СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9 классе «Знаки препинания в сложносочинённом предложении».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Материал данного урока помогает учащимся понять смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложносочинённого и ставить знаки препинания; повышает уровень речевой культуры, закрепляет умения определять грамматические основы в предложениях, предложенных в задании № 2 по материалам ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе «Знаки препинания в сложносочинённом предложении».»

Урок русского языка в 9 классе «Знаки препинания в сложносочинённом предложении» подготовила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Молочненская средняя школа им. Героя Советского Союза Г.С. Титова» Сакского района Республики Крым.


Тема. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

Цель:

- углублять и совершенствовать пунктуационные навыки учащихся;

- обратить их внимание на особые случаи постановки знаков препинания в ССП;

- развивать навыки пунктуационной грамотности;

- воспитывать внимательность, аккуратность.


Оборудование: учебник «Русский язык. 9 класс» под ред. Л.М. Рыбченковой, Москва: «Просвещение», 2022 г.

Ход урока.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1. Тренировочное упражнение. Запишите предложения и определите в них смысловые отношения.


Выступы гор закрывали дорогу, и только кусочек безоблачного неба синел в

высоте над стремительными жёлтыми стенами обрыва. Пройдёт несколько дней, и степь наполнится голосами людей и гудением машин. Казаки метнулись к коням, и мгновенно воз стоял, готовый двинуться в дорогу. За Херсоном подсолнухи ломают, а в Карпатах убирают лён.


  1. Вопросно-ответная форма работы.

- Какие предложения называются сложносочинёнными?

- Назовите группы сочинительных союзов.

- Какие смысловые значения выражаются в сложносочинённых предложениях с соединительными союзами?

- Какие смысловые значения выражаются в сложносочинённых предложениях с противительными… и разделительными союзами?


  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Слово учителя. В сложносочинённых предложениях перед сочинительными всегда ставится запятая, однако в отдельных случаях она отсутствует.


  1. Объявление темы и цели урока.

  2. Восприятие учащимися учебного материала.


  1. Работа с учебником. П. 10, стр. 65.

  2. Выполнение упражнения 107. Переписать предложения, вставляя

пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Объяснить их постановку. Заключить в овал союзы, соединяющие части предложения.

  1. Работа с учебником. П. 10, стр. 67.

  2. Тренировочное упражнение.

- Запишите под диктовку следующие предложения. Подчеркнуть

грамматические основы предложений (задание № 2 ОГЭ).

- Найти общий второстепенный член предложения в первой части предложения.

Вскоре после восхода набежала тучка и брызну короткий дождь. Ночью просторы черны и холмы кажутся сплошь затянутыми лесом. За поворотом кончалось село и начиналась степь. За окнами печально поёт осенний ветер и стоит ночь, полная звёзд. В июле на юге вечера наступают рано и воздух темнеет быстро. Когда коляска въехала во двор, из летней кухни вышла экономка и из сада прибежали дети. Где состоится концерт и как долго он будет? Нужно ещё зайти в библиотеку и надо составить список приглашённых.


  1. Практическая работа.

- Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки; союзы заключить в овал и графически укажите, что с чем они связывают. Составьте схемы предложений.


(Во)круг городка день и ночь мокнут ра..трёпа..ые ржа..ные поля. Тяж..лые

тучи напита..ые холодной влагой в..сят над землёй а к..сые х..лстины дождя закрывают просторы. Юноша ходил по палубе и пот..рая озя..шие руки всматривался (в)даль. Море на уд..вление было сп..койным и где(то) на гор..зонте он разгл..дел лё..кий дымок.


  1. Практическая работа.

- Образуйте из двух простых предложений сложносочинённое. Запишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните их грамматические основы и постройте схемы.


Пришёл конец снегам. Из-за притихших гор поднялось солнце. Дело

сделано. Назад возврата нет. Кто-то надрубил молодую берёзу. Течёт мутный сок оставаясь на земле лужицей. Я полез малину собирать в кустах. Под кустом заросли крапивы. Петухи кричат оглашая округу. Дворовые собаки по утрам перекликаются.


- Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подумайте, почему между частями ССП возможен другой знак препинания – тире.


Взлетит из некошеных трав птица и под крыльями у неё взметнётся золотое

облачко цветочной пыльцы. Летит птица над травами и каждый удар крыльев рождает золотистый пылевой смерчик. Мой конь неторопливо вышагивает по тропинке и кулички от него шарахаются в стороны. Я тихонько засмеялся и неожиданный мой конь издал короткое но весёлое ржание.


  1. Подведение итогов урока.

Заключительная беседа.

- Какие знаки препинания ставятся между частями ССП?

- Когда возможна постановка тире?

- Перечислите случаи отсутствия запятых между частями ССП перед соединительными союзами и, да, а также перед разделительными либо, или.


  1. Рефлексия.

- Что нового узнал(а) я на уроке?

- Какие пунктуационные правила вызвали трудности в понимании и применении их?

- Что хотелось бы ещё раз закрепить на следующем уроке?


  1. Домашнее задание. П. 10. Упр. 108. Продолжить предложения так, чтобы получились ССП с соединительными союзами. Записать их и объяснить постановку знаков препинания. Продолжить предложения так, чтобы получились простые предложения с однородными членами.