МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Калуги
Тема: Смысл названия рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»
Цели:
обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе; продолжить знакомство с таким видом композиции как «рассказ в рассказе»;
развивать умение комплексно анализировать художественный образ (в единстве портретной, речевой, поведенческой характеристик);
воспитывать чувство уважения к старшему поколению. Нравственные качества в учениках.
Учитель Силаева Н.А.
Подготовка к восприятию
(развитие ассоциативного мышления)
Учитель: Детство – это время, к которому не раз мысленно возвращается повзрослевший человек. С этим периодом жизни у каждого связаны свои воспоминания, свои ассоциации.
Запишите и назовите те ассоциации, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слово «ДЕТСТВО».
(радость, восторг, игры, школа, уроки, беззаботность, путешествия…)
Учитель: Многие писатели обращались к теме детства. К таким писателям относится В.Г. Распутин, с творчеством которого мы познакомились на прошлом уроке. Сегодня мы проводим итоговое занятие по изучению рассказа «Уроки французского».
(запишите тему урока)
В процессе урока нам предстоит разобраться в душевном состоянии героев рассказа, а завершить разговор обсуждением основных нравственных проблем, поставленных автором в рассказе и, конечно же, отражённых в его заглавии.
Проблемный вопрос: «Почему рассказ называется «Уроки французского»?
Сегодня на уроке будут нам помогать библиограф, исследователь, художники и артисты.
Сейчас один из моих помощников – библиограф расскажет, как был создан рассказ «Уроки французского».
Рассказ ученика (библиографа).
Рассказ «Уроки французского» посвящён Анастасии Прокофьевне Копыловой (матери друга Распутина и известного драматурга Александра Вампилова), которая всю свою жизнь проработала в школе.
Этот рассказ автобиографичен. Лидия Михайловна названа своим именем. (Это Молокова Л.М.) Несколько лет назад она жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете. Когда вышел в свет в 1973 году этот рассказ, она сразу узнала себя в нём, отыскала Валентина Григорьевича, несколько раз встречалась с ним.
«Удивительно то, что Лидия Михайловна не помнит, что она отправляла мне посылку с макаронами, - вспоминал Распутин. – Однако так и должно быть. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи».
Работа с сигнальными карточками.
Учитель: Чтобы перейти к аналитической работе по рассказу, давайте вспомним некоторые детали сюжета. Помогут нам в этом сигнальные карточки (если информация правильная – поднимаете зелёную карточку, если ошибочная – красну).
В 5-ый класс герой пошёл в 1949 году. (нет – в 1948 году)
«В деревне признавался за грамотея. …особенно верили. Когда дело касалось облигаций». (да )
Учитель: сейчас я попрошу моего помощника- исследователя пояснить, что такое облигация.
(Облигация – ценные бумаги, которые выдавались людям в годы войны и после неё в счёт заработной платы; по ней её владельцу выплачивался ежегодный доход в форме процентов или выигрышей. «Живые» деньги шли на дело обороны, для фронта; потом на восстановление хозяйства. Автор (герой) утверждает, что в семье не водилось денег: «Откуда им в колхозе взяться?» Колхозникам не платили денег; за отработанные смены («трудодни») им ставили «палочки» в учётные книги и потом по этим 2палочкам» выдавали муку, картошку…)
Мальчик не дружил с одноклассниками не столько от робости и молчаливости, сколько от «дикой тоски» по дому. (да)
Чтобы купить мальчику кирзовые сапоги, мать продала швейную машинку. (да)
(Кирзовые (от кирза) – кожзаменитель; плотная многослойная ткань, пропитанная специальным составом, который предохранял от влаги)
В школе у мальчика не ладилось с французским языком, так как он не мог запомнить слова, были трудности с переводом. (нет – были трудности с произношением)
Мальчик играл на деньги, чтобы на выигранный им рубль покупать баночку молока. Так как он страдал малокровием, и у него часто кружилась голова. (да)
Классным руководителем была учительница русского языка Лидия Ивановна. (нет – учительница французского языка Лидия Михайловна)
Лидия Михайловна научила героя играть в «чику». (нет – в «пристенок» или «замеряшки»)
Учитель: Действие рассказа происходит в послевоенное время, не менее сложное, чем период ВО войны. Работая над рассказо, Распутин вспоминал: «Я записывал то, что никогда не забывалось».
Каким же было детство главного героя рассказа?
(Непростым было детство у детей послевоенной поры. Однако герой не мог себе позволить:
приходить в школу с невыученными уроками;
расстраивать мать, признаваясь ей в том, что ему тоскливо и одиноко;
принимать подарки от учителя.
Кто же помог мальчику в трудные моменты его жизни?
(учительница Лидия Михайловна)
Учитель: Ей удалось найти ключик к закрытой душе мальчика, так как была добра и отзывчива – за что и пострадала, лишившись работы. Распутин, начиная рассказ, пишет: «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями…»
Что предпринимала Лидия Михайловна, чтобы помочь мальчику?
(пыталась накормить его обедом; дополнительно занималась с ним, чтобы не только выправить его произношение, но и отвлечь от игры на деньги; присылал ему посылку с макаронами и гематогеном)
Учитель: давайте посмотрим инсценировку, когда герою удалось разгадать секрет с посылкой.
Инсценировка.
Л.М. – Что такое ты принёс? Зачем?
