МКОУ «Шамилькалинская СОШ» МО «Унцукульский район»
Урок разработала
учитель русского языка и литературы
Открытый урок
на тему:
«Самостоятельные и служебные части речи»
в 7 «а» классе
Гамзатова А.Г.
2015 год
Цели урока:
Познавательные : расширение и углубление знаний по разграничению частей речи; усвоение алгоритмических образцов рассуждения, подготовка учащихся к отработке таких обобщенных понятий , как « часть речи» и « грамматические признаки»
Воспитательные: повышение интереса к учебному материалу, формирование активного участия в процессе обучения; использование содержательных возможностей материала, формирование оценочного суждения.
Развивающие: развитие логического мышления и аналитических навыков (умения выделять главное, обобщать, делать выводы); развитие устной и письменной речи учащихся, умения организовывать свою деятельность; развитие системности мышления.
Ход урока:
Орг.момент: Здравствуйте ребята, у нас сегодня необычный урок, покажите мне с каким настроением ты пришел сегодня на урок. Для этого возьми в руки смайлик, соответствующий твоему настроению.
Итак, у тебя прекрасное настроение и ты готов работать на «5». А это мое настроение (показываю смайлик) и я готова продуктивно сотрудничать с тобой. Удачи!
Запиши в тетради: _________ (дата), классная работа.
Определение темы и цели урока
Для того, чтобы определить тему занятия, нам необходимо отгадать кроссворд. Слова в нем – это известные тебе части речи. Разгадать кроссворд нам помогут загадки.
| 1. | | |
| |
|
|
|
| 2. | | | | | | | | | | | | | | |
| 3. | | | | | | | | | |
| | 4. | | | | | | | | | | |
| | | | | | |
5. | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | 6. | | | | | | | | | | | | | |
| 7. | | | | | | | |
| 8. | | | | | | | | | | | |
| 9. | | | | | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
1. Кто и что вокруг растет,
Что лежит и кто живет:
Имя удивительное!
Это...? (существительное)
2. Применяем все мы это
Вместо имени предмета,
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись. (местоимение)
3. Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про… (глагол)
4. Признаки действий оно означает,
Всем любопытным оно отвечает
КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?
ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?
Очень не любит оно изменяться,
Род не имеет, не хочет склоняться. (наречие)
5. Быстро предметы оно сосчитает,
Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?
Как его звать, кто скорей догадается? (числительное)
6. Вам подробно все расскажут.
Чей, какой тебе покажут.
С существительным всегда,
Словно не разлей вода. (прилагательное)
7. Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз. (союз)
8. НА дороге пёс сидит,
ЗА дорогой столб стоит.
ДО дороги добегу,
ПОД дорогой пробегу.
Там подземный переход.
Нам В рассказе О дороге
Очень помогли… (предлоги)
9. Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт. (частица)
| с | | |
у | |
щ |
е |
с |
| м | е | с | т | о | и | м | е | н | и | е | | т | | |
| г | л | а | г | о | л | | в | | |
| | н | а | р | е | ч | и | е | | и | | |
| ф | | | т | | |
ч | и | с | л | и | т | е | л | ь | н | о | е | | е | | |
| | | п | р | и | л | а | г | а | т | е | л | ь | н | о | е |
| с | о | ю | з | | ь | | |
| п | р | е | д | л | о | г | | н |
| ч | а | с | т | и | ц | а | о |
я | | е | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Теперь прочитаем ключевое слово ( морфология)
- Что такое морфология? ( морфология – это раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи)
Все части речи делятся на группы. Какие? (самостоятельные , служебные части речи и особая группа - междометие)
Какова же тема занятия?
Запишите тему урока в тетрадь.
Попытаемся сформулировать цель нашего урока (уметь определять части речи, научиться отличать самостоятельные части речи от служебных).
Введение новых знаний
Словарная работа
Толя, давай поиграем с тобой в снежки, бросать их мы будем в словарные слова. Вспомни, как пишутся эти слова и запиши их в тетрадь. Посмотрим насколько ты меток.
К какой части речи относятся эти слова?
Оцени свою словарную работу с помощью смайлика.
Какие части речи относятся к самостоятельным, а какие – к служебным?
Проверим себя по учебнику (стр. 133)
Давай сравним служебные и самостоятельные части речи.
Возьми приготовленный лист № 1. В первом столбике записаны признаки. В остальных будем ставить + или -.
Признаки | Самостоятельные части речи | Служебные части речи | Междометия |
Называют предмет, признак, действие и т.д. | + | - | - |
Можно задать вопрос | + | - | - |
Являются членами предложения | + | - | редко |
Имеют лексическое значение | + | - | редко |
Могут употребляться обособленно (самостоятельно) | + | - | - |
Изменяются | + | - | - |
Теперь мы знаем, чем отличаются самостоятельные части речи от служебных.
Физкультпауза. (с участием девочек из 4 «в» класса Годжоевой Марьям и Магомедмирзоевой Патимат в народных костюмах) (2 минуты)
Закрепление материала
Попробуйте дать определение служебным частям речи. Проверьте себя по учебнику: стр. 138.
