СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 8 классе по теме "Обращение, вводные слова и вводные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - практикум проводится после изучения темы для повторения и систематизации изученного материала. Сочетание индивидуальной, парной, групповой и фронтпльной работы даёт возможность всем ученикам проявить себя и показать свои знания, а учителю проверить качество усвоения материала обучающимися. 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе по теме "Обращение, вводные слова и вводные предложения"»

План-конспект урока по русскому языку в 8 классе.

Тема урока:  Систематизация и обобщение изученного по теме «Обращения, вводные слова и вводные предложения»

Цель: систематизировать знания об обращении, вводных словах и вводных предложениях, формировать пунктуационную грамотность, развивать умения анализировать, делать выводы, прививать любовь к русскому слову, интерес к изучению языковых явлений.

Задачи урока:

Образовательные:

  • продолжить работу по формированию навыков находить в предложении обращения и вводные конструкции;

  • совершенствовать умения и навыки постановки знаков препинания в предложениях с обращениями и вводными конструкциями;

  • продолжить работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Развивающие:

  • развивать у учащихся критическое мышление;

  • развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения;

Воспитательные:

  • повышать интерес к изучению русского языка.

  • воспитывать любовь к книге, вдумчивому чтению художественной литературы.

Оборудование: учебник, раздаточный материал для учащихся, компьютерная презентация

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока:урок- практикум.

1. Организационный момент

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята. Вы стали совсем взрослыми, но даже взрослые любят сказки. Одну из них я вам сейчас расскажу.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 

ВЕЧНОЕ ЗАКЛЯТИЕ
Вводные слова

Древние летописи сохранили интересное предание о войне между простыми и сложными предложениями. Долгие годы длилась эта война с переменным успехом, прежде чем стороны пришли к перемирию.
Однажды к Главному Воителю одной из сторон привели пленных.
– Кто это? – надменно спросил он.
– Это вводные слова.
– Почему вводные?
– Они введут нас в курс дела. От них мы узнаем, где и как расположены войска противника, чем вооружены, сколько их.
Пленники разбились на несколько групп и о чем-то перешептывались. Главный Воитель подозвал к себе ближайшую группу слов.
– Вы знаете план расположения войск моего противника?
Пленники забормотали:
– Э-э, конечно, бесспорно, э-э, несомненно, но нет, кажется, э-э, нет, возможно..., пожалуй... нет, не знаем, Главный Воитель. 
– Прочь! Прочь от меня! – разгневался тот. – Они выражают различную степень уверенности! Но они не знают! Обманщики! Лгуны! Позовите ко мне вон тех! Вы знаете, кто перед вами? – сердито спросил он.
– О! О! К счастью, знаем. К общей радости! К удивлению! А впрочем, нет. К несчастью. К сожалению.
– Ах вы неблагодарные! Вы должны трепетать передо мной! А вы выражаете различные чувства! Ну и пленники! Отойдите от трона! Вы! Вот вы! Которые стоят в том углу! Быстро ко мне! Рассказывайте, как укреплены ваши позиции!
– По сообщению разведчиков... по словам воюющих... по мнению сражающихся... мы не знаем.
– Сговорились! Нарочно сговорились! Источники сообщения называют, а само сообщение держат в тайне. Попробуем порасспрашивать других. Так. Вон ту группу. Ну! Живо выкладывайте мне все сведения!
– Во-первых, властитель... а во-вторых... и, наконец... а, напротив, ... ну, например... и, следовательно...
– Порядок мыслей! А мысли-то, мысли-то где?! Называйте их скорее! Молчите?! Я вам покажу! Вы у меня поплатитесь! Осталась последняя кучка слов. Ну! Вы! Отвечайте! Иначе вам всем придется плохо!
– Ну, одним словом... иначе говоря... а лучше сказать...
– Так. Теперь способы оформления мыслей. А сведений так и нет. Насколько я понял, вы мне ничего не скажете. Я напрасно теряю время. Но угрозы мои не напрасны. Я налагаю на вас Вечное Заклятие. Отныне вас будут называть вводными словами. Вы всюду будете чужаками. Ни одно предложение не примет вас в свои члены, напротив, от вас будут отгораживаться запятыми с двух сторон.
Война давно закончилась, все забыли о ней, а Вечное Заклятие действует до сих пор, и никто не может его отменить.

Учитель: Как вы думаете, какое отношение имеет эта сказка к нашему уроку?

Ученики: Мы закончили изучение темы «Вводные слова и вводные предложения». В сказке речь идёт о вводных словах. Значит, сегодня будем повторять и систематизировать изученный материал.

Учитель: Правильно, тема нашего урока: «Вводные слова и вводные предложения». А что означает фраза: «Вы всюду будете чужаками. Ни одно предложение не примет вас в свои члены, напротив, от вас будут отгораживаться запятыми с двух сторон»?