М – Это вы сделали?
Л.М. – Что я сделала? О чём ты?
М – Вы отправили в школу эту посылку? Я знаю вы!
Л.М. – Почему ты решил, что это я?
М – Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает.
Л.М. – Как совсем не бывает?
М – Совсем не бывает. Знать надо было.
Л.М. – Действительно, надо было знать. Как же это я так?! Но тут и догадаться трудно было – честное слово. Я же городской человек. Совсем, говоришь, не бывает? Что же у вас тогда бывает?
М – Горох бывает. Редька бывает.
Л.М. - Горох… Редька… А у нас на Кубани яблоки бывают. Ох, сколько сейчас там яблок. …Не злись. Я же хотела, как лучше. Кто знал, что можно попасться на макаронах? Ничего теперь буду умнее. А макароны эти ты возьми.
М – Не возьму.
Л.М. – Ну зачем ты так? Я знаю. Что ты голодаешь.
М – Я совсем не голодаю.
Л.М. – Не спорь, пожалуйста, со мной. Я говорила с твоей хозяйкой. Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чём ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать; а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя.
1. Какие качества героя проявляются в этом эпизоде?
(упрямство, стыд, гордость)
2. Почему Лидии Михайловне не удаётся убедить героя взять посылку?
(Гордость, чувство собственного достоинства, стойкость – это не случайные черты поведения героя, а проявление его характера).
3. Какую же хитрость придумала Лидия Михайловна, чтобы герой не голодал?
(Учительница заинтересовала его игрой в «замеряшки», так как поняла, что помощь он от неё не примет).
Просмотр эпизода из фильма режиссёра Евг. Ташкова
Как ведут себя мальчик и учительница в этом эпизоде?
(Оба вошли в азарт, кураж; Лидия Михайловна подыгрывает ученику, она ведёт себя, как ребёнок абсолютно искренно).
Как ведут себя герои, когда были разоблачены директором?
(Лидия Михайловна отвечает на возмущение директора спокойно, не выкручивается и не оправдывается, несмотря на то что директор обвинил её в самых страшных грехах. А ей и оправдываться было не в чем. В коротких правдивых ответах она проявляет чувство собственного достоинства – в этом она сходна с учеником.)
Работа над портретной характеристикой учителей
Учитель: В этом рассказе показаны два учителя, которые не оказались, к сожалению, единомышленниками.
Какой приём использует автор, показывая образы Лидии Михайловны и Василия Андреевича? (Антитеза)
Учитель: Попробуем рассмотреть противопоставление учителей через детали одежды, костюма. Найдите их в тексте, выпишите.
2. Как детали костюма подчёркиваю характеры учителей?
Лидия Михайловна | Василий Андреевич |
«красивая в одежде» «запах духов» Подчёркивает аккуратность, стиль, лёгкость характера учителя, её открытость | «наглухо застёгнутый френч…» Френч – куртка военного образца. (исследователь поясняет значение слова) Указывает на солдафонский характер директора, на его чёрствость и жёсткость. Звукопись (на фонологическом уровне ф – ч показывают безучастность директора; он глух к проблемам одного из лучших учеников школы). |
Синквейн (пятистишие)
Учитель: Сейчас, для того чтобы показать разность мировоззрений двух педагогов, составьте синквейн:
1вар. – образ Лидии Михайловны
2вар. – образ Василия Андреевича
1. Лидия Михайловна | 1. Василий Андреевич |
добрая, мудрая учит, играет, сострадает не походила на всех остальных бескорыстность | жёсткий, чёрствый учит, воспитывает, отслеживает «Что тебя побудило заниматься этим грязным делом?» Формализм (или Солдафонство) |
Послесловие
Прочитайте послесловие.
Какое значение имеет послесловие в рассказе?
(Лидия Михайловна обладает выдержкой, чувством ответственности: всю «вину» взяла на себя, нисколько не жалея о случившемся – потере работы. Старается ободрить и успокоить мальчика.)
Какой кадр в просмотренном эпизоде показался самым ярким? На что режиссёр обращает внимание зрителя?
(Камера постепенно приближает кадр, на котором мы видим присланную посылку с макаронами, поверх которых лежали яркие красные яблоки.
Не случайно режиссёр останавливает внимание зрителей на яблоке. Не только потому, что мальчик видел яблоки только на картинке и никогда их не пробовал, но ещё и потому, что яблоко, как библейский символ, означает «познание» жизни, мира, людей…)
Создание обложки
Учитель: наши художники изобразили обложки (у) к рассказу Распутина, где не только изображено название рассказа и авторство…
Выражает ли обложка идею рассказа «Уроки французского»?
Итог
Учитель: А теперь попробуйте отобразить нравственные проблемы и идею произведения вы, закончив следующие предложения:
1 ряд - «В рассказе «Уроки французского» герой научился ___________
__________________________________________________________.
2 ряд – Учительница Лидия Михайловна запомнилась герою рассказа __
____________________________________________________________.
3 ряд – Рассказ «Уроки французского» назван так _________________
_____________________________________________________.
(выслушать учеников)
Учитель: Конечно же, рассказ назван так, потому что главные уроки, которые принял для себя герой это не только уроки французского языка, а уроки доброты и понимания.
Д.З.
Прочитайте рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»
Подумайте, в чём смысл названия этого рассказа?