Дополнительные вопросы:
— Вспомните, по какому принципу противопоставляются друг другу самостоятельные и служебные части речи. Для этого ответьте на вопросы:
— Есть ли у самостоятельных и служебных частей речи лексическое значение? (У самостоятельных есть, оно зафиксировано в словаре, у служебных нет.)
— Могут ли изменяться самостоятельные и служебные части грамматически? (Самостоятельные преимущественно изменяются: у наречий и слов категории состояния – это степени сравнения; служебные части речи не изменяются.)
— Какие синтаксические функции выполняют самостоятельные и служебные части речи? (Самостоятельные части речи выполняют функции членов предложения; служебные части речи не могут быть членами предложения – они служат для их связи, для уточнения значений, а также для связи частей сложного предложения.)
Зрительный диктант. Вставьте пропущенные служебные части речи, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
__ друзьями легче море переплыть (с)
__ есть морскую соль что нам досталась. (и)
__ __ друзей __ свете было __ очень трудно жить (а, без)
__ серым стал __ даже алый парус. (и, бы)
(Вл.Ланцберг)
Какое произведение напомнили вам эти стихотворные строки? (А.Грин. «Алые паруса»)
Хотите знать продолжение этого стихотворения? (Да)
Что для этого нужно сделать? (Прочитать его)
Самостаятельная работа: Данными словами необходимо заполнить таблицу.
самостоятельные | служебные | |
сущ. | прилаг. | мест. | числ. | глаг. | нареч. | предлоги | союзы | частицы | межд. |
| | | | | | | | | |
Женщины, русские, в, селенье, не, заметить, ах, говорит, они, к, ним, громко, эх, красивая, мне, над, восемь, красиво, но, девять, из-за, а, и, эй.
Проверим: (слайд 32)
СУЩ: Женщины, селенье,
ПРИЛ: русские, красивая
ГЛАГ: заметить, говорит
МЕСТ: они, ним, мне
ЧИСЛ: восемь, девять
НАР: громко, красиво
ПРЕДЛ: в, к, над, из-за Как пишется предлог из-за?
СОЮЗ: но, а, и
ЧАСТ: не
Когда я выписывала эти слова, мне показалось, что это какие-то поэтические строки. Может они и тебе что-то напоминают.
Откуда это произведение? Кто автор? Воспроизведи отрывок, пожалуйста?
Николай Алексеевич Некрасов
«Мороз, Красный нос»
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,—
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит!»
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет.
Ты так замечательно читал стихотворение, что мне захотелось продолжить поэтическую ноту нашего занятия. И зимняя стужа не оставляет нас в покое: мороз заморозил некоторые слова в стихотворении, давай попробуем их отогреть.
… голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя … солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
… ель сквозь иней зеленеет,
… речка … льдом, блестит.
С помощью каких слов можно восстановить стихотворение?
Кто автор этих строк? (Александр Сергеевич Пушкин)
С этим заданием ты справился отлично, а теперь найдем «опасные места». Как ты думаешь, что это? (орфограммы)
Запиши отрывок стихотворения в тетрадь по памяти. В это время звучит шум ветра.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Выполни задания:
Выпиши словосочетания:
Гл. + пр. + сущ. (лежит под небесами, блестит подо льдом)
Какова роль предлогов? (служат для связи слов в словосочетании и в предложении)
Подчеркните грамматическую основу.
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Какова роль союзов? (Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте)
Оцени свою работу с помощью смайлика.
Подведение итогов урока.
Из отдельных слов составь предложения, изменяя, если нужно окончания
Конец, чудесной, пришел, встреча.
Мы, части, речь, запомним, все.
Нам, все, знать, правило, помогут.
Всём, обо, смогут, поведать.
Вокруг, что, существует, нас,
и, как, рассказ, закончился.
Пришел конец прекрасной встречи.
Запомним мы все части речи.
Все знать нам правила помогут.
Обо всём поведать смогут.
Что существует вокруг нас,
И как закончился рассказ.
На какие группы делятся части речи?
Какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным?
Рефлексия учебной деятельности:
Выбери понравившуюся фразу, продолжи ее, ответь на вопрос:
Наш день (урок) подошел к концу, и я хочу сказать…
Мне больше всего удалось…
За что ты можешь себя похвалить?
Что чувствовал?
Что приобрел?
Что меня удивило?
Для меня было открытием то, что…
Что, на ваш, взгляд удалось?
Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Поделимся впечатлением о нашем уроке
Сегодня на уроке я научился…
Мне было интересно..
Мне было трудно…
Больше всего мне понравилось…
Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…
Оценка учителем.
9. Домашнее задание:
п. 47 в учебнике
-сочинить сказку о самостоятельных и служебных частях речи (творческое задание).
Очень хочется, чтобы на каждом уроке ты усваивал что-то новое и обязательно что-то прибавлял к своему образованию. Надеюсь, что этот урок не стал исключением.
Спасибо за работу.
Директор МКОУ «ШСОШ»
________ Газимагомедов Г.Г.
Завуч старших классов
________ Малламагомедов А.А.
Методист кафедры русского языка и литературы
_________ Гамзатова Р.Ш.