Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема: Суффикс. Роль суффикса в словах.
Основные цели: 1) формирование понятия о суффиксе;
2) развитие умений выделять отличительные признаки новой части слова – суффикса, характеризовать роль суффикса в слове и графически его обозначать;
3) закрепление умения находить и выделять суффиксы в словах.
Основные задачи: 1) дать представление о суффиксе как значимой части слова; 2) показать роль суффикса в передаче оттенков значения слова и образовании новых слов; 3) показать единообразное написание одного и того же суффикса;
4) развивать логическое мышление детей при группировке слов по значению суффиксов;
5) развивать умение определять значения суффиксов в словах;
6) выработать умение составлять слова с предложенными суффиксами;
7) способствовать формированию коммуникативных умений при работе в паре;
8) обогатить словарный запас учащихся.
Предметные:
Научатся:
-выделять суффикс как часть слова, следуя алгоритму,
-образовывать новые слова с заданными суффиксами и определять их значение.
Метапредметные:
Познавательные: знают, что такое суффикс, владеют последовательностью действий при обозначении суффикса;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске информации, планирование и постановка вопросов;
Регулятивные: опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;
Личностные:
- осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости учебного материала;
-овладение приёмами самооценки и самоконтроля результатов деятельности по предложенным критериям и алгоритму работы; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, интерес, желание больше узнать.
Дидактические материалы:
Учебник «Русский язык», Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, 2 класс.
Раздаточный материал: карточка с заданием- составить слова из частей слова, карточка с заданием- соотнести слово со схемой.
Оборудование: доска, презентация, учебник.
Ход урока.
Орг. момент. Психологический настрой.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. А зовут меня Л.А. К нам на урок пришли гости, поздоровайтесь с ними и подарите им свои улыбки, ведь от улыбки станет всем теплей. Тихо садитесь. Я хочу начать наш урок с одной истории, а вы повторяйте то, что увидите.
-Дети представьте себе, что вы- маленькое семечко (дети закрывают головы руками). Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним (поглаживания по голове). С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти. Появляются первые листочки (поднимают руки, тянутся вверх). Стебелёк растёт. И вот наступает радостный момент: появляется прекрасный цветок. Цветок хорошеет. Он тянется к свету, к солнцу (руки в стороны и вниз)
-Знаете, ребята, как цветы тянутся к солнцу, так и человек тянется к знаниям.
Прочитайте пожалуйста пословицу «Мир освещается солнцем, а человек - знанием»(на слайде)
-Как вы понимаете эти слова? (когда человек много знает, ему легче ориентироваться в жизни, это помогает преодолевать ему трудности)
- А вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями сегодня на уроке.
- Если человек всё делает с хорошим настроением, с добрыми мыслями, если верит в свои силы, то он преодолеет все препятствия на своем пути. Я верю, что у вас всё получится!
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Итак, начнем наш урок! Откройте свои тетради.
Я тетрадочку открою
И как надо положу
Я от вас ,друзья, не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, спинка прямо, не согнусь
За работу я возьмусь!
- Записываем дату 26 февраля…Классная работа.
( ручки отложите)
- Вспомните, пожалуйста, какой большой раздел вы начали изучать? (Состав слова). С какими частями слова вы уже познакомились? ?(Корень, приставка). Что такое корень слова? Что такое приставка?
-Сегодня мы продолжим работу над частями слова. Давайте посмотрим, как вы умеете применять знания, полученные на прошлых уроках.
- Я вам предлагаю записать слова с доски в тетради и разобрать их по составу( если не поймут, выделите изученные части слова))
-(на выполнение дается 3 минутки)(на доске слова). ( Приезд, подъезд, снег, снежок,зуб, зубик)
-Поднимите руки, кто выполним задание.
- Кто не смог выполнить задание?
(Учащиеся поднимают руки)
- Что вы не смогли сделать? (Я(мы) не смог(и) разобрать 2 последних слова по составу)
- Кто считает, что уже справился с заданием? Вы сможете доказать, что задание выполнили верно? (Нет, мы не можем доказать, что последние 2 слова разобрали верно). Значит нужно остановиться и подумать.
3. Выявление причины затруднения.
- Какое задание выполняли? (Разбирали слова по составу).
- В первом слове, какие части слова встретились? (Приставка и корень).
- А в последних двух, почему не смогли разобрать по составу слова?
(Не знаем, как называется часть слова после корня и как её выделять).
- Кто выполнил задание, почему не смогли доказать? (Не знаем, правильно ли выделили и сомневаемся в названии.) Почему? (Не хватает знаний.)
-Значит, есть еще какая- то часть слова, о которой вы еще не знаете. А хотите узнать? А что вы хотели бы узнать о новой части слова? (где находится, для чего служит).
-Составим план наших дальнейших действий.
Узнать, как обозначать новую часть слова.
Узнать, как называется часть слова после корня.
Узнать, для чего служит новая часть слова.
- Что или кто может нам помочь в дальнейших действиях? (Учебник, совенок). Правильно. Открываем учебник на с. 62
Реализация построенного проекта
- Я вам предлагаю выполнить задание мудрого совёнка. Слайд .
- Читаем задание, записываем слова парами, выделяем в словах корни.
- Какое общее значение имеют эти слова? (Называют детёнышей животных).
- Какая часть слова указывает, что речь идёт о детёныше животного? ( - ёнок)
- Где эта часть слова стоит? (После корня).
- Для чего служит эта часть слова? (Для образования новых слов).
