Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Здоровается с детьми, отмечает отсутствующих | Приветствуют учителя, садятся |
Проверка домашнего задания | Молодцы, вы хорошо помните пройденный материал. Я думаю, что вы готовы узнать новые сведения из этого раздела. | 1. Чтение предложений с омонимами 2. Сообщение о словах- омоформах и словах-омофонах Омофо́ны, фонетические омонимы (греч. ὁμός — одинаковый + φωνή — звук) в языкознании — слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение. Примеры в русском языке: порог — порок — парок, луг — лук, плод — плот, туш — тушь, падёж — падёшь, бал — балл, косный — костный, предать — придать, компания — кампания, привидение — приведение, кот — код, прут — пруд. Омоформы — слова, совпадающие в написании и звучании в некоторых их формах. У двух слов может совпасть написание и звучание, а грамматическая форма является различной. Лексическое значение этих слов остается разным. Такие слова называются морфологическими омонимами, или омоформами. Морфологическими омонимами могут быть слова разных частей речи, например: Прекрасен пушкинский стих. — Ветер совсем стих. Лошадь вели к ветеринару. — Вели ему выйти. В форточке нет стекла. — Вода еще не стекла до конца. Мы видим солнце, море и чаек над водой. — Совсем уже не видим месяц за облаками. |
Лингвистическая разминка | На доске слова: горный, горестный, горка, пригорок, горевать, пригорюниться. Являются ли все эти слова однокоренными? Запишите их в два столбика по значению корней. Как бы вы назвали одинаковые по написанию, но разные по значению корни? Как называют слова с такими корнями |
Омонимические корни. Слова с омонимичными корнями |
Актуализация темы | В сказке про Вини-Пуха есть такой отрывок: собираясь в экспедицию на Северный полюс, Кристофер Робин хочет захватить с собой еду. Он говорит Вини-Пуху: - Ты бы лучше сказал всем остальным, чтобы они собирались, пока я почищу ружьё. И ещё надо не забыть провизию. - Про что не забыть? - Не про что, а то, что едят. - А-а! - сказал Пух радостно.- А мне показалось, что ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и скажу им всем. Какого слова не знает Винни-Пух? А вы слышали такое слово? Что оно означает? Как ещё можно назвать еду?
Что общего у всех этих слов? Такие слова называются синонимами. Какую цель вы поставите себе на уроке
С чего мы начнем знакомство с новым понятием? | Слушают учителя, отвечают на вопросы
Вини-Пух не знает слова "провизия".
Еду Продовольствие, провиант, продукты, снедь Часть речи Узнать, что такое синонимы, научиться их подбирать, определить для чего они в русском языке необходимы С определения его значения |
Изучение нового материала | Что означает вторая часть слова «онима»» Первая часть «sin»- означает "одинаковый» Какие же слова в русском языке называют синонимами( провизия, еда, провиант, продукты, снедь) Прочитайте теоретический материал учебника стр. 161-162 С какими словами синонимами вы познакомились? Есть ли отличие в значениях словах синонимов?
Какой частью речи являются синонимы?
Докажите это.
