Конспект урока по русскому языку, 2 класс.
Тема: Повторение сведений об имени существительном, имени прилагательном и глаголе.
Цель: формировать умения определять части речи по их признакам.
Задачи:
1. Отрабатывать навык определения частей речи.
2. Пополнять активный словарный запас.
3. Развивать мышление, коммуникативные навыки.
Учебно-методическое обеспечение Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина «Русский язык» 2 класс, часть 2
Ход:
I. Орг.момент
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Я от вас, друзья, не скрою-
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Запишите число, Классная работа.
- Отгадайте загадку и узнаете, кто пришел к нам на урок.
У неё глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём.
II. Работа по теме урока
1. Подготовительная работа.
- Почему сову называют мудрой?
- Да. Сова очень долго живет и поэтому ее называют мудрой. Мудрая Сова прилетела к нам не с пустыми руками, она принесла нам много интересных заданий. 1 задание. Распределите слова на 3 столбика и объясните, почему так распределили.
Машина, большой, добрый, мальчик, бежит, растет, карандаш, синий, летит.
(Магнитные карточки прикрепляются на доску; пара ребят распределяет карточки на группы у доски, остальные пары обсуждают на рабочих местах)
(Последовательность вопросов и повторение частей речи зависит от того, как распределили слова дети).
- На какой вопрос отвечают слова в первом столбике?
- На какие вопросы отвечают слова во втором столбике?
- На какие вопросы отвечают слова в третьем столбике?
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Чему будем учиться?
(Будем говорить о глаголах, именах существительных и именах прилагательных, будем учиться задавать вопросы к словам).
2. Объявление темы и цели урока
- На уроке мы будем учиться определять части речи, вспомним, на какие вопросы отвечают изученные нами части речи, будем находить главные и второстепенные члены в предложении, повторим написание некоторых словарных слов, поработаем в группах. Все эти задания нам принесла Мудрая Сова. Запишите тему урока.
3. Повторение сведений об имени существительном, имени прилагательном и глаголе.
- Какие части речи мы с вами знаем?
(Имя существительное, имя прилагательное, глагол)
- Вспомним, что мы знаем об этих частях речи и приведем примеры.
- Что называют именем существительным?
(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и называет предметы).
- Что называют именем прилагательным?
(Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и называет признаки предметов).
- Что называют глаголом?
(Глагол - это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и называет действия предметов)
4. Работа с именами существительными и именами прилагательными
(Слова на магнитных карточках на доске)
- Что общего у всех этих слов?
(Это имена прилагательные).
- К словам, называющим признаки предметов, подобрать имена существительные из сказки. Угадайте, какая это сказка и вспомните, кто ее написал. Вам помогут рисунки, которые принесла Мудрая Сова
Золотая – … .
Синее – … .
Высокий – … .
Разбитое – … .
Сварливая – … .
Усердные – … .
Грозная - … .
(Это «Сказка о рыбаке и рыбке». Её написал великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин)
5. Распознавание глаголов.
- Мудрая Сова очень рада, что вы так хорошо справились с заданием, вы хорошо разбираетесь в именах прилагательных и именах существительных. Наша гостья хочет проверить, умеете ли вы распознавать глаголы
- Составьте предложение с одним из глаголов.
(Удачное предложение записывается на доске и в тетради.)
Физкультминутка.
Лиса зарядку делает.
Прыгает и бегает.
Потянулась во весь рост
И расправила свой хвост.
IV. Закрепление изученного.
1. Работа со словарными словами. Кроссворд
- Мудрая Сова желает проверить, как вы знаете написание словарных слов и приготовила для нас кроссворд. Отгадайте кроссворд и прочитайте слово, полученное в выделенных клетках.
- Передайте свои работы по цепочке, проверьте и оцените работу товарища.
- Какое слово мы получили в выделенных клетках? (Это слово ОГОРОД)
- Этимология этого слова такова: общеславянское слово, исходное значение – «огороженное чем-либо место».
- Запишите это слово в свои словарики, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
2. Работа в группах.
- У кого на парте красные яблоки – в 1 группу, зеленые яблоки – во 2 группу, желтые яблоки в 3 группу.
- Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрацию и подберите нужную часть речи. На работу вам отводится 4 минуты. Свои работы вы можете оформить на альбомных листах или на доске. Затем каждая группа представит свою работу. (иллюстрации демонстрируются на интерактивной доске)
3. Письмо по памяти.
- Прочитайте предложения:
Ласточка лепит гнездо под крышей.
Грачи вьют гнезда на деревьях.
- Почему о ласточках говорят, что они лепят гнездо, а о грачах – вьют?
(Ласточки с помощью слюны лепят из глины гнезда, а грачи вьют свои гнезда на деревьях из прутиков.)
- Запомните предложения и запишите их по памяти.
(Один ученик на закрытой части доски пишет предложения по памяти, остальные работают в тетради.)
- Подчеркните в предложении главные члены.
V. Итог урока.
· О каких частях речи мы сегодня говорили?
· Что мы знаем об имени существительном?
· Что мы знаем об имени прилагательном?
· Что мы можем сказать о глаголе?
VI. Домашнее задание
По выбору:
1. стр. 126 упр. 2
2. Составить и записать 3 предложения о весне. Определить части речи.
3. Выписать из словаря названия птиц и подобрать к ним имена прилагательные.
Рефлексия.
«Карточки - настроения»
Дети прикрепляют карточки на экран и аргументируют свой выбор.
