Урок русского языка в 9 классе «Знаки препинания в сложносочинённом предложении» подготовила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Молочненская средняя школа им. Героя Советского Союза Г.С. Титова» Сакского района Республики Крым.
Тема. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.
Цель:
- углублять и совершенствовать пунктуационные навыки учащихся;
- обратить их внимание на особые случаи постановки знаков препинания в ССП;
- развивать навыки пунктуационной грамотности;
- воспитывать внимательность, аккуратность.
Оборудование: учебник «Русский язык. 9 класс» под ред. Л.М. Рыбченковой, Москва: «Просвещение», 2022 г.
Ход урока.
Актуализация опорных знаний учащихся.
Тренировочное упражнение. Запишите предложения и определите в них смысловые отношения.
Выступы гор закрывали дорогу, и только кусочек безоблачного неба синел в
высоте над стремительными жёлтыми стенами обрыва. Пройдёт несколько дней, и степь наполнится голосами людей и гудением машин. Казаки метнулись к коням, и мгновенно воз стоял, готовый двинуться в дорогу. За Херсоном подсолнухи ломают, а в Карпатах убирают лён.
Вопросно-ответная форма работы.
- Какие предложения называются сложносочинёнными?
- Назовите группы сочинительных союзов.
- Какие смысловые значения выражаются в сложносочинённых предложениях с соединительными союзами?
- Какие смысловые значения выражаются в сложносочинённых предложениях с противительными… и разделительными союзами?
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Слово учителя. В сложносочинённых предложениях перед сочинительными всегда ставится запятая, однако в отдельных случаях она отсутствует.
Объявление темы и цели урока.
Восприятие учащимися учебного материала.
Работа с учебником. П. 10, стр. 65.
Выполнение упражнения 107. Переписать предложения, вставляя
пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Объяснить их постановку. Заключить в овал союзы, соединяющие части предложения.
Работа с учебником. П. 10, стр. 67.
Тренировочное упражнение.
- Запишите под диктовку следующие предложения. Подчеркнуть
грамматические основы предложений (задание № 2 ОГЭ).
- Найти общий второстепенный член предложения в первой части предложения.
Вскоре после восхода набежала тучка и брызну короткий дождь. Ночью просторы черны и холмы кажутся сплошь затянутыми лесом. За поворотом кончалось село и начиналась степь. За окнами печально поёт осенний ветер и стоит ночь, полная звёзд. В июле на юге вечера наступают рано и воздух темнеет быстро. Когда коляска въехала во двор, из летней кухни вышла экономка и из сада прибежали дети. Где состоится концерт и как долго он будет? Нужно ещё зайти в библиотеку и надо составить список приглашённых.
Практическая работа.
- Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки; союзы заключить в овал и графически укажите, что с чем они связывают. Составьте схемы предложений.
(Во)круг городка день и ночь мокнут ра..трёпа..ые ржа..ные поля. Тяж..лые
тучи напита..ые холодной влагой в..сят над землёй а к..сые х..лстины дождя закрывают просторы. Юноша ходил по палубе и пот..рая озя..шие руки всматривался (в)даль. Море на уд..вление было сп..койным и где(то) на гор..зонте он разгл..дел лё..кий дымок.
Практическая работа.
- Образуйте из двух простых предложений сложносочинённое. Запишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните их грамматические основы и постройте схемы.
Пришёл конец снегам. Из-за притихших гор поднялось солнце. Дело
сделано. Назад возврата нет. Кто-то надрубил молодую берёзу. Течёт мутный сок оставаясь на земле лужицей. Я полез малину собирать в кустах. Под кустом заросли крапивы. Петухи кричат оглашая округу. Дворовые собаки по утрам перекликаются.
- Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подумайте, почему между частями ССП возможен другой знак препинания – тире.
Взлетит из некошеных трав птица и под крыльями у неё взметнётся золотое
облачко цветочной пыльцы. Летит птица над травами и каждый удар крыльев рождает золотистый пылевой смерчик. Мой конь неторопливо вышагивает по тропинке и кулички от него шарахаются в стороны. Я тихонько засмеялся и неожиданный мой конь издал короткое но весёлое ржание.
Подведение итогов урока.
Заключительная беседа.
- Какие знаки препинания ставятся между частями ССП?
- Когда возможна постановка тире?
- Перечислите случаи отсутствия запятых между частями ССП перед соединительными союзами и, да, а также перед разделительными либо, или.
Рефлексия.
- Что нового узнал(а) я на уроке?
- Какие пунктуационные правила вызвали трудности в понимании и применении их?
- Что хотелось бы ещё раз закрепить на следующем уроке?
Домашнее задание. П. 10. Упр. 108. Продолжить предложения так, чтобы получились ССП с соединительными союзами. Записать их и объяснить постановку знаков препинания. Продолжить предложения так, чтобы получились простые предложения с однородными членами.