КГУ «Тобольская средняя школа №116»
Разработка урока по познанию мира с элементами критического мышления.
4 класс.
Тема урока: «Полезные ископаемые».
Корниловская Н.В.
учитель начальных классов
Тема: «Полезные ископаемые».
Цели урока:
Образовательные цели:
Обобщить сведения о полезных ископаемых; повторить сведения о свойствах полезных ископаемых
Формирование коллективных умений и навыков труда на уроках познания мира.
Развивающие цели:
1.Развивать познавательную активность, умение работать с картой
2.Развивать положительное отношение к заданиям творческого и проблемного характера
3. Развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся
4.Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы; мыслить логически.
Воспитательные цели:
Воспитывать бережное отношение к природе, бережное отношение к её богатствам.
Уважение к труду людей, занятых в добычи полезных ископаемых.
Воспитывать чувство гордости за свою родину.
Учащиеся должны знать:
- Руды чёрных и цветных металлов.
- Виды, свойства, способы образования и основные месторождения угля, нефти, железной руды, известняка в нашей стране.
- Использование полезных ископаемых в быту.
Учащиеся должны уметь:
- Различать полезные ископаемые, знать их условные обозначения, уметь работать с картой.
- Давать характеристику полезных ископаемых, основываясь на полученные знания.
- Использовать полезные ископаемые в быту.
Оборудование: Физическая карта Казахстана, модели карточек с нарисованными знаками полезных ископаемых, план рассказа о полезном ископаемом, опорный лист с заданиями для повторения темы.
Ход урока.
Слайд 1. | Организационный момент. 1.Индукция (психологический настрой) Сядь-ка ровненько дружок, Начинается вот- вот интереснейший урок- Урок познания мира. Но сначала повернитесь, И друг другу улыбнитесь. Улыбнитесь всем друзьям, И садитесь по местам. 2.Сообщение темы и целей урока. - Сегодня урок повторения. А тему урока вы назовете сами. В этом поможет игра «Отгадайте загадки» (чтение загадок) - Что это? (ответы детей) -Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? |
Слайд 2. | - Назовите тему урока. (после ответов детей , слайд о теме урока) «Полезные ископаемые». Сегодня на уроке мы повторим то, что изучили о полезных ископаемых, вспомним их свойства. Сегодня на уроке мы будем работать в группах. |
Слайд 3 | II. Повторение. 1.Устный опрос. (приём «Вызов») -Давайте вспомним, что мы называем полезными ископаемыми? - Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в народном хозяйстве, называют полезными ископаемыми. (горные породы, которые добываются из земной коры и используются для нужд человека) - Почему их называют ископаемые? (Потому что извлекаются из недр земли.) - А почему их называем полезные? (Потому что служат человеку.) Нашу страну называют кладовой полезных ископаемых. На карте нашей страны можно встретить условные обозначения всех видов полезных ископаемых известных в мире. -Что такое месторождение полезных ископаемых? Места, где полезных ископаемых в достаточном количестве для разработки называют месторождением. -Как называется большая область залегания полезных ископаемых? (бассейн) |
Слайд 4. | - Какими способами добывают полезные ископаемые? Для добычи полезных ископаемых находящихся глубоко в земле, строят шахты. А полезные ископаемые, расположенные близко к поверхности земли, добывают из открытых карьеров. Нефть и природный газ добывают путем бурения скважин. |
Слайд 5. | -В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? Приведите примеры. Твердые (гранит), жидкие (нефть, ртуть), газообразные (природный газ). |
Слайд 6. | -По способу применения полезные ископаемые делятся на 3 основные группы. Назовите их. Приведите примеры. Рудные (железная руда) Руды черных металлов: (железная руда, магнитный железняк, красный железняк) Руды цветных металлов: (медь, алюминий, свинец, цинк, серебро, золото, латунь, бронза) Нерудные: (соль, фосфориты, асбест, гранит, песок, известняк, мел, мрамор) Горючие: (нефть, газ, каменный уголь) |
Слайд 7. | 2.Работа в группах. Продолжим работу в группах. У каждой группы свое задание. Каждой группе, используя план описания, нужно рассказать о полезном ископаемом, которое у вас будет указано в задании. (4 группы) 1 задание группам (задание на листочках) План: 1.Условное обозначение. 2.Основные свойства. 3.Способ добычи. 4.Значение и применение. 5.Месторождения в Казахстане. Приём «Сводная таблица» Объяснение задания. 1.Должны выбрать условный знак полезного ископаемого. (на столах каждой группы 12 условных знаков полезных ископаемых: (известняк, природный газ, глина, гранит, каменный уголь, нефть, золото, медная руда, железная руда, алюминий, асбест, бурый уголь) 2. В листочках (опорный лист) записаны свойства. Вы определяете свойства своего полезного ископаемого. (приложение имеется) 3. Должны выбрать способ добычи. 4.Из предложенных вариантов ответов, находите ответ. Где используется ваше полезное ископаемое? 5.Указаны разные месторождения. Вы определяете месторождения вашего полезного ископаемого (прикрепление значка на карту, у доски) |
