«Урок с метапредметной составляющей »
Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором школа должна готовить своих учеников к современной жизни. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие. Вооружить таким важным умением, как умение учиться - что является главной задачей новых образовательных стандартов.
Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой - задача современного учителя.
Урок — это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся.
С одной стороны в уроке принято выделять следующие блоки:
изучение нового материала,
закрепление изученного,
контроль и оценка знаний учащихся,
домашнее задание,
обобщение и систематизация знаний.
С другой:
цель урока,
содержание учебного материала,
методы и приемы обучения,
способы организации учебной деятельности.
Метапредметный урок нельзя построить по жесткому плану. На таком уроке учителю надо быть готовым к тому, что здесь всегда место импровизации. Такой урок гибок и во многом зависит от взаимодействия учителя с учащимися.
Для построения метапредметного урока необходимо глубокое знание учебного предмета, методы его конфигурирования с другими предметами и направление его развития. Это позволит сконцентрировать и перераспределить учебный материал. Тем самым на уроке у учащихся формируются универсальные учебные действия.
«Последний вариант федеральных государственных образовательных стандартов включает в качестве обязательного требования обеспечение, проверку и оценку метапредметных образовательных результатов учеников. Это важно и нужно. Но ... В современной его версии метапредметную деятельность предлагается свести к универсальной учебной деятельности. То есть предлагается считать метапредметной деятельностью ту, которая относится к универсальным общеучебным деятельностям: целеполаганию, планированию, поиску информации, сравнению, анализу, синтезу, контролю, оценке и т.п.»
При подготовке к метапредметному уроку учитель составляет не жестко структурированный конспект урока, а сценарный план, предоставляющий ему свободу выбора форм, способов и приемов обучения.
Вместо объяснения и закрепления, где большую часть времени звучит речь учителя, происходит самостоятельная деятельность учащихся, направляемая вопросами учителя в нужное русло.
Целью учителя будет не успеть все, что запланировано, а организация деятельности детей в направлении
- поиска и обработки знаний;
-обобщения способов действия;
-постановки учебной задачи и т.д.
Вместо формулировок заданий: решите, выполните, найдите, зазвучат: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, выберите решение или способ решения.
Цели метапредметного урока:
- преодоление опасностей узкопредметной специализации;
- преодоление разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов;
- развитие лучших дидактико-методических образцов реализации предметной формы знания;
- раскрытие новых перспектив развития таких учебных форм как учебный предмет и учебное занятие.
Методические принципы проектирования метапредметного урока:
1) принцип целеполагания (цель урока это заранее запрограммированный учителем ключевой результат, к которому должны стремится учитель и ученик, в какой то степени это пусковой механизм урока, цель определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны);
2) принцип мотивации (сюжеты внешней мотивации :условные, явно выдуманные, которые учащиеся принимают как условие игры: знаки инопланетян, встреча с иностранцем и др.; правдоподобные: в параллельном классе спорили и т.д.; используются реальные ситуации, вопросы несвоевременно заданные на данном уроке, реплики; требования к
внутренней мотивации: проблема-ловушка должна встретиться учащимся при выполнении привычной деятельности; чрезвычайно важно определить и точно сформулировать предмет поиска);
3) принцип проектирования (в проектировании главная цель - создание условий для формирования субъектных качеств личности учащихся, т.е. предоставить на уроке место для выбора учащимся, для их собственного планирования, анализа, моделирования, контроля, оценивания);
4) принцип включенности учителя в совместно распределенную учебную деятельность;
5) принцип передачи функции оценивания учащимся (предполагает создание условий для формирования способности школьника регулировать собственную учебную деятельность).
Таким образом, заявленный в ФГОС нового поколения принцип «метапредметности» состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко ).
Перечисленные средства и принципы реализации метапредметности позволяют задать школьнику направление в изучении любой образовательной области, и предложить ему оптимальные средства изучения информационного пространства, вооружить эффективными способами работы с информацией, что в совокупности позволяет сформировать умение грамотно работать с информацией любого вида, уметь ее обрабатывать, критически относиться к различного рода факторам, а следовательно уметь подстраиваться к любого рода изменениям и органично вписываться в социокультурную динамически меняющуюся среду.
Итак, метапредметный урок — это урок, на котором:
происходит включение ребенка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребенка;
организована поисковая деятельность учащихся, разновидностью которой бывают: постановка проблемы, генерация идей, коммуникативно-диалоговая деятельность, выявление и сопоставление точек зрения, позиций, аргументация; моделирующая деятельность в предметно-содержательном и социально–психологическом плане;
ученик: 1) промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия; 2) затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием (Громыко Н.В.);
происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения;
обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания (А.В. Хуторской),
обучение превращается в процесс саморазвития ученика и расширяет кругозор его познания;
на котором необходимо «в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения» (Давыдов В.В., психолог).