СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе "Синонимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе "Синонимы"»

"Синонимы и антонимы" в 5-м классе

  1. Организационный момент

  2. Введение в тему урока

Стихотворение Б.Бобылевой.

Гиппопотама бегемот

однажды повстречал:

- Вы кто? – спросил.

- Я бегемот, -

Гиппопотам сказал.

Тут возмутился бегемот:

- Кто ж я тогда такой?!

- А вы, - ему ответил тот, -

Гиппопотам простой.

Гиппопотаму бегемот

Сказал: "Вы просто лжец!"

С гиппопотамом бегемот

рассорился вконец.

Они уже который год

И здесь шумят и там –

Все не решат:

Кто бегемот,

А кто гиппопотам.

- Как вы думаете, что привело к ссоре этих двух персонажей? Был ли смысл им ссориться и почему?

3. Объяснение новой темы.

Сегодня мы и поговорим с вами о тех словах в русском языке, которые очень дружны между собой, а называют их синонимы.

"Синоним" – слово очень древнее, оно пришло в русский язык из греческого и в переводе обозначает "соименный", то есть синонимы – это слова одинаковые или близкие по лексическому значению, но различные по звучанию.

Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, образной и выразительной, помогают избегать повторов, поэтому очень важно познакомиться с ними поближе.

4. Работа с определением. (записать в ТП)

  1. Синонимы – это…

  2. Синонимы не всегда могут свободно заменять друг друга.

  3. Синонимы образуются из слов одной части речи.

  4. Синонимы делают нашу речь более точной и образной.

  5. Некоторые слова могут быть синонимами только внутри одного текста.


Главное достоинство синонимов – способность обозначать небольшие различия, а это значит, что синонимы позволяют более точно, более ярко выразить мысль. Если каждого человека, который не поддается чувству страха и умеет преодолевать его, назвать СМЕЛЫМ, то наше определение будет приблизительным. Человека активно смелого, не боящегося опасности, идущего навстречу ей, следует назвать ХРАБРЫМ, того, кто не теряет присутствия духа перед лицом большой опасности, - МУЖЕСТВЕННЫМ, а НЕУСТРАШИМЫМ будет тот, кого ничто не страшит. Более торжественно, чем РОДИНА, звучит слово ОТЧИЗНА. ДРУГ – это человек, близкий по духу, на которого можно положиться, а ПРИЯТЕЛЬ – тот, с кем сложились хорошие, но не очень близкие отношения.

По-разному трудятся синонимы, делая нашу речь точной и выразительной. Одни передают тонкие оттенки значений (СИЛАЧ и ГЕРКУЛЕС), другие виды синонимов позволяют нам говорить возвышенно или грубо-пренебрежительно (ОЧИ – ЗЕНКИ), доброжелательно и иронично (БАБУЛЯ – СТАРУШЕНЦИЯ), официально или неофициально (ОТБЫТЬ – УЕХАТЬ). Слово МАЛЬЧИК можно употребить в любом случае, а слово ПАЦАН – только в непринужденном, фамильярном разговоре.


Выпишем в тетради синонимы, которые использованы в тексте:

1. Смелый, храбрый, мужественный, неустрашимый.
2. Родина, Отчизна.

3. Друг, приятель.

Может быть, кто-то знает еще один синоним к словам из второй строчки? Нет? Тогда найдите его в следующей строчке: И дым Отечества нам сладок и приятен.

Допишем синонимический ряд, словом ОТЕЧЕСТВО.

5. Закрепление новых знаний.

Попробуйте найти синонимы в следующем отрывке. Работа с доской.

Зима. За окном снег, вьюга… Или метель? А может, пурга? Ну не буран же: буран скорее в степи, в поле, а не в городе, хотя это слово приходит на ум. А хорошо бы из зимы да в лето, от холода, стужи, мороза – к июньскому теплу, июльской жаре (но, конечно, не к зною).

Учащиеся выписывают синонимические ряды.


Расположите синонимы в порядке усиления действия/признака.

1)Изумительный, хороший, превосходный, прекрасный.

2)Сказать, кричать, воскликнуть.

3)Бояться, опасаться, трусить, робеть, трепетать.


Используя синонимы, устраните повторение однокоренных слов, исправленные предложения запишите.

1) Одинокий дом одиноко стоял на краю села.

2) Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был

весь охвачен огнем.

3) Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание.



Что общего может быть между песком, временем и сердцем? – И песок, и время, и сердце могут быть золотыми.

Определите, что общего между данными словами:

 Подушка, характер, требования;

Старик, вопрос, воображение;

Нитка, тетрадь, работа;

Проспект, архитектор, предложение;

Знаток, город, перемена;

Дуб, держава, талант;

Друг, ответ, выигрыш.

  1. Самостоятельная работа

Какие прилагательные можно использовать в качестве общего определения к «тройкам»?

1).Человек, задача, металл

2).Океан, бой, платье

3).Человек, голос, место

4).Чай, любовь, время

5).Стук, слова, имя

6).Тон, лицо, кожа

7).Трава, мёд, дым

8).Игра, сад, дом

9).Горох, ремонт, тарелка

10).Шум, выставка, взгляды

11).Ящик, человек, надежды

12).Воздух, журнал, рана

13).Время, копия, науки

14).Работа, хлеб, кофе

1.Агрессивный

2.Благородный

3.Большой

4.Воздушный

5.Глубокий

6.Глухой

7.Горячий

8.Громкий

9.Грубый

10.Густой

11.Детский

12.Интересный

13.Крепкий

14.Ласковый

15.Лёгкий

16.Мелкий

17.Новый

18.Последний

19.Постоянный

20.Родной

21.Свежий

22.Сильный

23.Сложный

24.Тонкий

25.Точный

26.Тревожный

27.Чёрный

 

Например: время, копия, науки - 13); Точный – 25.

Запись ответа: 13)-25


  1. Рефлексия. Итог урока

  2. Домашнее задание