СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Урок с метапредметной составляющей »

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором школа должна готовить своих учеников к современной жизни. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие. Вооружить таким важным умением, как умение учиться - что является главной задачей новых образовательных стандартов.

Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой - задача современного учителя.

Просмотр содержимого документа
««Урок с метапредметной составляющей »»

«Урок с метапредметной составляющей »


Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором школа должна готовить своих учеников к современной жизни. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие. Вооружить таким важным умением, как умение учиться - что является главной задачей новых образовательных стандартов.

Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой - задача современного учителя.

Урок — это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся.

С одной стороны в уроке принято выделять следующие блоки:

изучение нового материала,

закрепление изученного,

контроль и оценка знаний учащихся,

домашнее задание,

обобщение и систематизация знаний.

С другой:

цель урока,

содержание учебного материала,

методы и приемы обучения,

способы организации учебной деятельности.

Метапредметный урок нельзя построить по жесткому плану. На таком уроке учителю надо быть готовым к тому, что здесь всегда место импровизации. Такой урок гибок и во многом зависит от взаимодействия учителя с учащимися.

Для построения метапредметного урока необходимо глубокое знание учебного предмета, методы его конфигурирования с другими предметами и направление его развития. Это позволит сконцентрировать и перераспределить учебный материал. Тем самым на уроке у учащихся формируются универсальные учебные действия.

«Последний вариант федеральных государственных образовательных стандартов включает в качестве обязательного требования обеспечение, проверку и оценку метапредметных образовательных результатов учеников. Это важно и нужно. Но ... В современной его версии метапредметную деятельность предлагается свести к универсальной учебной деятельности. То есть предлагается считать метапредметной деятельностью ту, которая относится к универсальным общеучебным деятельностям: целеполаганию, планированию, поиску информации, сравнению, анализу, синтезу, контролю, оценке и т.п.»

При подготовке к метапредметному уроку учитель составляет не жестко структурированный конспект урока, а сценарный план, предоставляющий ему свободу выбора форм, способов и приемов обучения.

Вместо объяснения и закрепления, где большую часть времени звучит речь учителя, происходит самостоятельная деятельность учащихся, направляемая вопросами учителя в нужное русло.

Целью учителя будет не успеть все, что запланировано, а организация деятельности детей в направлении

- поиска и обработки знаний;

-обобщения способов действия;

-постановки учебной задачи и т.д.

Вместо формулировок заданий: решите, выполните, найдите, зазвучат: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, выберите решение или способ решения.

Цели метапредметного урока:

- преодоление опасностей узкопредметной специализации;

- преодоление разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов;

- развитие лучших дидактико-методических образцов реализации предметной формы знания;

- раскрытие новых перспектив развития таких учебных форм как учебный предмет и учебное занятие.

Методические принципы проектирования метапредметного урока:

1) принцип целеполагания (цель урока это заранее запрограммированный учителем ключевой результат, к которому должны стремится учитель и ученик, в какой то степени это пусковой механизм урока, цель определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны);

2) принцип мотивации (сюжеты внешней мотивации :условные, явно выдуманные, которые учащиеся принимают как условие игры: знаки инопланетян, встреча с иностранцем и др.; правдоподобные: в параллельном классе спорили и т.д.; используются реальные ситуации, вопросы несвоевременно заданные на данном уроке, реплики; требования к

внутренней мотивации: проблема-ловушка должна встретиться учащимся при выполнении привычной деятельности; чрезвычайно важно определить и точно сформулировать предмет поиска);

3) принцип проектирования (в проектировании главная цель - создание условий для формирования субъектных качеств личности учащихся, т.е. предоставить на уроке место для выбора учащимся, для их собственного планирования, анализа, моделирования, контроля, оценивания);

4) принцип включенности учителя в совместно распределенную учебную деятельность;

5) принцип передачи функции оценивания учащимся (предполагает создание условий для формирования способности школьника регулировать собственную учебную деятельность).

Таким образом, заявленный в ФГОС нового поколения принцип «метапредметности» состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над пред­метами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко ).

Перечисленные средства и принципы реализации метапредметности позволяют задать школьнику направление в изучении любой образовательной области, и предложить ему оптимальные средства изучения информационного пространства, вооружить эффективными способами работы с информацией, что в совокупности позволяет сформировать умение грамотно работать с информацией любого вида, уметь ее обрабатывать, критически относиться к различного рода факторам, а сле­довательно уметь подстраиваться к любого рода изменениям и органично вписываться в социокультурную динамически меняющуюся среду.

Итак, метапредметный урок — это урок, на котором:

  • учитываются реальные потребности и интересы школьников;

происходит включение ребенка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребенка;

  • организована поисковая деятельность учащихся, разновидностью которой бывают: постановка проблемы, генерация идей, коммуникативно-диалоговая деятельность, выявление и сопоставление точек зрения, позиций, аргументация; моделирующая деятельность в предметно-содержа­тель­ном и социально–психологическом плане;

  • ученик: 1) промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия; 2) затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием (Громыко Н.В.);

  • происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения;

  • обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания (А.В. Ху­торской),

  • обучение превращается в процесс саморазвития ученика и расширяет кругозор его познания;

  • на котором необходимо «в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения» (Давыдов В.В., психолог).