Слайд 8. | Выступление 1 группы. Железная руда 1. Твердая, очень плотная, тяжелая, основное свойство –плавкость, притягивает металлические предметы. 2.Добывают в шахтах или карьерах. 3. Выплавляют сталь, из нее делают ножи, ножницы, рельсы, вагоны, детали машин. 4. Более 85 % железной руды в Костанайской области. Самое крупное месторождение – Соколовско – Сарбайское. Добывают в Сарыарке, в северном Приаралье. |
Слайд 9. | Выступление 2 группы. Нефть. 1. Жидкая, маслянистая жидкость, горючая, черного цвета иногда красноватого, желтоватого и даже белого, с резким запахом (бензина), легче воды, хорошо горит. 2. Бурят скважины. 3. Получают машинные масла, бензин, керосин, дизельное топливо, искусственный каучук, пластмассу, капрон, различные краски, лекарства, фотопленку, духи. Из остатков нефти производят парафин, глицерин, гудрон. 4.Месторождения: Прикаспийская низменность, полуостров Мангыстау, территория Каспийского шельфа и Тенгиз. |
Слайд 10 | Выступление 3 группы. Известняк 1. Твёрдый, белого, серого или жёлтого цвета, непрозрачный, плотный камень, тяжелее воды, если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ). 2. Добыча ведется в карьерах. 3. Получают известь, строительные камни, известковые растворы, используется в строительстве, в качестве удобрения. 4.Месторождения: Мангыстауские карьеры, Талдыкорган,в нашем районе – Варваринка. |
Слайд 11 | Выступление 4 группы. Каменный уголь. 1. Твёрдый, но хрупкий, черного цвета, блестит, хорошо и ярко горит, в воде не растворяется. 2. Добыча ведется в карьерах и шахтах. 3. Используется как топливо, сырье для получения красителей, взрывчатых веществ, удобрений, пластмасс, искусственных тканей, лекарственных препаратов. 4.Месторождения: Караганда, Экибастуз, Кушмурун (бассейн бурого угля). |
Слайд 12 | 2-е задание группам. 1. Отгадайте рассказ – загадку, о каком полезном ископаемом говорится? Я очень прочная, тяжелая порода. Я могу быть найдена и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и темно-красного цвета, и дымчатого, есть во мне и черные и белые крапинки. Больше всего человек любит меня за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства. Кто догадался, о каком полезном ископаемом идет речь? Ответ: Гранит. -Каким значком на карте обозначается гранит? |
Слайд 13 | 2.Отгадайте рассказ – загадку, о каком полезном ископаемом говорится? Я - мягкий металл красного (в изломе - розового) цвета. Люди начали использовать меня раньше других металлов. Одним из ценных свойств является то, что я хорошо провожу электрический ток. Из меня изготавливают детали электрических машин и приборов, запасные части. Меня хорошо используют в телефонной и телеграфной связи. По моим запасам Казахстан занимает третье место в мире. Кто догадался, о каком полезном ископаемом идет речь? Ответ: Медь. -Каким значком на карте обозначается медь? |
Слайд 14 | 3.Отгадайте рассказ – загадку, о каком полезном ископаемом говорится? Ни огня, ни света, а огнём блестит. На этот товар всегда есть спрос. Используется не только в ювелирном деле, но и в некоторых современных технологиях, особенно в электронике. Кто догадался, о каком полезном ископаемом идет речь? Ответ: Золото. -Каким значком на карте обозначается золото? |
Слайд 15 | 4.Отгадайте рассказ – загадку, о каком полезном ископаемом говорится? Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу Она понадобится сразу. Меня формуют и обжигают – получается кирпич. Я вхожу в состав грифеля карандаша. Из меня также изготавливают пластилин. Кто догадался, о каком полезном ископаемо идет речь? Ответ: Глина. -Каким значком на карте обозначается глина? |
Слайд 16 | 3.О чем говорят эти числа? 3 117 400 Числа связаны с сегодняшней темой урока. 3 – три разновидности каменного угля: антрацит, бурый уголь, обыкновенный каменный уголь. Полезное ископаемое в природе находится в 3 состояних: жидкие, газообразные, твердые. По способу применения делятся на 3 группы: рудные, нерудные, горючие. По запас меди Казахстан занимает 3 место в мире. Существует 3 вида известняка: мел, мрамор, ракушечник. 117 – всего в РК 117 видов полезных ископаемых. 400 – в РК всего 400 месторождений каменного и бурого угля. |
| Приём «Мозговая атака» Учитель называет полезное ископаемое, учащиеся должны выбрать модель-знак полезного ископаемого. Каждая группа показывает условный знак полезного ископаемого (12 знаков, которые лежат на столах). |