Ученики: Вводные слова грамматически не связаны с членами предложения, сами не являются членами предложения. В предложении они выделяются запятыми.

Учитель: Какие изученные в этом разделе слова тоже грамматически не связаны с членами предложения?

Ученики: Обращения и междометия.
Учитель: Правильно. И о них мы тоже сегодня поговорим. Урок имеет подзаголовок “Тема изучена, но …”  Фраза не закончена, она требует продолжения. Что стоит за этим НО, каждый из вас решит по-своему. Этот вывод вы сделаете в конце занятия на основе материала, используемого на уроке.

3. Актуализация знаний:

А) Теоретическая разминка

1. О каких значениях вводных слов говорилось в сказке? (источник сообщения, различная степень уверенности, различные чувства, порядок мыслей и их связь, способы оформления мыслей).

2. Как вводные слова и обращения выделяются в устной речи и на письме?

3. Чем отличаются вводные предложения от вводных слов?

Б) По данному началу составить вопросы по изученной теме, задать их соседу по парте. Оцените вопросы и ответы друг друга, поставьте оценки в таблицу (Слайд № 1):

Когда… Как…. Что …… Какие ……

В) Словарный диктант:

Театральный сезон, богатое воображение, получить информацию, во-первых, дебют спортсмена, транслировать симфонию, по-нашему, бесспорно, конечно, лауреат премии, до свидания, таким образом, по словам друга, разумеется.

Задание: Подчеркните слова, которые могут употребляться в качестве вводных, составьте с ними предложения. Определите группу вводных слов.

Г) .Найти вводные слова в предложениях, выделить их, расставить знаки препинания, определить группу вводных слов. (устно) (Слайд № 2)

1. Могут  даже у ребят сбыться все желания, нужно только говорят приложить старания. 2. Есть в лесу, под елью белка; диво право не безделка…3. Мой волк сидит прижавшись в угол задом зубами щёлкая  и ощетиня шерсть  глазами кажется хотел бы всех он съесть…

4. Работа по теме урока.

1. Индивидуальная работа:

А) Синтаксический разбор предложения (у доски)

Москвичи, как вам известно, в троллейбусах и автобусах разговаривают довольно редко, а больше читают.

Б) Работа по карточкам

Карточка № 1

Расставьте знаки препинания, найдите вводные слова, определите их значение:

К счастью папы и мамы нет дома. Значит можно ни у кого не отпрашиваться. Я иду к Любочке соседке живущей по соседству. Мне по правде сказать интересно бывать у неё. Во- первых у неё много книг, которые очень интересны. Во-вторых Люба любит рассказывать о своих путешествиях. Она к удивлению уже побывала в Италии и в Африке. В общем у Любочки очень интересно.

Карточка №2

Найдите вводные слова. Правильно расставьте знаки препинания. Определите значение вводных слов. Составьте схему последнего предложения.

Самое трудное для меня – работа со словом. Чем я руковожусь предпочитая одно слово другому? (Во)первых слово должно с наибольшей точностью определять мысль. (Во)вторых оно должно быть музыкально-выразительно. (В)третьих должно иметь размер требуемый ритмической конструкцией фразы. (К.Федин)

Карточка № 3

Задание. Расставить знаки препинания. Выписать в первый столбик номера предложений с обращениями, во второй столбик – номера предложений с вводными словами.

  1. Дай Джим на счастье лапу мне.

  2. Может вместо зимы на полях
    Это лебеди сели на луг.

  3. Что дремучий лес призадумался,
    Грустью темною затуманился?

  4. Шуми, шуми с крутой вершины,
    Не умолкай поток седой.

  5. Мы хозяина кажется утомили.

2. Работа с классом:

Задание: Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу вводные слова. (Слайд № 3)

Книги … издавна почитались на Руси. Ярослав Мудрый владел большой библиотекой. … сейчас ее следы потеряны. …. когда-нибудь она будет найдена. … такая находка поможет узнать много интересного о прошлом нашего народа.

Сравните (Слайд № 4)

Книги, как известно, издавна почитались на Руси. Как утверждают летописцы, Ярослав Мудрый владел большой библиотекой. К сожалению, сейчас ее следы потеряны. Может быть, когда-нибудь она будет найдена. По мнению ученых, такая находка поможет узнать много интересного о прошлом нашего народа.

- Какова роль вводных слов в тексте?

- Что вы знаете о Ярославе Мудром? Почему его прозвали Мудрым? Объясните это, используя в ответе вводные слова.

- Зачем в нашей речи нужны вводные слова?