- Прочитайте информацию в учебнике на стр. 62 о том, как называется эта часть слова.
- Как же называется часть слова после корня? ( Это суффикс).
- Для, чего служит суффикс? ( Для образования новых слов)
- Где стоит суффикс? (После корня).
- Как обозначается эта часть в слове? ( Как треугольную крышу у домика, как уголок).
- Суффикс- это нерусское слово и переводится как приколоченный, т.е приколоченный к корню.
После корня он стоит,
И на вас ,друзья, глядит
Его я если заменю,
Другое слово получу.
Обозначу уголком.
Называю суффиксом.
-Выделите суффиксы в словах, называющих детенышей животных.
- Составьте правило и проговорите его по очереди в парах. На работу 1 минута.
Итак, какое правило у вас получилось.
-Кто же мне скажет, что такое суффикс?
- Сверим наши выводы с эталоном.
Чтение правила детьми. (Часть слов, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, называется суффиксом.)
- Совпали наши выводы?
Физминутка. А сейчас мы немножко отдохнем.
Встаем на Физминутку. Я буду произносить слова. Если услышите в слове суффикс –ёнок-или –онок-, то вы строите над головой крышу домика из ладошек. Если нет такого суффикса, то приседаете (козленок, домик, лесок, утенок, зайчонок, замок, ключик, котенок, танкист, диванчик, цыпленок,галчонок).
6. Первичное закрепление. Игра «Отгадай слово» .
- Итак, ребята, суффиксы наши помощники и они могут творить чудеса со словами. И в этом мы сейчас убедимся!
-Представьте, что мы попали в страну где живут гномы и великаны.
-Я вам буду загадывать слова, а вы будете записывать отгадки в свои тетради.
-Как можно назвать маленький дом у гнома?
- Большой дом у великана называют?
-У гнома есть маленький кот, как его можно назвать?
-А кота для великана?
-Какие слова у вас получились?
- (Слова: домик, домище,кот, котище). Какие слова у вас получились?
- Давайте попробуем выделить суффиксы в записанных словах?
- ик, ищ, ин, ишк)
- Как работают эти суффиксы? (Варианты ответов детей)
(Могут указать на маленький размер предмета, как суффикс -ик. Могут указать на большой размер предмета, как суффикс - ищ, - ин. Могут указать на ветхое состояние предмета, как суффикс -ишк.)
- Посмотрите на слайд и проверьте свою работу, исправьте если что то не так. (Слайд )
- Попробуем образовать новые слова с этими суффиксами ( мальчишка, сынишка, ротик, носик, гномик, ветрище, ручища, усище)
(Дети приводят свои примеры). Молодцы!
-Теперь вернемся к заданию, в котором возникло затруднение ( на доске) (Учитель вызывает к доске двух желающих, чтобы они разобрали последние два слова по составу, остальные выполняют в тетрадях, исправляют ошибки, если есть)(Снеж(корень)ок(суффикс), зуб(корень)ик(суффикс).
Работа в парах с карточками.
- А сейчас я вам предлагаю поработать в парах. У нас на партах лежат конверты. Откройте и возьмите карточку белого цвета. Прочитайте задание. Из предложенных частей составьте новые слова.
-Давайте проверим, что у вас получилось. Запишите эти слова в тетради и, выделите суффиксы. Какие суффиксы вы выделили?
( каменщик, дворник, плотник, тракторист, машинист, связист,). На что указывают эти суффиксы? ( На профессию, на род деятельности человека.)
Самостоятельная работа с самопроверкой. (резерв)
Самостоятельная работа детей с проверкой.
Упр. 84 стр.64
Рассмотрите рисунки. Как называются изображённые на них музыкальные инструменты? Как называют музыкантов, которые играют на них? Запиши слова по образцу. Отметь суффиксы. На выполнение 2 минуты.
Слайд .
(Пианино – пианист, гитара- гитарист, горн – горнист, барабан – барабанщик)
Покажите сигналами зеленого цвета –у кого были трудности с образованием новых слов?
У кого были трудности с определением суффикса?
У кого задание не вызвало затруднение? ( Какие вы молодцы, все справились с заданием)
Какую работу выполняют суффиксы –ист, - щик?- ник? ( Помогают называть профессии людей, род деятельности, работу)
Рефлексия деятельности на уроке.
А теперь давайте подведем итог урока.
Что нового узнали сегодня на уроке?
( Узнали новую часть слова - суффикс.)
- Что хотели узнать о суффиксе?
(Узнать, как называется часть слова, где находится и как она обозначается? Смогли узнать? А как вы докажите, что мы достигли своих целей? Вы теперь сможете сказать мне, что такое суффикс? Где стоит и как обозначается?
( Часть слова после корня называется - суффиксом. Знаем, как обозначить суффикс в слове.)
А сейчас оценим свою работу на уроке и подарим нашим гостям цветы.
Оценивать свою работу вы будете по следующим критериям:
красный лепесток – я всё понял и могу объяснить;
жёлтый лепесток – я всё понял, но пока не могу объяснить;
синий лепесток - я не понял.
Выберите лепесток и прикрепите его к серединке. (Дети собирают цветы на магнитной доске)
- А где ещё можно потренироваться в определении и выделении суффикса?
( В домашней работе.) -А домашнее задание будет творческим. Для первого варианта нужно сочинить сказку про суффикс –ок-, для второго- про суффикс –ик-.
Наш урок подошел к концу. Спасибо. Вы сегодня все отлично работали, молодцы! Но хочется отметить самых активных моих помощников: это…
Урок окончен!
7