| 5. Индукция (психологический настрой) (Ребята, сели удобно, закрыли глазки и повторяем вместе со мной) Я, на уроке! Внимание моё растёт, Память моя крепка, Голова мыслит ясно, Я всё знаю. Я готов к работе. Работаю. |
| 6.Проверка знаний. Тест. (2 варианта, приложение 1) - Время тестирования 5 минут. 7.Проверка теста. Ребята, вы обратили внимание на то, что в каждом вопросе варианты ответов идут под определенной буквой. Если вы решили тест правильно, тогда у вас должно получиться слово. Сложите все буквы по очередности и прочитайте его. Назовите слово, которое у вас получилось? (Ископаемое, недра земли) -1 вариант У кого получилось слово ископаемое? 2 вариант У кого получилось словосочетание – недра земли ? |
| 8.Приём «Корзина идей» Полезные ископаемые нам необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь. С каждым годом народному хозяйству требуется все больше полезных ископаемых, но их запасы в недрах Земли не безграничны. Нужно ли беречь полезные ископаемые? Ученица нашего класса Гаухар вела исследовательскую работу над этим вопросом. Сегодня она расскажет нам о своей работе. Презентация Гаухар. III. Итог урока. -Наш урок подошёл к концу. Сегодняшний урок мы хоти закончить стихотворением. Путешествуя по подземному царству, Ищем клады мы в недрах земли. Нам подарит земля богатства: Уголь, нефть и много руды. Раз - летят самолеты в небе. Два - мы строим большие дома. Не забудь охранять богатства, Те, что земля нам дала! -К чему призывает нас это стихотворение? -Давайте поступать правильно, и тем самым мы внесём свой вклад в охрану природы. 9. Приём «Синквейн» Придумайте со словом ископаемое синквейн. Ископаемые. Полезные, нужные. Добывают, перерабатывают, используют. Ищем клады мы в недрах земли. Богатсво. Рефлексия. -Что больше всего понравилось? - Какие чувства вы испытывали в течение урока? Домашнее задание. -Описать любое полезное ископаемое нашей местности, о котором мы не говорили на уроке, по тому же плану в тетради |
Приложение к уроку.
Тест.
Вариант №1.
1. По запасам меди Казахстан занимает ____ место в мире.
А) 1;
И) 3;
К) 9;
Е) 5;
2. Полезные ископаемые добывают тремя способами:
А) в терриконах, в отвалах, в шахтах
М) в колодцах, в открытых карьерах, в озёрах
О) в озерах, в оврагах, в шахтах;
С) в шахтах, в открытых карьерах, бурят скважины;
3. Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называют:
Е) заповедник;
П) шахтами;
К) месторождениями;
А) забоем;
4. По способу применения полезные ископаемые делятся на три основные группы:
Е) рудные, нерудные, негорючие;
О) горючие, рудные, нерудные;
М) строительные, нерудные, рудные;
П) горючие, негорючие, строительные;
5. В Казахстане всего ____ месторождений каменного и бурого угля.
П) 400;
А) 450;
М) 10;
Е) 1500;
6. Сколько видов полезных ископаемых есть на территории Казахстана?
П) 20;
М) 217;
А) 117;
В) 237;
7. Главное богатство Мангыстау, Каспийского шельфа
М) уголь;
Е) нефть;
С) гранит;
В) известняк;
8. Это горючее полезное ископаемое бывает темно-коричневого, черного, красноватого, желтоватого и даже белого цвета
О) уголь;
М) нефть;
Е) гранит;
П) газ;
9. Все природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве, называются:
К) достижением народа;
П) полезными богатствами;
О) полезными ископаемыми;
Д) месторождением;
10.Какое полезное ископаемое обозначают.
Е) медная руда;
П) железная руда;
С) нефть;
Д) бурый уголь;
Вариант №2.
1. Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называют:
Е) заповедник;
П) шахтами;
Н) месторождениями;
А) забоем;
2. Полезные ископаемые добывают тремя способами:
А) в терриконах, в отвалах, в шахтах
М) в колодцах, в открытых карьерах, в озёрах
О) в озерах, в оврагах, в шахтах;
Е) в шахтах, в открытых карьерах, бурят скважины;
3. По способу применения полезные ископаемые делятся на три основные группы:
Е) рудные, нерудные, негорючие;
Д) горючие, рудные, нерудные;
М) строительные, нерудные, рудные;
П) горючие, негорючие, строительные;
4. Сколько видов полезных ископаемых есть на территории Казахстана?
П) 20;
М) 217;
Р) 117;
В) 237;
5. Это горючее полезное ископаемое бывает темно-коричневого, черного, красноватого, желтоватого и даже белого цвета.
О) уголь;
А) нефть;
Е) гранит;
П) газ;
6.Какое полезное ископаемое обозначают
З) медная руда;
П) железная руда;
С) нефть;
Д) бурый уголь;
7. По запасам меди Казахстан занимает ____ место в мире.
А) 1;
Е) 3;
К) 9;
П) 5;
8. Все природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с ее поверхности и используют в народном хозяйстве, называются:
К) достижением народа;
П) полезными богатствами;
М) полезными ископаемыми;
О) месторождением;
9. Главное богатство Мангыстау, Каспийского шельфа
М) уголь;
Л) нефть;
С) гранит;
В) известняк;
10. В Казахстане всего ____ месторождений каменного и бурого угля.
И) 400;
А) 450;
М) 10;
Е) 1500;