфологическом разборе выделенных слов.
Как были бы мы счастливы.
Были (бы) – гл., н.ф. – быть, возврат., несов.в., неперех., I спр., в услов.накл., мн.ч.
Игра «Найди ошибку»
Задание: Найди ошибку в морфологическом разборе выделенных слов.
Вдруг резко потеплело.
Потеплело – гл., н.ф. – потеплеть, невозврат., безл., сов.в., II спр., в изъяв. накл., ед.ч., прош.вр., ср.р.
Игра «Как член предложения»
Задание: Определите, какими членами предложения являются глаголы. Будьте внимательны.
- Петя любит читать.
- Курить – здоровью вредить.
- Ребята уехали отдыхать.
- Бесконечна возможность
познавать себя.
Игра «Поставь ударение»
Брал, брала, брало, брали
Взял, взяла, взяло, взяли
Игра «Правописание -тся и -ться в глаголах»
Инфинитив (-ться)
3-е лицо (-тся)
- лениться
- добиться
- превратиться
- смеяться
- повеселиться
- обижаться
- трудится
- сбудется
- нравится
- полагается
- распоряжается
- подчиняется
Победю, побежу или побежду?
Однажды встретились два друга – спортсмена, и один, рассказывая о своих спортивных победах, сказал: «В этом году на соревнованиях в области я обязательно победю, нет, побежу…».
- Эх ты, не знаешь, как правильно сказать, надо говорить побежду!
Рефлексия
- Чем занимались на уроке?
- Всем было легко работать на уроке? Почему?
- Как сделать, чтобы работать на уроке было всегда легко и приятно?
Домашнее задание:
СХЕМА СИНКВЕЙНА
1 строка – существительное (тема)
2 строка – 2 прилагательных
3 строка – 3 глагола
4 строка – предложение (отношение автора)