А зачем нужны в языке синонимы? | Она означает имя Они имеют одинаковое значение и разное написание и произношение Бегемот- гиппопотам, красный, алый, бежать-мчаться Да. Бегемот употребляется в разговорной речи, а гиппопотам в научной, мчаться не просто бежать, а бежать с большой скоростью, алый обозначает ярко красный цвет светлого оттенка. Синонимы всегда являются одной частью речи Бегемот-гиппопотам –существительные, Бежать- мчаться –глаголы; Красный -алый-прилагательные Точно охарактеризовать явление, красиво. Образно выразить свою мысль, не повторять одно и тоже слово в тексте |
Физкультминутка | Я буду читать стихи со словами-синонимами, омонимами. Когда вы услышите синонимы, поднимите руки вверх и хорошо потянитесь кверху. Когда я назову омонимы, шагайте на месте, не отрывая носков от пола. Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей норки: -Где вы были? -У лисички, -Что вы ели там? -Лисички. Уговорились я и мама Дождаться выходного дня И посмотреть ги-ги-топамам.. Нет, ги-попо-тото-потпма… Нет, ги-гито-попо-потама.. Пусть мама скажет за меня! Вошли в открытые ворота И побежали мы вдвоем Взглянуть на ги..бегемота! Мы чаще так его зовем… Какие вы услышали омонимы, какие синонимы? | Имитируют ходьбу на месте Поднимают руки вверх, опускают Норки, лисички Гиппопотам, бегемот |
| Всегда ли можно заменить какое-либо слово синонимом? Что делать, если мы не можем найти синонима к слову? Можно заглянуть в словарь. Мы знаем с вами разные словари, есть словари синонимов. Давайте познакомимся с таким словарем. Откроем словарь и посмотрим, как он устроен. - Найдите слово "громкий" - Прочитайте словарную статью, расскажите, как она построена
- Найдите в словаре синонимов синонимический ряд и назовите наиболее употребительное слово . - Для чего же создан такой словарь? | Обсуждают Обсуждают Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров. Начинается с наиболее употребительного слова. Затем указывается значение, объединяющие слова в один ряд синонимов, и то, чем они различаются. Заканчивается словарная статья примерами, иллюстрирующими употребление каждого из синонимов в художественной литературе. Находят синонимические ряды и зачитывают Дает возможность обогатить нашу речь; для того, чтобы найти точное слово, показать богатство нашей речи. |
Тренировочные упражнения | Работа с учебником. Упр. № 349 устно Задание: докажите, пользуясь в нужных случаях материалом для справок и словарем, что данные ниже слова- синонимы. Метель, пурга, буран; зной, жара; дорожка, тропинка; алфавит, азбука Для справок: высокая температура воздуха; снежная буря; перечень букв в определенном порядке; узкая полоска земли. - По словарю синонимов определите лексическое значение в первой группе слов. Упр. 360-комментированное письмо Упр.361 Можно ли заменить в тексте одно слово другим? Прочитайте синонимы следующего упражнения и скажете, всегда ли можно использовать одно слова вместо другого. Почему? Упр.362 | (Пурга - сильная снежная буря на открытых пространствах) (Метель - снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении) (Буран - метель в степи, на открытых местах) Вывод делают учащиеся: (все эти слова называют одно и то же явление - снежную бурю, но разными словами). Родина, отечество, отчизна; бесконечный, бескрайний, беспредельный; охранять, караулить, сторожить. самостоятельная работа с последующей проверкой Не всегда. Они не только называют предмет. Признак , действия, но и имеют эмоциональную окраску. |
Домашнее задание | § 68, Упр. 363,выписать словарные слова на стр. 163 в словарь, составить с ними предложения | Записывают домашнее задание в дневник |
Рефлексия | - Что же вы узнали на уроке о синонимах?
Продолжи фразу: Я узнал, что… Мне было интересно… Меня удивило… | Вывод: в русском языке много слов-синонимов. Они наши большие друзья и помощники. Синонимы - средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Синонимы делают нашу речь яркой и эмоциональной. Высказываются по уроку, продолжая фразы |
1.Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. - М.: 1986
2. Бондаренко М. А. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс :учеб. пособие для общеобразоват. организаций /М. А. Бондаренко. — М. : Просвещение, 2016
3.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс.-2-у изд., перераб.- М.:ВАКО, 2013
4. Русский язык. 5 класс. Учеб. Для общеобразовательных организаций с прил. На электронном носителе .. /[ Т. А. Ладыженская, М.Т.баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М.Шанский]/ -3-е изд.- М.:Просвещение, 2014
5. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс пособие для учителей общеобразоват. организаций /[Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014.
6. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы : пособие для учителей обще образоват. учреждений / [М. Т. Ба-ранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шан ский и др.]. —12-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2011.
7. Русский язык. Помощь изучающим. Лексика. Что такое омоформы.
8.Википедия. Омофоны. https://ru.wikipedia.org/wiki/Омофоны
9. Физкультминутки на уроках русского языка http://5fan.ru/wievjob.php?id=52995