3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство знания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности; согласовать цель и тему урока | Создание проблемной ситуации. 4.Запишите произведение в виде степени (ааааа) ∙ (аааааа) Запишите частное в виде дроби: (а∙а∙а∙а∙а): (а∙а∙а) Сократите получившуюся дробь Выполните действия: а) д) Какое задание вы должны были выполнить в последних примерах? Сравните основания Почему вы не смогли его выполнить? (или выполнили неправильно) - В чем затруднение? - Какая задача встала перед нами? – Сформулируйте тему урока. - Молодцы! Значит, сегодня на уроке мы с вами чем будем заниматься? - Откройте тетради, запишите число и тему урока. Запись темы урока на доске: "Умножение и деление степеней" | Умножить и разделить степени с натуральным показателем. -одинаковые основания -Не умеем умножать и делить две степени с одинаковыми основаниями -не знаем правило умножения и деления двух степеней с одинаковыми основаниями -узнать правило и построить алгоритм умножения и деления двух степеней с одинаковыми основаниями Умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями Умножать и делить степени с одинаковыми основаниями. | Применять определение степени | Планирование путей для решения данного задания, оценивание собственных успехов, аргументация своего мнения, осуществление планирования своей работы |
4.Построение проекта выхода из затруднения. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения проекта выхода их затруднения; зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона. | Организация исследования проблемной ситуации. Разделите тетрадь на 2 части, запишите первый пример в левой части - Какая задача стояла перед нами? - Замените степени произведением одинаковых множителей. - Замените произведение степенью. Какой получился результат? Как получился результат? А основание? Молодцы! Проанализируйте полученные ответы, какую закономерность можно выявить? . Запишите второй пример в правой части Что получили в результате? Может ли показатель делимого быть меньше показателя делителя? Что общего в этих двух случаях? Попробуйте сформулировать правило умножения и деления степеней - Сформулируйте правило умножения и деления степеней с одинаковыми основаниями. Для каких оснований можно применять это правило? Запишите данное правило используя буквы латинского алфавита На столах карточки, на которых два правила записаны в одном, вставьте пропущенные слова. Читаем верхнюю строчку – правило умножения, нижнюю - правило деления. Давайте проверим данное правило по учебнику - Молодцы! | к показателю первого множителя прибавили показатель второго основание не изменяется, остается прежним Выдвигают гипотезы по решению проблемы: - после расписывания количество одинаковых множителей совпадает с показателем произведения; - после расписывания количество одинаковых множителей совпадает с суммой показателей степеней -из показателя делимого вычитается показатель делителя нет Основания степеней одинаковые Формулируют правило: При умножении степеней с делении одинаковыми основаниями выполняют сложение показателей, вычитание а основание оставляют прежним. для одинаковых Читают правило в учебнике | Применять символы для записи свойств умножения и деления степеней | Построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, сотрудничество с товарищами в поиске и выборе информации |
5.Первичное закрепление во внешней речи. Цель: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи. | Предлагается выполнить задания № 403 (верхняя строчка) один ученик у доски с проговариванием правила. Рядом решает пример на деление. №414 (верхняя строчка). Решает пример на умножение. Восстановить пропущенные выражения (упражнения из учебника Эрдниева П.М.): Самостоятельно с последующей проверкой а) а3 = а10 б) : 25 = 27 в) 35 : = 32 г) 4 = 42 д.) е) Конкурс «Кто быстрее?» 1 ряд 2 ряд 3 ряд а6а3 b8b2 yy12 y10:y7 p20:p10 c4:c3 bb3 x5x m3m8 26 24 7572 59 58 a21:a y9:y b3:b 1016:1012 312:38 67:62 x4x4 a5a5 x3x3 p10:p6 c11:c5 a11:a6 | 1. Решают задания в тетрадях и у доски 2.Учатся применять правила | Применять правила умножения и деления степеней | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
6.Контроль усвоения. Тест с проверкой по образцу. Цель: проверить свое умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки. | Тест. (У каждого на столе карточка с заданием) Фамилия_________________________ Вариант 1 | Фамилия__________________________ Вариант 2 | 1. Выполнить умножение : а) х8 б) х15 в) х2 | 1. Выполнить умножение: а) х28 б) х11 в) х3 | 2. Выполнить умножение а7 а10 а)а17 б)а70в)а3 | Выполнить умножение а8а9 а)а17 б)а72в)а1 | 3. Выполнить деление х8:х4 а) х2 б) х32 в) х4 | 3. Выполнить деление х9:х3 а) х3 б) х27 в) х12 | 4. Выполнить деление b10:b5 а) b2 б) b5 в) b4 | 4. Выполнить деление b11:b10 а) b10 б) b1 в) b21 | 3. При каком х выполняется равенство: а) 4 б) 2 в) 6 | 3. При каком х выполняется равенство: а) 6 б) 5 в) 1 | Оценка за тест: Оценка за работу на уроке: | Оценка за тест: Оценка за работу на уроке: | | Выполнение теста. Осуществление самоконтроля (сравнение с эталоном) | Умение самостоятельно контролировать время, выполнения задания, умение осознанно применять алгоритм. |
7.Рефлексия | Организует рефлексию по методу незаконченного предложения, дает оценку работы класса Учитель задаёт вопросы: 1. Что мы изучали сегодня на уроке? 2. Назовите, какие свойства степеней узнали на уроке? 3.Кто может сформулировать, изученные свойства и записать в виде формул? Какую цель ставили перед собой на уроке? - Смогли ли ее достичь? Почему? Оцените свою деятельность на уроке с помощью карточки самооценки *** “+” - все понятно, выполнил(а) все верно “± ” - надо еще поработать, допущены ошибки “-” – материал не понял(а), больше половины заданий выполнено неверно. Над чем еще надо поработать?____________________ | Осуществляют самооценку своей деятельности, соотносят цели и результаты. Отвечают на вопросы учителя | | Адекватное понимание успешности и неуспешности, умение выражать свои мысли и аргументировать свое мнение |
8.Домашнее задание | Инструктаж домашнего задания 1 уровень: П.19, №408 2 уровень П.19, №408,416 Следуя инструкции ПОПРОБУЙТЕ доказать свойства умножения или деления степеней. Инструкция: Расписать аn по определению степени. Расписать ак по определению степени. Умножить аn и ак, т.е. аn • ак. Преобразовать полученное выражение к виду аn+к. | Выбирают уровень домашнего задания | | |