Физкультминутка

  1. Проверка знаний

  1. Тест

1. В приведенных ниже предложениях расставлены все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Проводник рассердился, (1) повернулся и быстро пошёл по тропе обратно. Задерживать его теперь было, (2) конечно, (3) бесполезно.



2. В приведенном ниже предложении расставлены все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

Напуганный двумя дурными,(1) по его мнению,(2) предзнаменованиями, (3) наш проводник отказался идти дальше.

3. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

К несчастью его (1) никто (2) конечно (3) не остался равнодушным. К несчастью (4) проливные дожди продолжали затапливать поле.

1) 2,3,4 2) 1,2,3,4 3) 1,4

4. Выпишите номера предложений, в которых есть обращение (знаки препинания не расставлены)

1. Широко ты Русь по лицу земли в красе царственной развернулась.

2. Родина многих выдающихся открытий Россия.

3. Люблю твою Россия старину.

4. Дни весны долгожданны, но коротки.


5. Укажите номера правильных вариантов. В этих предложениях вводное слово обозначает различные чувства.

1. Из всех певчих птиц, пожалуй, самая близкая к человеку птица - скворец.

2. Может, вместо зимы на полях лебеди сели на луг?

3. К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, - цены не зная ей, Невежда про нее свой толк всё к худшему клонит.

4. К счастью, погода была тихая, а пруд словно заснул.

Самопроверка

Учитель: Проверьте выполненные работы, сверив ответы с эталоном, поставьте оценки и передайте листочки на первую парту.

  1. Работа по теме урока.

Работа в группах: Оцените степень участия каждого члена группы в работе по 5-баллной шкале.

1 группа (слабые учащиеся)

Задание: в текст, написанный на листочке, вставить подходящие по смыслу вводные слова, выбирая их из слов для справок, расставить знаки препинания Определить их значение. Составить свои 4-5 предложений на тему «А что для меня счастье?» (использовать вставные конструкции).

много я слышал разных споров о счастье. Счастье … - это богатство, деньги. Но ведь … настоящего счастья, верной дружбы не купить. Если … человек обделил кого-то, отнял у других, они его клянут. И ему … немного не по себе. Совесть … точит. А от совести … никакими деньгами не откупишься. Счастье … это не только иметь, брать, получать. Счастье … в том, чтобы отдавать, получать, делиться радостью.

Слова для справок: говорили некоторые, конечно, скажем, по-моему, несомненно, разумеется, наверно, бесспорно, я думаю…

2 группа

Задание Запишите предложения, вставляя вместо точек вводное слово из указанной группы.

1) … книги – мост в мир знаний (порядок мыслей, последовательность изложения).

2) Внимательное чтение… повышает грамотность (уверенность).

3) … одни люди заполняют книгами жизнь а другие-только стеллажи (источник сообщения).

4) Вы… прекрасно знаете содержание книги (радость, одобрение).

5) Чтение … расширяет кругозор, … развивает память, … способствует улучшению грамотности (порядок мыслей).

3 группа (Сильные учащиеся)

Задание:

Составить небольшой связный текст на тему «Роль книги в нашей жизни», включив в него вводные слова. Текст какого типа речи у вас получится? Каковы отличительные признаки текста – рассуждения?

Работая над сочинением, обязательно используйте вводные слова, словосочетания, предложения, вставные конструкции. Это позволит вам более точно передать свои чувства и мысли, сделать высказывание более выразительным и доступным для понимания, логичным, последовательным; выразить свое отношение к сообщаемому.

  1. Объяснительный диктант

Друзья мои, читайте книги! Они, безусловно, играли и продолжают играть главную роль в развитии нашей цивилизации. Во-первых, книги рассказывают о том, что человечество совершило, передумало, чего достигло в далёком прошлом. Во-вторых, объясняют настоящее и, наконец, увлекают в мир будущего. Польза от общения с книгами и в том, что они, без сомнения, повышают грамотность, прививают вкус к хорошему слову и, конечно, ,любовь к языку .

- Объясните постановку знаков препинания. Определите группу по значению вводных слов.

-К какому стилю относится этот текст? Докажите. Почему для публицистического стиля характерно употребление вводных слов?

Итог урока. Рефлексия. Вернемся к подзаголовку нашего урока “Тема пройдена, но…” Итак, как бы вы закончили эту фразу? Какие трудности возникли при повторении темы?

Выставление оценок. Оцените свою работу на уроке с помощью таблицы.

Комментирование оценок учителем.

Домашнее задание: 1. Выписать 5 предложений из учебника по литературе с вводными словами.

  1. Составить текст (устно или письменно) по картине, используя вводные слова разных смысловых групп.



№ п/п

Вид работы

оценка

1.

Теоретическая разминка


2.

Словарный диктант


3.

Тест


4.

Работа в группе




















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!