Междометие. Знаки препинания при междометиях
8 класс
Ох, как трудно жить на свете,
Не усвоив междометий!
Цели:
Познакомить учащихся с междометиями как частью речи, назначением в языке, употреблением в роли других частей речи;
формирование умения выделять междометие знаками препинания;
обогащение речи учащихся за счет использования в ней междометий;
воспитание у учащихся бережного обращения к слову
Ход урока
I. Оргмомент
- записать предложение под диктовку, используя орфографическую защиту
Ах, как интересно забраться на обрывистый берег реки Северский Донец и нырнуть в теплую прозрачную воду.
- устно дать характеристику предложению
- назвать в предложении самостоятельные и служебные части речи (одно слово осталось не названым)
- назвать общие признаки и различия служебных частей речи Выступление 1 учащегося.
Ребята, разгадайте шараду.
1. Возьмите один из слогов существительного метеор.
2. Корень глагола ждать.
3. Окончание имени существительного мужского рода в творительном падеже единственного числа.
4. Окончание глагола I спряжения в 3-м лице единственного числа настоящего времени.
5. Суффикс и окончание существительного величие.
Целое: название слова, которое выражает чувства, переживания, побуждения, но не называет их.
Ответ учащихся: ме-жд-ом-ет-ие
- Что вы можете теперь сказать о не названом слове из нашего предложения?
II. Изучение новой темы
Среди живущих на Земле существ есть совсем просто устроенные, вроде каких-нибудь одноклеточных водорослей или микробов, и очень сложные – вроде обезьяны или крокодила.
То же самое мы видим и среди частей речи. Вот, например, самое простейшее из простейших – междометие. Его никак нельзя изменить, и у него нет никакого внутреннего строения, прямо одни восклицания какие-то: Ох! Ах! Хи-Хи. Возьмем, например, О! – ну чем не простейшее одноклеточное?
Междометие с латинского переводиться как брошенное между. Вот Вам и часть речи! Однако без междометий наш разговорный язык просто нельзя себе представить.
- Запишите тему нашего урока и эпиграф.
- Какая задача стоит перед нами?
(ребята пытаются сформулировать задачу урока, учитель затем объявляет все задачи)
- Ребята, самостоятельно изучить теоретический материал вам поможет следующее задание: составьте текст из предложений. Предложения лежат в конвертах на ваших партах.
1. К междометиям примыкают, но не являются ими звукоподражательные слова, которые передают звуки, издаваемые людьми, животными, различными предметами, стихийными силами природы.
2. Междометие – особая часть речи, которая не называет ни предметов, ни признаков, ни действий, выражает чувства или побуждение к действию, не называя их.
3. Междометие не имеет морфологический признаков, поэтому и морфологический разбор его не проводят.
- Что вы узнали о междометии?
Ответы учащихся:
- Междометие – особая часть речи, которая не называет ни предметов, ни признаков, ни действий, выражает чувства или побуждение к действию, не называя их.
- Междометие не имеет морфологический признаков, поэтому и морфологический разбор его не проводят.
- К междометиям примыкают, но не являются ими звукоподражательные слова, которые передают звуки, издаваемые людьми, животными, различными предметами, стихийными силами природы.
Загадка: Название какой птицы образовано от звукоподражательного междометия? (кукушка от ку-ку).
III. Закрепление изученного материала
Что называется междометием?(Междометия составляют особую часть речи)
Какую роль в предложении могут играть междометия? (Не изменяются, не являются членами предложения, но могут употребляться в значении с другими частями речи)
Что выражают междометия? (Чувства, настроение, но не называют их)
Вспомните, какие междометия вы слышали: они выражают радость, торжество. (Ах, браво, о)
Назовите междометия – сожаление. (Увы, ох)
Междометия, являющиеся выражением благодарности. (Спасибо)
Где чаще всего в предложении стоят междометия?
Баю-бай. Родное, знакомое всем с детства междометие. При укачивании ребенка обычно употребляют целую цепочку слов: баю-баюшки-баю.
Произошло это междометие от глагола баять – говорить, рассказывать сказки.
Здравствуй! Сколько раз за свою жизнь мы произносим это слово, самое распространенное и обычное русское междометие-приветствие при встрече!
Сейчас оно для нас просто знак вежливости. А между тем первоначальное значение этого слова было глубоко благожелательным. Ведь здравствуй буквально значит «будьте здоровы», а точнее – аналогично современному приветствию.
Спасибо и пожалуйста – эти два слова междометия вежливости являются совершенно различными с точки зрения своего происхождения.
Междометие спасибо возникло в результате сращения в одно слово устойчивого словосочетания спаси Бог. Конечное «г» со временем отпало.
Слово пожалуйста было образовано от пожалуй и суффикса ста. Исходное слово пожалуй появилось, очевидно, их пожалую – отблагодарю.
Упр.354(по вариартам)
Слово учителя:
- Вы много уже узнали о междометии, но есть еще материал, который помещен в учебнике. Он вам поможет ответить на итоговые вопросы урока.
ДЗ обобщ.вопросы(стр.215)
IV.Итоги урока
- Что понравилось на уроке?
- Чему научились на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
V.Оценки за урок