Тема: | Закрепление написания строчной и заглавной букв Д, д |
Цель: | Создание условий для закрепления написания букв Дд, формирование умения читать слоги, слова и предложения с буквами Дд. |
Задачи урока: |
Дидактические | учить выделять звуки [д] [д’], обозначающие согласные в словах, узнавать графический образ буквы; давать характеристики звукам; учить читать слоги, слова, предложения с буквой; |
Развивающие | развивать умение соотносить звуки [д] [д’] с буквой д, Д; развивать фонематический слух, речь, внимание, память, мышление |
Воспитательные | воспитывать любознательность, интерес к чтению, навыки речевого общения. |
Планируемые результаты
Предметные:
Знать: | звуки [д], [д’] и букву «д», их обозначающую; место буквы на «Ленте Букв» |
Понимать: | что буквыД д обозначают два звука; отличие звуков [д], [д’], в каком месте слова они находятся; |
Применять: | узнавать графический образ буквы Дд; определять ударный слог; |
Анализировать: | выполнять звуковой анализ слов «забор, рыси, крикнула» |
Синтезировать: | составление характеристики звуков [д], [д’], чтение слов и предложений с буквой Дд, составление звуковых схем слов; жужжащее чтение и чтение карточек-горок. |
Оценивать: | значимости полученных знаний о звуках [д], [д’] букве Дд для составления схем и проведения звукового анализа, а также правильного чтения. |
Метапредметные:
Регулятивные: | Формирование умения понимать причины успешной/неуспешной собственной учебной деятельности и способности конструктивно действовать в условиях успеха/неуспеха. Способность оценивать собственные результаты учебной деятельности. |
Познавательные: | Закрепление умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания и ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи. Умение находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Овладение операциями анализа и синтеза. |
Коммуникативные: | Развитие умений оформлять свои мысли в устной форме и формулировать собственное мнение, работать в паре и группе. Активное использование речевых умений для решения коммуникативных задач. Навык слушать собеседника, понимать речь других и вести диалог на уроке и в жизненных ситуациях |
Личностные
Самоопределение и определение общих для всех учащихся правил поведения, осознание ответственности за выполнение заданий. |
Межпредметные связи: | Окружающий мир |
Основные понятия: | звук, буква, звуковая схема, твёрдость/мягкость, звонкость/глухость |
Ресурсы урока для учителя: | мультимедийный проектор, компьютер, презентация, доска. |
Ресурсы урока для учащихся: | учебник «Азбука» В.Г.Горецкого, пропись часть3 |
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)
- Вот опять звенит звонок,
Приглашает на урок.
Учащиеся (хором).
Будем дружно мы трудиться,
Не привыкли мы лениться!
II. Психологический настрой учащихся.
-Чтобы урок прошёл успешно, сами себе создадим хорошее настроение.
«Ладошки»: прикоснитесь друг к другу ладонями и пожелайте успеха, удачи, хорошего настроения на весь урок.
II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. (7 мин)
-Посмотрите на солнышко. Что вы заметили? (Лучики похожи на буквы.)
- Какие буквы вы видите? ( А О У И Е Д)
- Какая буква лишняя? Почему? («Д» т.к. она согласная, а остальные буквы гласные. ) На доске таблица с письменными буквами Д, д.
- Какие звуки обозначает буква «Д»? (Твёрдый [д], мягкий [д’]. ) Вывод: Парные звонкие согласные звуки [д] и [д’] на письме обозначаются буквами Д, д.
- Определите тему нашего урока «Закрепление написания строчной и заглавной букв Д, д» Буквы Д,д. Звуки [д], [ д' ].
– Чему будем учиться на уроке? Какие учебные задачи будем решать?
– Мы будем
учиться правильно писать строчную и заглавную буквы Д, д
отличать звуки [д] [д’] и буквы Дд от других звуков и букв;
учиться читать и писать слоги, слова и предложения с буквой д.
- На прошлых уроках мы научились писать эти буквы, а сегодня будем повторять их написание: отдельно и в сочетании с другими буквами
Зачем вам нужно повторять закреплять эти умения? (Эти умения нам пригодятся в повседневной жизни и в старших классах для решения более сложных заданий.)
III. Работа по теме урока: закрепление написания строчной и заглавной букв Д, д
- Откройте тетради.
Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
1. Работа в прописи.
-Назовите буквы, которые мы видим в левом верхнем углу страницы 18.
-Из каких элементов они состоят? Констуирование букв на доске.
-Чем похожи и чем различаются эти буквы?
-Посмотрите на строчную букву б. Из каких элементов она состоит?
(элемент буквы о – овал; длинная наклонная линия вверх с закруглением вправо и короткая прямая линия вправо.
-Посмотрите на строчную букву д. Из каких элементов она состоит?
- Элемент буквы о – овал, наклонная линия с петлей вниз – элемент буквы у.
-Что у них общего ? (они состоят из 2-х элементов, и в их состав входит элемент «овал», точка начала письма (начинаем писать в одной точке)
- А чем различается написание этих букв? (Направлением написания второго элемента (у буквы «б» он смотрит вверх и вправо, у буквы «д» - вниз.)
б- второй элемент направляется вверх и вправо, как хвост у белки;
д- второй элемент направляется вниз, как хвост у дятла.
