СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка во 2 классе на тему Употребление прописной( заглавной) буквы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителю познакомить учащихся с правилами написания имён собственных.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе на тему Употребление прописной( заглавной) буквы»

Тема. Употребление прописной (заглавной) буквы.

Слова с непроверяемым написанием: ноябрь.

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Форма урока: урок

Цель:  познакомить с правилами написания имён собственных; формировать навыки сотрудничества; развивать память, внимание, логическое мышление; формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

Оборудование: магнитная доска, карточки с заданиями для работы в группах.

Ход урока

  1. Организация класса.

- Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну грамотного письма к королеве Грамматике.

Актуализация знаний учащихся.

  1. Что нужно знать, чтобы быть грамотными? (Знать правила)

  Проверка правил.

  1. Как определить, сколько в слове слогов?

  2. Какие правила переноса слов вы знаете?

  3. Что такое многозначные слова? Приведите примеры. (Земля – планета, земля в цветочном горшке, звезда – морская, на шапке, в небе).

2. Работа в тетрадях.

- Давайте вспомним правило, как надо сидеть на уроке за партой и расскажем об этом стишок. (Парта – это не кровать.)

- Теперь запишем число, классная работа.

Ребята, в Стране Грамотного письма случилась беда. Злой волшебник (показ на доске) похитил Королеву Грамматику и заточил её в свою темницу. Он это сделал специально, чтобы никто не смог больше изучать буквы и знать науку грамматику, чтобы все в этой стране стали безграмотными.


- Жалко вам Королеву? Хотите ей помочь?

- Королева Грамматика надеется на вашу помощь и прислала телеграмму. Давайте её прочитаем.
Телеграмма (читает ученик): "Дорогие, ребята! Помогите мне, пожалуйста, освободиться из темницы. Выполните все задания, и соберите волшебный цветок. Как только вы выполните все задания,силы зла исчезнут. И в стране Грамматике опять будет порядок. Надеюсь на вашу помощь!" Королева Грамматика.
- Поможем Королеве Грамматике?
- Итак, в путь!



На доску прикрепить серединку цветка.
Ты расти, расти цветок, распускайся лепесток!

Красный, жёлтый, голубой! Расцветай-ка! Зло долой!

- Первое наше задание – выучить новое словарное слово и научиться правильно его записывать. А какое слово мы сегодня будем учить, вы узнаете, выполнив такое задание. Зачеркните в этой записи все нерусские буквы, и вы прочитаете новое словарное слово.


VYHUROLЯQNБWPZIЬ



(Один ученик работает у доски, зачёркивает маркером лишние буквы. Получается слово ноябрь)

-Что вы знаете про ноябрь? ( Ноябрь – последний месяц осени).

- Чтобы не допустить ошибки  скажите, написание какой буквы мы должны запомнить?

- Ребята, сколько слогов в этом слове? 2 слога.

- Куда падает ударение?

- Как можно перенести его с одной строки на другую? Один вариант переноса НО – ЯБРЬ.

- Какие опасные места в этом слове, где мы можем допустить ошибку?


Давайте запишем слово ноябрь.

- Какие пословицы и поговорки про ноябрь вы знаете?


В ноябре зима с осенью борется.( Прикрепляю лепесток к серединке цветка).

Второе наше задание. Посмотрите на эти ребусы и попробуйте догадаться, какие слова здесь спрятаны.


Ответы. Луиза, Наташа, Андрей.

- С какой буквы вы напишите эти слова, почему? (С большой буквы, с заглавной, это имена).

- Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Евгений Измайлов.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!

- Какие еще слова пишутся с заглавной буквы?

С заглавной буквы пишутся:

  • Имена, фамилии, отчества

  • Имена сказочных героев

  • Названия городов, деревень, рек, морей… т.е. географические названия

  • Клички животных



- Ребята, кто догадался, что мы будем учить сегодня на уроке? ( Написание слов с заглавной буквы).


4. Постановка проблемы.

- Запишите под диктовку предложение: Я люблю играть с шариком. 

- Сколько слов в этом предложении? Как напишем первое слово?

- Поднимите руку, кто написал слово шарик с маленькой буквы?

- А кто написал с большой?

Что имели в виду те, кто написал слово шарик с Заглавной буквы?

- А что имели в виду те, кто оставил строчную букву?

- Чем отличаются наши два шарика друг от друга?

- Какой мы можем сделать вывод? В слове главное - это его значение. Иногда от значения слова зависит его написание.

- В данном предложении понятно значение слова? (Нет). Поэтому вы и написали его по-разному.  

Сделайте так, чтобы стало понятно, что слово надо писать с большой, заглавной буквы. Я люблю гулять со щенком Шариком.


- А теперь, чтобы всем стало понятно, что шарик пишется с маленькой строчной буквы. Я люблю гулять с воздушным шариком.


- Молодцы.


5. - "Чтобы дальше помогать Королеве Грамматике вы должны быть сильными, ловкими и здоровыми. Покажите, как вы следите за своим здоровьем!"
Физкультминутка.


Большая буква

Если названные мною слова надо писать с большой буквы — поднимайте руки вверх, если с маленькой — приседайте: Барсик, котёнок, город, Донецк, Никита, второклассник, река, Россия, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок.

- Молодцы! Хорошо отдохнули. Умеем не только дружно работать, но и отдыхать, и следить за своим здоровьем.

6. Работа с учебником.

С. 86 № 132. Дети работают в парах.

- Сейчас мы с вами будем выполнять упражнение 132.

Давайте прочитаем задание.

В этих предложениях есть слова, которые звучат одинаково. Ваша задача поработать в парах, посовещаться и правильно записать эти предложения. (Первый ряд работает над первым предложением, второму ряду – второе, третьему - третье).


7. Закрепление.

Работа по карточкам.

"Ребята! Все жители в стране Грамотного письма знают, что вы можете работать на уроке самостоятельно. Попробуйте написать тест, в котором есть волшебные слова, после которых распустится ещё один лепесток.

А сейчас положите перед собой карточки с заданием по вариантам. Если слово пишем с заглавной буквы, ставим «+», если нет – «- ».





1

ирина

 

2

котёнок

 

3

воробей

 

4

россия

 

5

макеевка

 

6

мурка

 

7

дядя

 

8

иванович

 

Вариант I





































1

нина

 

2

река

 

3

жучка

 

4

мальчик

 

5

петрович

 

6

город

 

7

донецк

 

8

александр

 

Вариант II





В стране Грамотного письма живут домашние животные. Давайте дадим им клички.

  1. Котёнок Барсик, Тишка, Васька, Тимка.

  2. Лошадь- Вороной, Горбунок.

  3. Корова – Пеструшка, Белянка, Зорька.

  4. Собака- Жучка, Лайка, Бобик, Тузик, Полкан, Шарик, Кузя.

Итог урока. Рефлексия.

Учитель: - Наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться домой.

Ответьте на вопросы Злодея. Закончите предложения, чтобы все силы зла навсегда исчезли.

1) Начало предложения пишется:.
2) Фамилия, имя, отчество людей пишутся:.
3) Все географические названия пишутся:

- Молодцы! Вы освободили Королеву Грамматику из темницы. Теперь у них в стране все будут изучать науку грамматику.


«Поляна»

На доске – поляна из цветов, над каждым цветком надпись (словарная работа, самостоятельная работа и т. д.). Дети прикрепляют свою бабочку на цветок с заданием, которое понравилось на уроке больше всего.

Домашнее задание.