- Обведем ручкой букву «б» и «д» в воздухе, по элементам. (Выполняет действия.)
4.Соотнесение букв «б» и «д» с символами. Развитие зрительного восприятия. (Картинка)
- Сравни букву «б» с очертаниями белки. Пушистый хвост белки направлен вверх. Буква «б» вписывается в силуэт белки?
- Сравни букву «д» с очертаниями дятла. Хвост дятла направлен вниз. Буква «д» вписывается в силуэт дятла.
- Сделаем вывод: Ориентир при написании буквы «б» - «белка». при написании буквы «д» - «дятел».
2. Пальчиковая гимнастика
-Прежде, чем обводить по контуру в прописи, подготовим руку к письму.
-Вспомним написание этих букв (объяснение). Откуда начинаем писать…сверху
-Обведите по контуру эти буквы. Рисунок справа: птица!
Физминутка
3. Рисование узора. Исследовать!
4. Письмо по клеткам заглавной Д и строчной д.
Объяснение! Слайд-пропись
Самоконтроль, самооценка: подчеркнуть самую удачную красивую букву
5. Письмо букв Бб, Дд в соединении.
Объяснение
V. Работа со словом Родина
Ребус.
Замени картинку словом. Сложи буквы и слова в том порядке, в котором они расположены. Прочитай слово.
-Как сказать одним словом: - место, где родился; земля, государство. (Родина)
- Группа людей, происходящих от одного общего предка, связанных узами кровного родства. Связь членов семьи. (Род)
-Папа и мама. (Родители)
-Как можно назвать эти слова? (родственные, имеют общую часть, сходны по смыслу)
(Родной, родимый, родня, родинка, родитель, родиться, родственный)
Родина – это то место, где человек родился и живет.
- Посмотрите на доску: родина, Родина
- На что вы обратили внимание? Что вы заметили? (Одно и тоже слово, а написано то с строчной, то с заглавной буквы)
- Догадайтесь, почему?
- Когда мы будем говорить о малой родине (о том месте, где родились), будем писать со строчной буквы. Когда мы будем говорить о нашем государстве, общей Родине, то слово будем писать с заглавной буквы.
- Что же такое Родина? ( Место рождения – малая родина; страна, в которой мы живём, - Россия, Русь.)
-Что вы знаете о Родине?
- Вспомните, недавно мы работали над проектом «Наша родина».
- Стих Зинаида Александрова «Родина»
-О чем это стих-е? ( о родном крае, о малой родине)
- Какая основная мысль стих-я? (Родина бывает разная, но у всех она одна)
-Как называется наша большая Родина? Её столица?
Составьте предложение со словом Родина. Составьте схему этого предложения. (Наша Родина-Россия.)
Родина – самое дорогое место для человека. Мы должны любить свою Родину. А это значит:
Знать ее историю,
Сохранять ее богатства.
Беречь природу.
Всегда думать о ней, прославлять ее словами и поступками.
V. Работа в парах. Игра «Волшебные» точки
Слово «Родина»: !! Что нужно помнить при написании слова Родина? Опасные места.
В прописи: -определить гласные и согласные: если буква обозначает гласный звук- ставим точку красным карандашом, если буквы обозначают согласные твердые звуки-синим, мягкие –зеленым; слоги-слияния соединяем простым карандашом.
Коллективная проверка по эталону (на доске)
- Записать слово Родина, ударение. Обратить внимание на соединения! Объяснение соединений букв, заглавная буква-правило
Физминутка для глаз
VII. Работа в группах
Группа 1- Запиши первую букву каждого слова (печатными буквами). Прочитай по первым буквам получившиеся слова.
Группа 2- Прочитай слова под номерами. Найди спрятанные слова в таблице, обведи каждое слово карандашом.
Группа 3- Расставь буквы по порядку. Прочитай получившиеся слова.
Группа 4- Вставь пропущенные буквы. Прочитай получившиеся слова
Проверка После выполнения задания каждая группа читает свои слова.
- Все молодцы, с заданиями справились!
VII. Работа с антонимами. Самостоятельная работа в прописи с 18
- Когда человек далеко от родины, он начинает грустить, скучать по родным местам.
_Прочитайте слова далеко-близко. Что вы можете о них сказать? (Это слова, противоположные по значению. Они называются антонимы.
- Определим опасные места в написании слов. Как проверить?
-Запишите эти слова по образцу. Поставьте ударение.
VII. Итог урока. Рефлексия. «Сундучок знаний»
- Давайте все сегодняшние знания сложим в сундучок.
- С какой буквой мы сегодня работали?
- Какие звуки она обозначает? ([д] [д’]
- Какие они, дайте характеристику этим звукам
- Написание каких букв учились различать? (строчных б-д) В чем же их различие?
Оцените свою работу на уроке.
-Кто считает, что все усвоил! Все было понятно, интересно – желтый смайлик
-Кто считает, что поработал хорошо, но мог бы лучше! Не все получилось - зеленый
-А кто пока испытывает трудности - фиолетовый
Приближается праздник… Новый год, в классе у нас есть вот такая нарядная елка.
-Возьмите тот знак, который подходит к вашему настроению на сегодняшнем уроке, и прикрепите его на «Елку успеха»
- Для нас буква Д создала дружескую атмосферу, чтобы мы хорошо с вами сегодня поработали.
Наш урок окончен. Спасибо за старание!